Холизм в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Холизм (от греч. ολοζ— целый,) — версия принципа целостности, постулирующая невыводимость свойств целого из свойств компонентов и признающая целостность первичным, не сводимым ни к чему началом. Заметим, что принцип системности так­же исходит из того, что целостность объектов является их неотъемлемым качеством, но объясняет их на основе принципов взаимодействия и детерминизма.

Файлы: 1 файл

Холизм.docx

— 16.99 Кб (Скачать файл)

Холизм (от греч. ολοζ— целый,) — версия принципа целостности, постулирующая невыводимость свойств целого из свойств компонентов и признающая целостность первичным, не сводимым ни к чему началом. Заметим, что принцип системности так­же исходит из того, что целостность объектов является их неотъемлемым качеством, но объясняет их на основе принципов взаимодействия и детерминизма.

Конкретно-научный аспект целостности подчеркивается в формулировке принци­па целостности как принципа системности. Согласно этому принципу, свойство це­лостности присуще особому классу объектов — системам. По определению П. К. Ано­хина, «система — это множество элементов (компонентов), обладающих генетической общностью, отношения которых носят характер взаимосодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром» (Анохин П. К., 1978). Система формиру­ет и воспроизводит адаптивные взаимоотношения с окружающей средой, которые обеспечивают ее развитие, т. е. сохранение, воспроизведение, видоизменение и т. д.

Холи́зм (от др.-греч. ὅλος, «целый, цельный») — в широком смысле — позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям.

В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную  южноафриканским философом Я. Смэтсом, который ввёл в философскую речь термин «холизм» в 1926 году, опираясь на слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».

Онтологический принцип  холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма  его частей. С холистической позиции, весь мир — это единое целое, а  выделяемые нами отдельные явления  и объекты имеют смысл только как часть общности. В связи  с этим, многими холистическими мыслителями  религиозной и трансцендентальной ориентации делался вывод, что развитие мира должна направлять некая внешняя  по отношению к нему сила, хотя, например, такой выраженный имманентист, как Г.Гегель, тоже был последовательным холистом.

В гносеологии холизм опирается  на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей.

Холизм в истории философии

Холизм господствовал  в европейской философской мысли  с древности до XVII столетия. Пример холистического утверждения из трудов Гиппократа: «человек есть универсальная  и единая часть от окружающего  мира», или же «микрокосм в макрокосме». Представитель классического немецкого  идеализма Г.В.Ф.Гегель говорил: «только целое имеет смысл».

Однако с развитием  в XVII-XIX веках науки и распространением в философии и естествознании механистических и редукционистских идей возобладал взгляд на любую систему  как на производное частей, и окрепло  убеждение, что свойства любого объекта  могут быть выведены из анализа его  составляющих элементов. Соответственно, холистический принцип стал восприниматься как не имеющая практической ценности философская концепция и оказался оттеснённым на перифирию общественного сознания.

Интерес к идеям холизма  снова возрос в XX веке в связи  с кризисом классической картины  мира и расцветом герменевтики. Собственно, в это время и появился термин — в «философии целостности» Я. Смэтса.

 

Холистический принцип в  современном философствовании

В настоящее время холизм разрабатывается в общей теории систем. Из холистических представлений  исходит часто используемое понятие  синергии. Практическим воплощением  идеи холизма является возникшее  в синергетике понятие эмерджентности, то есть возникновения в системе нового системного качества, несводимого к сумме качеств элементов системы. Открыто опирается на холистический принцип К. Уилбер в развиваемой им философской концепции интегральной психологии.

 


Информация о работе Холизм в истории философии