Гуманистические идеи представителей возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:34, контрольная работа

Описание работы

Гуманизм – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Гуманизм является составной частью философии Возрождения. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.

Файлы: 1 файл

Философия ДЕЛАЕТСЯ.docx

— 19.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

    Введение………………………………………………………………………  3

Гуманистические идеи представителей возрождения…………………..  4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гуманизм – это признание  ценности человека как личности, его  права на свободное развитие и  проявление своих способностей, утверждение  блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманизм является составной  частью философии Возрождения. В  широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который  провозглашает идею блага человека главной целью социального и  культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.

 Эпоху Гуманизма отличает направленность на человека, формирование его моральных и духовных качеств. Достижению этой цели, по мнению философов той эпохи, способствует обращение к прошлому – классической философии Древней Греции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманистические идеи представителей Возрождения

 

Родоначальником гуманизма  считается поэт и философ Франческо  Петрарка (1304—1374гг.), он искренне стремился примирить Христа с Цицероном, полагая, что светская образованность, знание античной поэзии и философии не могут противоречить принципам веры, ибо она служит нравственному совершенствованию человека. Эти внутренние борения и сомнения нашли яркое выражение в его “Исповеди”, или “Моей тайне”, многочисленных письмах, трактатах, поэзии. Петрарка убежден, что путь к небесному блаженству не требует отказа от всего мирского. Благочестие и “познание божественного” утрачивали, таким образом, монополию в духовной сфере, в разрешении проблем человеческого бытия — ответ на них Петрарка искал в светском знании, источником которого была для него античная культура.

Петрарка заложил основы новой, гуманистической этики; ее главный  принцип — достижение нравственного  идеала через самопознание, активная добродетель, образование, смысл которого — в широком овладении культурным опытом человечества. Этот принцип  стал характерным для всего раннего  гуманизма: не только Петрарка, но и  Боккаччо и Салютати видели в образовании, основанном на изучении античного наследия, средство возвеличения личности и совершенствования  общества.

По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот  античной культуры и в то же время  переосмыслить и в чем-то превзойти  ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении  гуманизма к античному наследию. 
         Пико делла Мирандола. Одним из основных направлений работы Пико было развитие доктрины достоинства человека. Доктрина этого грандиозного “манифеста” представлена в форме мудрости, обретенной на Востоке, в частности, как поучения Асклепия Гермеса Трисмегиста: “Великое чудо - человек”. Но почему человек являет собой великое чудо? Известное объяснение Пико следующее. Все творения онтологически определены по сущности тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный из творений, помещен на границе двух миров, свойства которого не предрешены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. Величие человека, таким образом, будет заключаться в искусстве, быть творцом самого себя. В то время как животные не могут быть ничем иным, кроме как животными, ангелы – ангелами, в человеке есть семя любой жизни. В зависимости от этих семян, которые будут прорастать, человек станет либо мыслящим животным, либо ангелом; и, если он не будет доволен всем этим, то в своих глубинах он явит тогда “единственный дух, сотворенный по образу и подобию Божьему, тот, что был помещен выше всех вещей, и остающийся выше всех вещей”

 

Эпоха Возрождения возвратила к жизни помимо всего прочего  и учения Аристотеля. Большое значение имеет полемика, которая разразилась  относительно превосходства Платона  над Аристотелем. Самым известным  аристотеликом является Пьетро Помпонацци. В его работе “О бессмертии души”  обсуждалась проблема, ставшая для XVI в. центральной.

 

По сравнению с чувственной  душой животных интеллектуальная душа человека способна познавать универсальное  и сверхчувственное. Однако она не отделена от чувственных образов, через которые идет к познанию. Но если так, душа не может обходиться без тела, она принадлежит телу, и не может осуществлять без него свои собственные функции. Поэтому она считается формой, которая рождается и погибает вместе с телом, не имея никакой возможности действовать отдельно от него. Помпонацци не хотел вовсе отрицать бессмертие души, он хотел только опровергнуть тезис о том, что эту “истину можно продемонстрировать при помощи разума”. Что душа бессмертна, это предположение веры, которое, как таковое, должно утверждаться средствами веры, в то время как другие аргументы здесь не подходят. Выражая свою точку зрения, он опирался на теорию “двойной истины”, в которой различались истина, доступная разуму, и истина, доступная лишь для веры. 
        Однако, вопреки этому сокрушительному разрушению метафизического образа человека, Помпонацци вновь обращается к идее человека как “микрокосма” и к некоторым идеям “манифеста” Пико. Душа оказывается на первом месте в иерархии материальных существ, и поэтому граничит с нематериальными сущностями, объединяя те и другие. Она материальна в сравнении с нематериальными существами и нематериальна в сравнении с материальными существами. Она причастна как к разумному, так и к материальному. Когда она действует в согласии с духовными сущностями, она божественна; когда же действует как животное, то в него и обращается. 
        И снова человек предстает как единение материального и нематериального, он их объединяет в себе.

К середине XV в. гуманизм вырастает  в мощное культурное движение во Флоренции, Венеции, Риме, Милане, Неаполе, Болонье  и ряде других городов. Гуманисты  выступают в роли политических деятелей, секретарей на службе у республик  или при дворах правителей, преподавателей университетов. Складывается новая  социальная прослойка — гуманистическая  интеллигенция. Вокруг гуманистов формируется  культурная среда, объединяющая представителей различных социальных кругов и профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направления деятельности гуманистов.

 

Новое поколение гуманистов активно воплощало в жизнь  программу предшественников. Розыски  и изучение античных рукописей дали толчок быстрому развитию гуманистической  филологии, совершенному овладению  языком классической латыни, освоению греческого языка с помощью византийских ученых, преподававших во Флоренции  и других центрах Италии. Развивались  риторика в стиле Цицерона и Квинтилиана, педагогика, возникали частные гуманистические  школы. Подлинный подъем переживала этика, включавшая по традиции и социально-политические идеи. Разработка этических проблем  оказывала энергичное воздействие  на формирование гуманистической идеологии  в целом.

Можно выделить несколько  направлений практической деятельности гуманистов: 
1. Воспитание и образование 
2. Государственная деятельность 
3. Искусство, творческая деятельность. 
       Рассмотрим теперь каждое по порядку. 
       1. Немало сил, творческой энергии гуманисты потратили на воспитание, образование общества. Организовывая научные кружки, академии, устраивая диспуты, читая лекции, выступая с докладами, гуманисты стремились приобщить к духовному богатству, создававшемуся поколениями многих ученых, поэтов, писателей, художников, сограждан, своих современников; возлагали надежды на укрепление в общественном сознании гуманистических идей.

2. Политическая направленность  гуманистов. Возьмем, к примеру,  представителей так называемого  гражданского гуманизма - Леонардо  Бруни и Маттео Пальмиери, утверждавшие  идеал активной гражданской жизни  и принципы республиканизма. Леонардо  Бруни (1370/74—1444гг.)  убежден, что  лишь в условиях свободы, равенства  и справедливости возможно осуществление  идеала гуманистической этики  —   формирование совершенного  гражданина, который служит родной  коммуне, гордится ею и обретает  счастье в хозяйственном преуспевании, процветании семьи и личной доблести — гуманист и политический деятель, многие годы бывший канцлером Флорентийской республики, знаток латинского и греческого языков, блестящий историк, впервые обратившийся к серьезному изучению документов о средневековом прошлом Флоренции.

Под влиянием идей Леонардо Бруни  сформировался гражданский  гуманизм, главным центром которого на протяжении всего XV в. оставалась Флоренция. 
         В трудах младшего современника Бруни — Маттео Пальмиери (1400— 1475гг.), особенно в диалоге “Гражданская жизнь”, идейные принципы этого направления нашли развернутое изложение и дальнейшую разработку. Гуманистическая этика Пальмиери тесно сопрягалась с его социально-политическими идеями. 
       3. Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения, став ее идейным стержнем. Гуманистический идеал гармоничного, наделенного талантом созидания, героизированного человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV в., в свою очередь обогатившем этот идеал художественными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 
        Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, “пустившие корни” в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.  
Однако широкая практика использования идеи гуманизма иногда приводит к досадным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гуманистические идеи представителей возрождения