Глобальные проблемы современности и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:18, реферат

Описание работы

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками - экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. В то же время этот анализ необходим, помимо его эвристической ценности, для дальнейших исследований, так как способствует интеграции частных наук, нуждающихся в согласованности о координации при исследовании глобальных проблем.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ глобальных проблем современности
Глава 2. Пути решения глобальных проблем
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Глобальные проблемы .doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Немонотонная логика, близкая к обыденному мышлению, целостно охватывающая ситуацию и учитывающая  ее нестандартные изменения. Взаимопроникновение  традиционных, восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов размышления с концептами современных формально-логических математизированных систем. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным», дополнение творческих возможностей мозга креативными потенциями компьютерных систем. Все это и многое другое ставит нас перед решением проблемы и изменения традиционным способом и типов мышления. Точные очертания такого изменения сейчас еще не просматриваются. Лишь в самом общем виде можно наметить траекторию подобных сдвигов в человеческом интеллекте.

Стоит отметить, что сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального  и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Разрывы и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили свою пагубность и зыбкость результатов.

Завершая изложение  зримых надежд, скажем о необходимости  конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей погибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не могут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

 

Заключение

 

Глобальные проблемы современности имеют общечеловеческий характер в самом широком смысле этого слова, ибо они затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации, причем самое непосредственное, не делающее никаких временных отсрочек.

Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

При выяснении путей  решения глобальных проблем следует  определить стратегию их решения. Сегодня имеется множество попыток разработки путей решения глобальных проблем. И здесь особое место занимает Римский клуб, во главе которого долгое время находился Аурелио Печчеи. По инициативе этой неправительственной организации был осуществлен ряд крупных исследований, опубликованных в форме докладов. К их числу относятся: «Пределы роста», «Человечество у поворотного пункта», «Цели человечества» и др. В рамках этого направления осознается единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию  социального прогресса, заставили  переоценивать те ценности, которые  закладывались на протяжении всей истории  цивилизации в ее основание. Для  многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением  человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и  в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного  единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.

 

Список используемой литературы

 

1) Философия (под ред. В.П. Кохановского) – Ростов н/Д, 2004.

2) Нижников С.А. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для вузов, Лекция 4 - М.: Экзамен, 2006.

3) Радугин А.А. Философия:  Курс лекций - М.: Центр , 1998.

4) Введение в философию  (под ред. И.Т. Фролова), ч.2 - М.: Политиздат, 1986.

5) Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы: Спецкурc - М.: РОУ, 1996.

  1. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические

проблемы. М.: Знание, 1991.

  1. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9

класса. СПб.: СМИО, 1997.

  1. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса.

Хрестоматия по курсу окружающей среды / Сост. Н.Н. Марфенин. М., 1998.

  1. Бездна: Бич ХХ века: пьянство, наркомания, СПИД / Сост. С.

Артюхов. М.: Мол. Гвардия, 1988.


Информация о работе Глобальные проблемы современности и пути их решения