Гераклит Эфесский и новый образ философской мудрости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и характеристика Гераклита Эфесского и нового образа его философской мудрости. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
ознакомится с диалектикой Гераклита Эфесского;
проанализировать учение о логосе Гераклита Эфесского;
рассмотреть парадоксы и значимость гераклитовой диалектики.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Диалектика в философии Гераклита ………………………………………. 5
Идея логоса ………………………………………………………………… 11
Парадоксы и величие гераклитовой диалектики ……………………...…. 14
Заключение ……………………………………………………………………... 22
Список использованных источников …………………………………………. 24

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Прекрасное или безобразное могут совмещаться в одной и той же вещи, в одном и том же состоянии, человеке, все зависит, так сказать, от точки отсчета. Сказанное верно и в отношении жизни и смерти, рождения и гибели. Чтобы убедиться в этом, людям достаточно поразмыслить о самих себе. «Рожденные жить, они обречены на смерть (а точнее, на упокоение), да еще оставляют детей, чтобы родилась новая смерть» [8, стр. 35]. Присутствовало желание сравнить смену человеческой жизни смертью превращениям «мерами вспыхивающего» и «мерами угасающего» огня, Гераклит говорит: «Человек – свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию, уснув» [8, стр. 36]. Еще один парадокс звучит как смерть одного состояния – момент рождения чего-то другого. Этот парадокс помогает подтвердить идею взаимопревращения тел, состояний, стихий, в свою очередь питающую идею бесконечности изменений. «Душам смерть – воды рожденье, воде смерть – земли рожденье...» [8, стр. 38]. Мысль древних о взаимопревращениях, переливах друг в друга противоположных вещей, состояний, стихий Гераклит, таким образом, тоже предпочитал зафиксировать в виде диалектического парадокса. Казалось бы, что может быть несовместимее, чем солнце и ночь? Если светит Солнце, то это заведомо значит, что нет ночи. Однако и здесь Гераклит заготовил свой парадокс: «Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь» [8, стр. 38].

Парадоксы, загадки, ирония Гераклита всегда побуждали к спорам и поиску разгадок. Так, эфесский мыслитель изрек, что солнце, которое «правит космосом», «шириной всего лишь в ступню человеческую» [7, стр. 60]. Загадка в том, что другие фрагменты из Гераклита свидетельствуют о его «почтительном» отношении к солнцу как главному среди небесных тел. «Солнце же, будучи их распорядителем и судьей, дабы определять, регулировать, знаменовать и объявлять перемены и времена года, которые все порождают...» [1, стр. 170]. Почему же судья, распорядитель, правитель космоса так иронически унижен: шириной он всего лишь в человеческую ступню? Через парадокс – солнце и вознесено над миром, человеком, и приближено к ним – Гераклит утверждает по крайней мере две важнейшие философские идеи. Во-первых, при всем «привилегированном» положении солнца в космосе не дано ему нарушить естественный порядок Вселенной, что, собственно, разъясняет сам Гераклит: Солнце «не преступает положенных границ, ибо если оно «преступит» должные сроки, его разыщут Эринии, «союзницы Правды»» [1, стр. 170]. Во-вторых, величина Солнца тут поставлена в рамки человеческого видения и наблюдения, субъективных мерок жизнедеятельности человека, борьбы таких противоположностей, как размышление и чувственное наблюдение. Об этом верно сказал Сенека, комментируя интересующий нас гераклитовский фрагмент: «Хотя разум доказывает, что Солнце больше Земли, взор наш сократил его до таких размеров, что мудрые мужи утверждали, будто оно величиной в ступню» [4, стр. 210].

Мнение Аристотеля было таково – гераклитовская диалектика оказала огромное влияние на Платона. Трудно не согласиться с Аристотелем, так как он был учеником Платона. В интеллектуальной судьбе многих последующих философов, причем таких несхожих, как Гегель и Ницше, можно обнаружить глубокое воздействие гераклитовских идей и образов. Итак, непреходящая заслуга Гераклита в том, что он, представив мир множественных, смертных вещей, человеческий мир подвижным, изменчивым, текучим, разделенным на противоположности, в то же время удержал идею единства и закономерного порядка в неизмеримом, всегда задающем загадки, до конца не познанном и непознаваемом космосе.

Иначе обстояло дело в философии элеатов – тоже великой своими открытиями, интеллектуальными новшествами. Именно она вывела античную мысль к одной из самых грандиозных идей – философской идее бытия. Но не смогла, натолкнувшись на глубочайшие мыслительные трудности противоречия, объединить бытие и движение.

 

 

Заключение

 

Гераклит Эфесский – это один из самых удивительных и глубоких мыслителей античного мира. Его учения определены тремя факторами:

1. историческими событиями, которые проходили в Древней Греции на рубеже VI-V вв. [3, стр. 66] Для этого периода характерна напряженная социально-политическая борьба между народом и родовой аристократией, сменой форм правления и освободительными войнами греческих городов-полисов за свою независимость, против персидского ига;

2. критическим осмыслением  мифопоэтических и философских  воззрений предшественников Гераклита, а именно Гомера, Гесиода, Ксенофана и др.;

3. личностью философа, его  талантом и поэтическим складом  ума, его темпераментом и необычайно  чуткой реакцией на происходящие события.

Гераклит – это родоначальник диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения.

Гераклит притянул к себе внимание и Гегеля, который заявлял, что в философии древнегреческого Гераклита нет ни одного положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в свою собственную философию. Но Гегель был недостаточно точен, так как Гераклит в основных принципах своей философии – материалист, выводит все из огня, а Гегель – идеалист и выводит все сущее из абсолютной идеи. Но, несмотря на данные различия, Гегель все равно высоко ценил диалектику Гераклита.

Образ гераклитовской реки, которая символизирует всеобщий миропорядок (космос), отражает обе противоположные категории бытия: всеобщее движение и изменение вещей и их всеобщий относительный покой и устойчивость.

Исходя из учения древнегреческого философа Гераклита, единство и борьба противоположностей – это две стороны одного и того же всеобщего логоса, порядка всего происходящего в мире, определяющее сам миропорядок. Исходя из этого, следует отметить неверное суждение о том, что гармония – это всегда и всюду положительное и созидательное начало, а борьба – это начало исключительно отрицательное и разрушительное. Борьба – это источник жизни, ее постоянного обновления. Когда разрушается старая гармония, то она создает новую, которая есть вместе с тем возобновляющаяся борьба.

Настоящее время отмечено тем, что усиливается «стремление к новому синтезу противоположностей, к возвращению на новом уровне к глубинному единству науки и искусства», проявляется исключительный интерес к Гераклиту, так как ни у кого из мыслителей, живших до и после него, не встречается столь характерного для теоретического мышления единства непосредственного образа и отвлеченного понятия, гармонического совмещения расходящихся противоположностей.

При всей своей примитивности наивный материализм и стихийная диалектика Гераклита Эфесского сыграли свою значимую роль – им было положено начало науке древних греков.

За тысячу с лишним лет развития древнегреческой философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся на почве Древней Греции, не оставались в неизменном виде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую, в конечном счете, диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Античная философия. Учеб. пособие. Изд. 2-е / Асмус В.Ф. – М., 1976. – 543 с.
  2. Античная философия: Учебник / А.С. Богомолов. – 2-е изд. – М., 2006.
  3. Греческая цивилизация. / Боннар Андре. – М., 1992.
  4. Происхождение греческой мысли. / Вернан Ж.П. – М.: Прогресс, 1988. – 224 с.
  5. От мифа к Логосу(Становление греческой философии). / Кесседи Ф.Х. – М., 1979.
  6. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Диоген Лаэртский. Перевод с древнегреческого М.Л. Гаспарова – М.: "Мысль", 1986.
  7. Рождение и развитие философских идей. / Н.В. Мотрошилова – М., 1991.
  8. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. / Издание подготовил А.В. Лебедев – М.: "Наука", 1989.
  9. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для вузов. / Чанышев А.Н. – М.: Высш. шк., 1991. – 512 с.

 

 

 

 


Информация о работе Гераклит Эфесский и новый образ философской мудрости