Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:04, контрольная работа
Освоение действительности в философии осуществляется посредством философских методов, то есть системы наиболее общих приемов и способов. Одними из основных противоположных методов философии являются диалектика и метафизика.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Диалектика и метафизика……………………………….……………………..4
2. Историческое развитие диалектики как метода познания.………….……...7
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля….. ….…...............9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Философия Гегеля также утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, то есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.
Важнейшим принципом диалектики 
является принцип всеобщей связи. Окружающий 
нас мир состоит не только из развивающихся 
материальных образований, но и из взаимосвязанных 
предметов, явлений, процессов. Современная 
наука располагает 
Таким образом, всеобщая связь 
и взаимообусловленность 
Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.
К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и другие.
Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.
Впервые принципы диалектической логики в систематизированном виде разработал Г.Гегель, развив учение о законах и категориях диалектики. Гегель, усматривая в жизни природы и человека силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные ф ормы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.
Оригинальность гегелевской 
мысли заключается в том, что 
категории мышления не просто выстроились 
в определенном системном порядке, 
но и пришли в движение, стали 
взаиморефлексирующими, порождающими 
и обуславливающими друг друга. Иными 
словами, Гегель демонстрирует 
Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.
Если законы диалектики раскрывают 
в основном процесс развития, то 
взаимосвязь явлений и 
Логика же Гегеля начинается с категории «чистого бытия» - самой бедной содержательно, предельно абстрактной и неопределенной категории. Ведь о «чистом бытии» в принципе ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть, существует. Неопределенность и бессодержательность этой категории позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории – «ничто». «Ничто» отрицает «чистое бытие вообще». Постоянный же переход чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто». Внутри «становления» уже заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому «становление» разделяется на категории «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие». Это уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело с категорией «качества», «тождественной с бытием определенностью». Качественная характеристика бытия неизбежно тянет за собой «количество», а их противоречивое единство дает категорию «мера» (то есть некоторые пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества).
Таким образом строится гегелевская система категорий диалектики, которые, по его мнению, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.
Заключение
Диалектика Гегеля послужила теоретическими предпосылками марксистской философии, сохранившей и развившей диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.
В отличие от диалектики Гегеля, где материальный мир служит выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика истолковывает человеческие понятия как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений.
Материалистическая диалектика, признавая первичной материю и вторичным сознание, рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу и общественное бытие людей в процессе их предметно-практической деятельности.
Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, то есть признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.
Список литературы
1. Спиркин А.Г. Философия: Монография. – М.: Гардарики, 2001.
2. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.
3. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.
4. http://www.philosophy.ru.
Поскольку движение и развитие 
являются противоречивыми процессами, 
имеющими множество разных моделей, 
включающих в себя моменты устойчивости 
и изменчивости, прерывности и 
непрерывности, причинности и случайности 
– то возникает проблема возможности 
описания данной противоречивости. Это 
означает, что требуется выработка 
определенной обобщающей метаконцепции, 
способной объяснить все 
Термин "метафизика" был введен в I в. до н. э. Андроником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил "после физики" (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, т.е. те, которые были "первой философией" - наукой о первых причинах, о первой сущности и началах. На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия "метафизика".
1. Как синоним понятия «философия» т.е. наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.
2. Как особая философская наука 
- онтология, учение о бытии 
как таковом, независимо от 
его частных видов и в 
3. Как определенный 
философский способ мышления (познания), 
противостоящий 
 В своем последнем 
значении метафизика означает 
особый способ понимания 
Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи (детерминизм); учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей ("ядре" диалектики). От метафизики диалектика отличается тем, что учитывает ограниченность человеческих возможностей в познании противоречивого мира, а движение и развитие понимаются ею как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчиненности, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.
Выделяют объективную 
 Диалектика как способ 
человеческого мышления о мире 
пытается объяснить последний 
с помощью выведения законов 
и категорий (особая форма 
http://studfilosed.ru/
http://msuee.ru/html2/
http://komperspectiva.narod.
Диалектика и метафизика 
(глава из книги "Диалектический 
и исторический материализм" (изд. 2-е 
переаб. и доп.) под общ. ред. А.Г.Мысливченко 
и А.П.Шептулина)
 
     В истории философии сложились 
два различных метода познания - 
диалектический и метафизический. 
     Если все явления рассматриваются как 
взаимосвязанные, находящиеся в состоянии 
постоянного изменения, развития, а источником 
этого процесса признается присущая им 
внутренняя противоречивость, то такой 
подход называется диалектическим. Диалектика 
объективно присуща природе и обществу, 
а диалектическая теория лишь более или 
менее точно ее отражает. 
     В отличие от диалектического подхода 
к пониманию мира метафизический подход 
рассматривает вещи и явления как неизменные 
и независимые друг от друга. Современные 
метафизики признают движение, развитие, 
но дают ему извращенное толкование. Отрицая 
диалектический характер развития и внутреннюю 
противоречивость вещей, они усматривают 
источник движения в их внешних столкновениях. 
     Как диалектика, так и метафизика имеют 
свою многовековую историю. Слово "диалектика" 
древнегреческого происхождения. В буквальном 
переводе оно означает искусство вести 
спор, полемику. Древнегреческий философ 
Сократ рассматривал диалектику как искусство 
вести спор, диалог, направленный на обсуждение 
проблемы с целью выяснения истины путем 
столкновения противоположных мнений. 
В философии Платона, Аристотеля и других 
древнегреческих мыслителей диалектика 
обычно применяется к осмыслению сферы 
мышления и связывается с совершенствованием 
способности последовательно, логично 
мыслить. Среди философских умов Древней 
Греции, акцентировавших свое внимание 
на диалектической сущности бытия, В. И. 
Ленин особо выделял Гераклита, который 
доказывал, что мир, бытие находятся в 
беспрерывном движении, изменении, обусловливаемом 
борьбой противоположных начал. Древнегреческим 
философам принадлежит огромная заслуга 
в создании исторически первой, наивной 
формы диалектики. 
     Метафизические воззрения зародились 
также в античной философии. Еще в VI-V веках 
до н. э. в философии Ксенофана, Парменида, 
Зенона и других содержались попытки доказать, 
что бытие неделимо и неподвижно, что всякая 
множественность и всякое изменение представляются 
противоречивыми, а поэтому невозможными1. 
Но особое развитие метафизические воззрения 
получили в философии нового времени, 
которая испытывала сильное влияние естествознания, 
достигшего в ту эпоху выдающихся успехов, 
особенно в математике и механике. Осуществляемое 
естественными науками расчленение единой 
природы на составные части и изучение 
их порознь, будучи необходимой стороной 
общего познавательного процесса, формировало 
у исследователей привычку рассматривать 
эти составные части, вещи и процессы в 
их обособленности, вне общей связи, движения 
и развития. "Перенесенный... из естествознания 
в философию, этот способ понимания создал 
специфическую ограниченность последних 
столетий - метафизический способ мышления"2, 
- писал Ф. Энгельс. 
     Ограниченность метафизического метода 
была подвергнута основательной критике 
в немецкой классической философии, особенно 
в трудах Гегеля, который сформулировал 
основные диалектические законы, гениально 
угадав в диалектике понятий диалектику 
вещей3. Гегель "впервые представил 
весь природный, исторический и духовный 
мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном 
движении, изменении, преобразовании и 
развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю 
связь этого движения..."4. 
     Но Гегель был идеалистом. Развитие трактовалось 
им как саморазвитие абсолютного духа, 
проходящего в своем поступательном шествии 
от бытия к сущности, а от сущности к понятию. 
В понятии он находил высший расцвет и 
бытия и сущности. В итоге понятие у Гегеля 
выступало и как субъект, и как объект, 
и как абсолютная идея. 
     Идеализм Гегеля резко критиковали В.Г. 
Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский 
и другие революционные демократы 40-60-х 
годов XIX века, которые сделали серьезную 
попытку материалистического осмысления 
диалектики. 
     Подлинно научную форму диалектика обрела 
в трудах К.Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. 
Благодаря им она стала действительной 
наукой, изучающей наиболее общие законы 
развития объективного мира и человеческого 
мышления. 
     Марксистско-ленинская диалектико-материалистическая 
философия явилась в известном смысле 
диалектическим отрицанием всех предшествовавших 
философских систем. Это нашло свое отражение 
и в трактовке ею своего предмета. Объектом 
философского исследования она считает 
развивающуюся действительность и процесс 
ее познания человечеством. Поэтому единственно 
верным, адекватным методом ее изучения 
может быть только материалистическая 
диалектика как наука "об общих законах 
движения как внешнего мира, так и человеческого 
мышления..."5.
Информация о работе Историческое развитие диалектики и метафизики