Характерные черты науки в античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

На протяжении всей своей истории люди выработали несколько способов познания и освоения окружающего их мира. Одним из таких важнейших способов, безусловно, является наука. Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных знаний об этом мире, и выводов полученных на основе законов логики. Анализируя историю развития современного естествознания, мы не можем обойти сторонний вопрос о характере науки в эпоху античности.

Содержание работы

1. Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
4. Список литературы.
5. Перечень условных обозначений, символов и терминов.

Файлы: 1 файл

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАУКИ В АНТИЧНОСТИ.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Итак, отличительной чертой греческой науки с момента  ее зарождения была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практических применений, которые могли из него проистечь. На первых этапах существования науки эта черта сыграла, бесспорно, прогрессивную роль и оказала большое стимулирующее воздействие на развитие научного мышления.

У античной науки существуют свои отличительные признаки.

1. Наука, как род  деятельности по приобретению  новых знаний. Для осуществления  такой деятельности необходимы  определенные условия: специальная  категория людей, средства для  ее осуществления и достаточно  развитые способы фиксации знаний;

2. Самоценность науки,  ее теоретичность, стремление  к знанию ради самого знания;

3. Рациональный характер  науки, что прежде всего выражается  в доказательности ее положений  и наличии специальных методов  приобретения и проверки знаний;

4. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.

 

Обратившись к античной науке в период ее наивысших достижений можно найти в ней черту  принципиально отличающую ее от науки  Нового времени. Несмотря на блестящие успехи античной науки эпохи Евклида и Архимеда, в ней отсутствовал важнейший момент, без которого мы теперь не можем представить себе таких наук, как физика, химия, отчасти биология. Этот момент — экспериментальный метод в том его виде, в каком он был создан творцами науки Нового времени — Галилеем, Бойлем, Ньютоном, Гюйгенсом. Античная наука понимала значение опытного познания, о чем свидетельствует Аристотель, а до него еще Демокрит. Античные ученые умели хорошо наблюдать окружающую природу. Они достигли высокого уровня в технике измерений длин и углов, о чем мы можем судить на основании процедур, разрабатывавшихся ими. Но эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и которое имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение,— такого эксперимента античность еще не знала. Между тем именно такой эксперимент лежит в основе физики и химии — наук, приобретших ведущую роль в естествознании Нового времени. Этим объясняется, почему широкая область физико-химических явлений осталась в античности во власти чисто качественных спекуляций, так и не дождавшись появления адекватного научного метода.

В античную эпоху подобного  взаимодействия науки практики не было. Античная экономика, основанная на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. По этой причине греко-римская наука, за немногими исключениями (к которым относится, в частности, инженерная деятельность Архимеда), не имела выходов в практику. С другой стороны, технические достижения античного мира — в области архитектуры, судостроения, военной техники — не находились ни в какой связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия оказалось в конечном счете пагубным для античной науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Изучая характерные черты науки в период античности, делаем выводы, что античные научные воззрения имели существенную гуманитарную составляющую как по форме, так и по содержанию. Научные труды выражались в форме литературных произведений, носили отпечаток мифологичности, романтизма. В античном мире возникали построения, догадки, идеи, получившие развитие в более позднее время. Возникла традиция научных школ, первыми из которых были Академия Платона и Ликей Аристотеля.

В период античности наука  возникает как обособленная сфера  духовной культуры. Появляется особая группа людей, специализирующихся на получении  новых знаний, знания становятся системными, теоретичными и рациональными. Естественные науки существовали в форме натурфилософии, неотделимой от философии. Ученые античного мира были энциклопедистами, носителями как гуманитарных, так и естественнонаучных знаний. Экспериментальная база естественных наук была крайне ограничена. В методологическом плане важным достижением античности является создание дедуктивного метода исследований, закрепленного в наиболее законченном виде в «Логике» Аристотеля, и аксиоматического метода изложения научных теорий, использованного впервые в «Началах» Евклида. Формальная логика Аристотеля, обогащенная новыми правилами, называется сейчас традиционной. На ее основе возникла математическая логика. Как междисциплинарная наука формируется математика, используемая при решении как научных, так и прикладных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Гусева Е.А., Леонов  В.Е. История и философия науки.  Учебник.СПб.2011

2. Гусева Е.А., Леонов  В.Е. Философия и история науки:  Учебное пособие.СПб.,2009

3. «Французский язык». Персональный сайт преподавателя Головановой И.С.

http://irgol.ru/?page_id=1280

4. Возникновение науки.  Появление первых научных программ.

http://www.rus-lib.ru/book/27/25/042-066.html

     5. «История философии. Книга 1. Древний мир. Античность» (автор: Д.     И. Грядовой, издательство: Юнити-Дана, 2009)   

    6. «Концепции современного естествознания» (автор: Карпенков С.Х., издательство: академический проект, 2008);

 

 

 

 

 

 

 

 

5.ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ  ОБОЗНАЧЕНИЙ СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ.

АРХАИКА (от греч. archaikуs — старинный, древний)

  • Архаика — ранний этап в историческом развитии какого-либо явления.
  • Архаика — период в древнегреческом искусстве, предшествовавший классике.

МИСТИЦИЗМ (от др.-греч. μυστικός — таинственный ) —философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме[2. Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения с Божеством (Абсолютом). В утверждении возможности непосредственного единения с Богом состоит суть мистицизма. Различные мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определенного состояния разума и психики.

СОФИСТЫ (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. Софистами иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).

ЭЗОТЕРИЗМ (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутренний) — «определение философским мировоззрением субъективного познания природы и окружающего мира, по утверждению лидеров мистических течений, доступное лишь ограниченному кругу лиц» (Рене Генон).[источник не указан 230 дней]

Эзотерический — тайный, скрытый, посвященный в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным. Антоним — экзотерический. Может употребляться как, например: «эзотерическое значение какого-либо обряда».[1][2]

В истории культуры многообразные  формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием — эзотеризм.[3]

ЭЛЕАТЫ — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).

 

 

 

 

 




Информация о работе Характерные черты науки в античности