Глобальные проблемы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества.
Сам термин "глобальные проблемы" вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского "глобус", - то есть Земля. По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на "богатые" и "бедные" страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии. В современном научном творчестве оформилось особое направление исследования общечеловеческих проблем - глобалистика.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие «глобальные проблемы современности». Критерии глобальности. 6
2. Возникновение и эволюция, типология и иерархия глобальных проблем современности. 11
_Toc1531250403.Нравственно – этические и философские аспекты глобальных проблем. Биоэтика и глобальное сознание 27
4. Научно - техническая и социальная стратегия, обеспечивающая будущее человечества……………………………………………………………………….43
Заключение 51
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

курсовая по тему философии.docx

— 90.08 Кб (Скачать файл)

При всех успехах науки, техники, технологий главная надежда все же связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сегодня - законами истории и закономерностями развития общества, сделать все для того, чтобы предотвратить вселенскую катастрофу.

Подведем итоги. Общество - это сверхсложная система, включенная в суперсистему Космоса и Земли и обладающая значительной спецификой в своем происхождении, функционировании и развитии. Источник ее развития представляет собой единство разных сил -- природных, собственно социальных и духовных. Соотношение их в ходе истории меняется и никогда не может быть предсказано с абсолютной точностью.

Общество - вероятностная система с еще далеко не полностью реализованными потенциальными возможностями и с закономерной непредсказуемостью многих событий. Есть основания полагать, что мировая цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо без промедления решать глобальные проблемы современности и определять новые горизонты развития. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и экономических концепций.

Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование в соответствии с их предназначением и сущностью.

 

Биоэтика и глобальное сознание

 

 

     Биоэтика  – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации. 
     Биоэтика  – это область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. 
     Термин  «биоэтика» был первоначально предложен  американским врачом Ван Ренсселером Поттером (Van Rensselaer Potter) в книге Биоэтика: мост в будущее (1971) именно для обозначения особого варианта экологической этики. Основная идея Поттера сводилась к необходимости объединения усилий гуманитарных и биологических наук для решения проблем сохранения жизни на земле, учета долгосрочных последствий научно-технического прогресса (особенно в области биомедицинских технологий).  
     Однако  случилось так, что термин «биоэтика» в научной и учебной литературе стал чаще использоваться в значении, которое придал ему примерно в то же время американский акушер и эмбриолог Андре Хеллегерс (Hellegers). Хеллегерс использовал термин «биоэтика» для обозначения междисциплинарных исследований моральных проблем биомедицины, прежде всего связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациентов. Это значение появляется неслучайно. Оно обусловлено влиянием на формирование биоэтики идеологии правозащитного движения, получившей всеобщее признание в 60-х годах. 
     В основе биоэтики лежат представления  о недостаточности одностороннего медицинского истолкования телесного благополучия как цели врачевания. Насущной необходимостью является междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук и диалог с пациентами и представителями общественности. Только так может быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого страдания и на этом основании выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как цели общественного здравоохранения в целом. 
     Первой  исследовательской организацией, начавшей систематическое междисциплинарное обсуждение моральных проблем современной медицины, стал созданный в 1969 врачем-психиатром Виллардом Гейлином и философом Дэниэлом Кэллахеном «Хейстингский центр» (Institue of Society, Ethics and the Life Sciences). В 1971 был создан Институт этики Кеннеди (с 1979 года – часть Джорджтаунского университета), который создал первые образовательные курсы для врачей, философов и представителей других специальностей. 

Основные  проблемы биоэтики

Сложные биоэтические проблемы затрагивают  многие стороны развития современных сообществ. Поэтому для их решения создан особого рода социальный институт этических комитетов, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских организациях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.). 
     Биоэтика  дает интеллектуальное обоснование  и социальное оформление публичному процессу, в котором вырабатываются социально признанные границы человеческого существования. Вопрос о том, что значит быть человеком, неслучайно является одним из центральных в академических исследованиях. От его решения зависит содержание моральной позиции в конкретных ситуациях. К примеру, в основе моральных конфликтов по проблеме аборта лежит не вопрос о праве нарушать заповедь «Не убий!», но вопрос о том – признается или не признается оплодотворенная яйцеклетка, зародыш или нерожденный плод в качестве «человека». Если признается, то право на жизнь принадлежит ему в полном объеме; если – нет, то он являются частью тела матери, которую можно столь же просто изъять, как хирургически изымается из организма опухоль или воспалившейся червеобразный отросток. В ожесточенной интеллектуальной и политической публичной конфронтации вокруг признания или непризнания нерожденных человеческих существ в качестве «людей» формируется социально признанная граница начала собственно человеческого существования, того момента, с которого нерожденное существо, рассматривается уже не как часть женского тела, с которой женщина вправе поступить по своему усмотрению, но как социально признанный субъект моральных отношений. 
     В наше время развитие биоэтики обусловлено тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс преобразований цивилизации. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания.  
     Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, не нанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики. 
     Современная биоэтика включает ряд тесно связанных  форм деятельности. Во-первых, – это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин. 
     Во-вторых, – это сфера академической, образовательной деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах). С 2000 года биоэтика введена как предмет обязательного преподавания в медицинских вузах России. 
     В-третьих, – это бурно развивающийся социальный институт. Он включает сложную систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы и т.д.), национальных (в системе государственных и профессиональных организаций), региональных и локальных (в структурах исследовательских и практических организаций) этических комитетов. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения. 
     К основным проблемам биоэтики можно отнести следующие: 
защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью); 
справедливости в здравоохранении;  
взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);  
аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);  
проведения экспериментов на человеке и животных;  
выработки критериев диагностики смерти;  
трансплантологии;  
современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);  
манипуляций со стволовыми клетками;  
клонирования (терапевтического и репродуктивного);  
оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);  
самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).

4. Научно –  техническая и социальная стратегия, обеспечивающая будущее человечества.

Что же стало причиной, повлекшей за собой обострение глобальных проблем в 20-м веке? Как человечество подошло к той черте, перед которой следует остановиться и задуматься о дальнейших путях развития, потому как старые исчерпали себя? Очевидно, этому способствовали несколько факторов, среди которых, безусловно, непомерно возросшие средства производства и возможности воздействия человека на природу. Такой рост стал возможен, в первую очередь, благодаря научно-технической революции, радикально изменившей технику и технологию производства. Человек, получив в свои руки орудие небывалой силы, применял его не всегда рационально и не всегда заботился о том ущербе, который он наносит окружающей среде. Он не чувствовал, что количественное развитие имеет свои пределы, учет которых неизбежно станет необходимым. Человечество на протяжении всей своей истории развивалось «вширь», осваивая новые просторы, земли, росло население, количество освоенных земель, количество населенных пунктов и стран. Далее, как пишет С. Кара-Мурза, «пришла уверенность, что земные пределы несущественны: надо будет, выйдем в космос, используем термоядерный синтез и т.д.». Концепция развития человечества строилась на возможности «непрерывной экспансии», которой не будет конца. Однако к концу 20-го века стало ясно, что основные показатели мирового развития начинают подбираться к барьеру, преодоление которого является, по крайней мере, проблематичным. По поводу ограничений, с которыми столкнулось общемировое развитие А.Д. Урсул в своей работе «Некоторые перспективы развития концепции ускорения прогресса» писал: «Наличие в том или ином смысле планетарных (глобальных) ограничений и делает традиционные виды деятельности (их экстенсивное развитие) нерациональными, ведет к углублению противоречий, разрешимых лишь на пути перехода на всесторонне интенсивный и тем самым в наибольшей степени ускоренный путь развития. Это говорит о необходимости смены качества основных видов деятельности, перехода на высший уровень рациональности и гуманизации как внутрисоциальных, так и социоприродных отношений (что и хотел выразить В. И. Вернадский в концепции ноосферы)». Новейшие технологии в промышленности, автоматизация и компьютеризация, широкое использование энергии атомного ядра, внедрение самых последних научных достижений в области как промышленного производства, так и в области сельского хозяйства - вот те черты, которые присущи нашему времени. Человечество сегодня уже не мыслит себя вне достижений прогресса, ставших неотъемлемой, необходимой частью жизни каждого представителя современного общества. Так, на данный момент на планете движется около 500 млн. автомобилей, а через 30 лет ученые прогнозируют удвоение этого количества. Человечество подошло к концу 20-го века совсем в ином обличье, нежели то, в котором оно в него вступило - изменились формы и средства производства, произошли структурные изменения не только в области производства материальных благ, но и во многих других областях и сторонах жизни общества, они затронули всю экономическую, а вместе с ней и социальную систему в целом. Общее развитие техники в наш век затронуло и военную область - созданы идеальные средства и орудия массового убийства, мирового военного потенциала хватило бы на то, чтобы уничтожить весь земной шар несколько раз. Это еще раз говорит о том, что если мы хотим стабильного будущего для планеты, не раздираемой войнами и прочими религиозными, межнациональными, политическими конфликтами, мы должны перейти к качественно новому этапу развития, на котором станет возможным эффективное решение всех возникающих сегодня проблем.

б) Несмотря на кажущуюся простоту тех факторов, которые привели к обострению глобальных проблем. Их корни уходят очень глубоко в актуальную действительность, в сами принципы, на которых основывается современная экономика и культура общества, на которых, можно сказать, основана современная цивилизация. Именно в таком контексте рассмотрение причин, повлекших за собой возникновение (или его реальную угрозу) кризисных ситуаций, может быть достаточно полным. Данные проблемы давно переросли рамки каких-либо узкотехнических или экономических областей науки, они приобрели поистине всеобщий характер и для их решения необходим комплексный подход, основанный на философском анализе. Во-первых, стоит остановится на том, что встающие сегодня перед человечеством проблемы нельзя считать неким несущественным "побочным продуктом" развития современной цивилизации, дело в том, что этот так называемый "побочный продукт" явился закономерным и вполне прогнозируемым результатом развития в контексте той социально-экономической формации, которая на сегодняшний день существует. Именно коренные принципы организации капиталистического общества (как в области экономики, так и во всех иных областях, тем или иным образом связанных с жизнедеятельностью людей как составных частей современного общества) содержат в себе отрицательные стороны, явившиеся первоосновами современного состояния общества. Конечно, формы капиталистического общества не оставались неизменными, скажем, с конца 19-го века до наших дней. Однако его эволюция не была связана с изменением в сторону улучшения взаимодействия с окружающей средой или улучшения социокультурных процессов в обществе, напротив технологии эксплуатации природных ресурсов становились все более изощренными, а отчужденность человека в обществе, пожалуй, даже увеличивалась, несмотря на декларируемую заботу о человеке и его правах. Одним из основных пороков существующей сегодня экономической системы является то, что современная политэкономия основывается на постулате, утверждающем бесконечность ресурсов, возможность их непрерывной эксплуатации, в объемах, зависящих лишь от потребностей и технических возможностей человека. Из вышеуказанной концепции неограниченности следует их практическая бесплатность, то есть отрицание их ценности, ибо они, как вечный и неиссякаемый источник, не могут быть рассмотрены в качестве предмета, непосредственно относящегося к экономическим отношениям. Таким образом, де-факто сегодня «цены, по которым изымаются ресурсы из недр стран третьего мира, не имеют ничего общего с истинной ценностью этих ресурсов для человечества». К глубокому сожалению, это приводит к бесконтрольному расходованию сырья, цена на которое «определяется затратами на подкуп элиты развивающихся стран, и если эта элита становится слишком жадной, иногда оказывается дешевле применить военную силу или разрешить очередной переворот». Нельзя, однако, сводить проблему исчерпания ресурсов лишь к необходимости учета их истинной ценности, хотя это и очень актуально сегодня. Необходимо адекватно определить характер и направленность современного развития человечества и, проведя глубокий его анализ, а также анализ проблем и потребностей человека, определить основные целевые направления нашего развития в будущем. Сегодня мы приходим к выводу, что процессы развития более не могут происходить стихийно в том плане, что требуется четкая формулировка целей, которых необходимо достигнуть человечеству. Среди всего многообразия таких целей одной из первейших должно стать решение назревших глобальных проблем. Посмотрим на стратегические целевые направленности развития современного капиталистического общества. Становится очевидным, что основным мотивом практически всех экономических процессов, сегодня является получение максимальной прибыли, максимального количества благ, о последствиях же этого для окружающего мира, для природы и общества вспоминается в последнюю очередь. «Больше произвести и дороже продать, а конечном итоге получить наибольшую прибыль» - вот единственные мотивы, движущие капиталистом в современном мире. Сегодня забота об окружающей среде, о решении социальных проблем и т. д. Имеет место лишь в той степени, в какой это необходимо для поддержания уровня получения высокой прибыли и отсутствия каких-либо угроз для этого. Ради получения максимальной выгоды, например, могут уничтожаться тонны произведенного продовольствия (пшеницы, других натуральных продуктов, полученных в большом количестве, к примеру после обильного урожая) - лишь для того, чтобы удержать цены на рынках. И это в то время, когда огромное число людей на планете голодает. Бессмысленные и абсурдные действия с точки зрения развития всего человечества сегодня объясняются «экономической целесообразностью». В огромных количествах сегодня производятся товары, не являющиеся необходимыми, и, в прямом смысле, навязываемые через рекламу и все иные доступные средства рядовому человеку. Таким образом формируется так называемое «общество потребления», расходующее огромное количество ресурсов абсолютно неоправданно, причем обделяя на сегодняшний момент тех людей, кто действительно нуждается в элементарных необходимых вещах. Формируется «золотой миллиард», в руках которого сосредотачивается огромнейшая доля всех мировых ресурсов, причем уровень потребления у людей в него входящих порой на порядок выше, нежели у представителей человечества, живущих в «Третьем мире». Такая ситуация, вопреки всей своей абсурдности и не соответствию здравому смыслу, представляется современной нелиберальной элитой как единственно возможная, естественная и с рождения свойственная человеку. Сегодня здравомыслящий человек неизбежно приходит к выводу, что рыночная экономика, а особенно в том виде, в котором она существует на данный момент, исчерпала себя. Принципы «свободного рынка», навязываемые сегодня в качестве идеала всему человечеству, изжили себя, показали свою неэффективность, и более того, опасность для дальнейшего развития человечества. Опасность дальнейшего развития в ключе идеалов «свободного рынка» прежде всего заключается в выяснившейся несовместимости его с сохранением того состояния окружающей природной среды, которое необходимо человеку для жизни. Как пишет С. Кара-Мурза, «одним из самых острых проявлений общего кризиса индустриальной цивилизации стало признание природоразрушающего характера созданного этой цивилизацией типа хозяйства - т.н. «рыночной экономики». Такое признание явилось основным итогом Конференции ООН по окружающей среде и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Участники этой конференции пришли к выводу, что единственной перспективой. Оставляющей надежды на успешное развитие цивилизации в будущем, является переход к «устойчивому развитию», то есть к развитию, которое бы на должном уровне обеспечивало удовлетворение потребностей человека сегодня, одновременно не представляя угрозы для такой же возможности для будущих поколений. Только коренной пересмотр модели развития может помочь в данной ситуации. К сожалению, современное капиталистическое общество, а вернее его верхушка не только не делает никаких шагов навстречу решению возникающих проблем, напротив, ведется направленная работа по дальнейшему распространению и повсеместному внедрению экономической модели, губительной для окружающей среды. Многочисленные экологические «зеленые» движения,  способствовали лишь соответствующей маскировке существующих тенденций, изменилась лишь внешняя сторона системы, поменялись лишь формулировки и фразеология, суть же экономической системы осталась той же, и вообще на данный момент общественному мнению активно навязывается та точка зрения, что любое покушение на «рыночные» принципы построения экономики,  является нерациональным, и вообще, чуть ли не крамольным. Таким образом, это еще один аргумент в пользу того, что реформы, происходившие в последнее время в капиталистическом обществе были направлены отнюдь не на улучшение качества жизни человека, не во имя увеличения степени его свободы, они были направлены лишь на укрепление позиций самой капиталистической экономической системы, а также на совершенствование форм эксплуатации труда капиталом, на получение максимальных прибылей при максимальных затратах.

Социальной предпосылкой обострения глобальных проблем современности, как показывают исследования истории системы капиталистического хозяйства, являются отношения частной собственности на средства производства. Они и определили практику капиталистического отношения к природе и человеку. Частнособственническая экономика руководствуется главным стимулом - стремление к получению максимальной прибыли. В свое время этот стимул сыграл немаловажную роль в прогрессивном развитии цивилизации, способствовал динамичному развитию всех форм человеческой деятельности. Однако, превратившись в самоцель, стремление к прибыли оказалось оторванным от более значимых с точки зрения социального прогресса устремлений.

Именно эта цель господствующих в антагонистическом обществе классов обусловила, во-первых, угнетение трудящихся слоев населения, постоянное насилие над ними в интересах стабилизации существующего строя.

Во-вторых, она породила угнетение одних народов другими, захват чужих территорий и экономическую экспансию.

В-третьих, цель наживы порождала и порождает безудержную эксплуатацию природных богатств. Таким образом, именно на почве государства частнособственнических цивилизаций и под их влиянием сложилась система современных глобальных проблем. Возникновение и углубление глобальных проблем происходило с одной стороны, в результате развития человека и его деятельности, его отношений с остальной частью природы, то есть в результате совершенствования способа производства материальной жизни.

С другой же стороны возникновение и углубление этих проблем стало результатом социального прогресса, перехода человечества с одной ступени общественного развития на другую на базе частнособственнических отношений. То есть, собственно в философском плане само возникновение глобальных проблем является результатом опережающего научно-технического прогресса с прогрессом социальным и нравственным.

Глобальные проблемы, которые зародились в начальный период социального развития человечества, приобрели опасный характер для будущего существования человеческого рода на вполне определенном историческом этапе развития человечества. Их интенсивное развитие пришлось на 60-80гг. ХХ века. Здесь следует отметить, что одним из факторов усугубления противоречий глобального масштаба было противоборство двух общественных систем. Глобальные проблемы современности, как уже неоднократно отмечалось, не признают государственных границ, проявляются в государствах всех общественных систем. В силу своего содержания и взаимосвязанности процесса развития человечества, разрешение глобальных проблем возможно лишь в общемировом масштабе.

Информация о работе Глобальные проблемы современности