Хоссе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Допустим,обычныйчеловек,который пытается найти свое место в жизни, испытывает свои способности в разных делах,и, наконец, приходит к выводу, что у него нет таланта. Он будет чувствовать себя посредственностью, но никогда не почувствует себя членом "массы".

Содержание работы

1. Что такое «масса»? В чём особенность нашего времени?

2. Каковы предпосылки формирования человека массы?

3. Сформулируйте признаки человека массы.

4. Какова функция исторического знания?

5. Раскройте смысл термина «восстание масс».

6. Угрозой чему является государство в современном мире?

Файлы: 1 файл

referat_po_filosofii.docx

— 28.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат по источнику:

Хоссе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск 2012

 

 

Вопросы к статье:

 

 

  1. Что такое «масса»? В чём особенность нашего времени?

 

 

  1. Каковы предпосылки формирования человека массы?

 

 

  1. Сформулируйте признаки человека массы.

 

 

  1. Какова функция исторического знания?

 

 

  1. Раскройте смысл термина «восстание масс».

 

 

  1. Угрозой чему является государство в современном мире?    

 

 

Что такое «масса»? В чём  особенность нашего времени?

В своей работе «Восстание масс» Ортега дает определение понятию масса.

«Масса  -  всякий и  каждый,  кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, "как и все", и не  только не удручен, но  доволен собственной неотличимостью. … Масса - это посредственность»

Иными словами, человек являющийся массой — это тот, кто не видит в себе никакого особого дара или отличия от остальных, кто чувствует, что он такой же, как окружающие. И он не огорчен своей похожестью, а наоборот, счастлив, чувствовать себя таким же, как все.

Допустим, обычный человек, который пытается найти свое место в жизни, испытывает свои способности в разных делах, и, наконец, приходит к выводу, что у него нет таланта. Он будет чувствовать себя посредственностью, но никогда не почувствует себя членом "массы".

Человек «массы» посредствен, скучен и желает оставаться таким, какой  он есть, быть «таким, как все». Масса, следовательно, представляет собой совокупность индивидов, ориентированных на жизнь в массе.

«Особенность  нашего времени  в  том,  что  заурядные  души,  не  обманываясь  насчет  собственной  заурядности, безбоязненно утверждают свое  право на нее и навязывают ее всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться - неприлично.»

В современном обществе, быть, как все, считается правильным, и те, кто выделяется из толпы «рискуют стать отверженными». Безликая масса охватывает все аспекты человеческой жизни и требует от меньшинств стать такими же как и большинство.

Каковы предпосылки формирования человека массы?

Самый наглядный и очевидный показатель происшедшего исторического сдвига следует из огромного увеличения массы людей. Так как прошлый век не только способствовал развитию науки и техники, но и в несколько раз увеличил население планеты, в особенности больших городов. И вместе с этим, ушедший век, создав новые, практически неисчерпаемые источники богатства и комфорта, он дал большой массе людей ощущение легкости жизни, лишил ее нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам общественной морали.

Важно отметить, что Ортега не ведет речь об упадке западной цивилизации. Напротив, он подчеркивает, что само понятие “упадка” основано на сравнении; в таком случае, упадочной эпохой Ортега предлагает считать такую эпоху, которая предпочитает прошлое настоящему и будущему. Отсюда его вывод:

«…эпоха, которая настоящее предпочитает прошлому, никак не может считаться упадочной. … В наше время жизнь имеет – и ощущает в себе – больший размах, чем когда бы то ни было. Как же она могла бы чувствовать себя на ущербе? Наоборот, именно потому, что она чувствует себя сильнее, “живее” всех предыдущих эпох, она потеряла всякое уважение, всякое внимание к прошлому. Таким образом, мы впервые встречаем в истории эпоху, которая начисто отказывается от всякого наследства, не признает никаких образцов и норм, оставленных нам прошлым, и, являясь преемницей многовековой непрерывной эволюции, представляется нам увертюрой, утренней зарей, детством»

Кроме того, существует только один вид упадка – убывание жизненной  силы; и существует он лишь тогда, когда  мы его ощущаем. Именно поэтому он подробно рассматривает вопрос : как сознает или ощущает эпоха свою жизненную силу? Из этой предпосылки следует, что характерной чертой современного общества стала его странная уверенность в том, что оно выше всех предыдущих эпох, «его полное пренебрежение ко всему прошлому, непризнание классических и нормативных эпох, ощущение начала новой жизни, превосходящей все прежнее и независимой от прошлого».

Сформулируйте признаки человека массы.

Ортега выделяет три аспекта «человека массы».

  1. Материальный

«Жизнь  катится  по надежным  рельсам,  и столкновение с чем-то враждебным и грозным мало представимо.

Столь  ясная  и  распахнутая  перспектива  неминуемо  должна  в  недрах обыденного  сознания  копить  то  ощущение жизни, что  метко  выражено нашей старинной поговоркой - "широка Кастилия!" А именно, во всех ее основных и решающих моментах жизнь представляется новому человеку лишенной преград.»

  1. Гражданский

«С рождения  он  и  в общественной  жизни не встречает  рогаток и ограничений. Никто не  принуждает  его  сужать свою  жизнь. И здесь "широка Кастилия". Не существует ни сословий, ни  каст.

Ни у кого нет гражданских  привилегий. Средний человек  усваивает  как истину, что все люди узаконено  равны.»

  1. Духовный

Массу «больше  всего заботит собственное благополучие и меньше всего - истоки этого благополучия.»

Современный мир сильно отличается от мира предыдущих веков. Так же, благодаря 19 веку, человек массы с самого рождения находится в условиях достатка. Он убежден в том, что все те блага, которые он легко получает,  были, есть и будут всегда.

К тому же человек массы считает себя совершенным, он никогда не сомневается в своем совершенстве, его вера в себя поистине подобна райской вере. «Герметизм души» лишает его возможности познать свое несовершенство, так как единственный путь к этому познанию – сравнение себя с другими; но тогда он должен хоть на миг выйти за свои пределы, переселиться в своего ближнего. Душа заурядного человека неспособна к таким задачам.

И все это не делает массового  человека глупым. А на оборот он гораздо умнее и способнее, чем его предки. Но эти способности, ему не впрок: понимая, что он обладает ими, он еще больше замкнулся в себе и не пользуется ими. Он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно оставшихся в памяти, и с развязностью, которую можно оправдать только наивностью, пользуется ими всегда и везде.

Какова функция исторического  знания?

«Историческое знание  -  первейшее средство  сохранения и продления стареющей цивилизации,  и не потому, что дает рецепты ввиду новых  жизненных осложнений,  - жизнь не  повторяется,  -  но потому, что не  дает перепевать наивные  ошибки прошлого»

Благодаря историческому  знанию мы можем не только узнать, как  жили наши предки, но и не допустить  их ошибок. Но если не помнить, не знать  или же иметь неверные знания об истории, можно  навредить настоящему и будущему. В современном обществе к истории, в том числе и  истории своего государства, относятся  с небрежностью, это может привести не только к повторению ошибок прошлого, но и к возвращению в старые времена, примерами тому является возврат «фашизма» и «большевизма».

Раскройте смысл термина  «восстание масс».

Восстание у автора –  это количественный процесс, то есть увеличение общей массы населения, подстегивающийся научно-техническим прогрессом и теми социальными улучшениями, которые приобрела цивилизация в 20 веке. Жить стало не в пример проще. Людям теперь не нужно бороться за выживание, появились права человека и социальный, житейский комфорт.

«Действовать   самовольно   означает   для   массы   восставать   против собственного  предназначения,  а поскольку лишь  этим она сейчас и занята, я говорю  о восстании масс. В конце концов, единственное, что действительно и по  праву можно считать восстанием, -  это восстание против себя, неприятие судьбы…. Нечего удивляться, что сегодня,  когда массы торжествуют,  торжествует  и  насилие,  становясь  единственным  доводом  и единственной доктриной.»

Восстание масс, подобно всеобщему опомрачению, которое сопровождается доходящей до исступления ненавистью к доводам здравого смысла и тем, кто пытается донести их до сознания людей.

Человек забыл о нормах морали и для него насилие единственный выход при решении проблем  или доказательстве своей правоты. В современном обществе, насилие  становится обычным делом.

Угрозой чему является государство  в современном мире?

   «В   наши  дни   государство   стало   чудовищной   машиной   немыслимых возможностей,  которая  действует  фантастически  точно  и  оперативно.»

«…массовый  человек  видит  в государстве безликую силу, а  поскольку и себя ощущает безликим, то  считает его своим. И если в жизни  страны возникнут какие-либо трудности, конфликты, проблемы, массовый человек постарается, чтобы  власти немедленно вмешались и взяли   заботу  на   себя…»

Государство под предлогом выбора, диктует нам то, что для него выгоднее. А человек, уверенный в том, что у него есть право голоса, идет на поводу у государства. И благодаря тому, что безликий человек считает государство своим, он верит, что он и есть государство, а это на самом деле глубокое заблуждение.

Тем самым государство  угрожает нашей самостоятельности  и пресекает любой творческий потенциал.


Информация о работе Хоссе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»