Государственный кредит: сущность, формы, причины применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита;
2) оценка государственного кредита в России в современных условиях.
3) изучение проблем государственного кредита и путей их решения.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита 5
1.1 Сущность и значение государственного кредита 5
1.2 Функции государственного кредита 7
1.3 Формы государственного кредита 10
2. Государственный кредит в России в современных условиях 13
2.1 Основные тенденции развития государственного кредита в России 13
2.2 Основные направления денежно – кредитной политики на 2013 и
период 2014 и 2015 годов 17
3. Проблемы и пути решения государственного кредита 20
3.1 Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации 20
3.2 Пути и решение проблем государственного долга России 22
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Копия контрольная.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Регулирующая функция

Вступая в кредитные  отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Операции по купле-продаже  государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство  увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей.

Контрольная функция

органически вплетается в контрольную функцию финансов, однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) тесно связана с  деятельностью государства и  состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение  стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не  только финансовыми структурами,  но и кредитными институтами.

Таким образом, рассмотрев функции кредита, можно сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции.

 

1.3 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  КРЕДИТА 

 

           Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы.

Государственные займы  являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые  предоставляются на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств и других государств, Международных организаций и финансовых институтов.

Оформление государственных  займов может осуществляться двумя  видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша.

Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности.

Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового  обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов.

По праву эмиссии  подразделяют государственные и  местные займы.

Государственные займы  выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются  местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера  использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут  их перепродавать.

В зависимости от срока  погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет)3.

По характеру выплаты  дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

По характеру погашения  задолженности разделяются два  варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый - займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы. В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных  займов основывается на следующих условиях:

- наличие кредиторов, у которых есть временно свободные  средства;

- доверие кредиторов  государству;

- заинтересованность  кредиторов в предоставлении  займов государству;

- возможность государства  своевременно и полностью возвратить  долг и выплатить доход.

Источниками погашения  государственных займов могут выступать:

а) доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные  проекты;

б) дополнительные поступления  от налогов;

в) экономия средств от сокращения расходов;

г) эмиссия денег;

д) привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

Таким образом, государственный  кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен  на создание благоприятных условий  для привлечения средств, как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет учитывать интересы юридических и физических лиц.

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯХ

 

2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ

 

      Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию.

      Россия в современных условиях выступает одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военно-политический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.

     Такое состояние, на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.4

      Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке.

      Практически Россия может ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 году Парижский клуб (объединяет всех государственных кредиторов на международном уровне) и Лондонский клуб (объединяют частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки) отсрочили на несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его придется. На ближайшую перспективу погашение предыдущей задолженности будет происходить за счет ее рефинансирования (таб.3). Это означает, что ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, придется брать равный ей новый кредит и за его счет платить по старым долгам. В итоге в силу подобного метода погашения задолженности внешний государственный долг России останется, скорее всего, на уровне 1993 года.

         "В течение 1999 года Министерство финансов РФ осуществляло гибкую политику управления государственным долгом, направленную, прежде всего, на оптимизацию объема новых заимствований для финансирования дефицита государственного бюджета, а также достижение договоренностей с иностранными кредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего СССР".

     Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга.

     Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешним состоянием государственного долга.

1.   Государственный долг России увеличивается в целом за квартал на 30 млрд. 2. На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы.

3. Центральный банк  сконцентрировали свои усилия  на узком "облигационном"  сегменте финансового рынка.

4. Отсутствует средне - и долгосрочное планирование, в  том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения.

       С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга.

       Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - 482,1 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 480,1 млрд. рублей.

Объем долговых обязательств РФ перед другими странами представлен  в (таблице 1).

Таблица 1 - Долговые обязательства РФ на 2012 [6, c.14]

Наименование

Сумма, млн. долларов США

Сумма, млн. ЕВРО

Задолженность перед  официальными кредиторами – членами  Парижского клуба 

999,8

696,9

Задолженность перед  официальными кредиторами – не членами  Парижского клуба

1 820,4

1 268,9

Задолженность бывшими  странами СЭВ

1 300,1

906,2

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

830,5

578,9

Задолженность перед  международными финансовыми организациями 

3 793,9

2 644,6

Задолженность по еврооблигационными займам

26 239,6

18 290,5

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1 775,3

1 237,5

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте

881,4

614,4

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

37 641,0

26 237,9

Информация о работе Государственный кредит: сущность, формы, причины применения