Гениальные представители античной философии. Платон и Аристотель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 21:20, реферат

Описание работы

Платон (428 или 427 до н. э., Афины, — 348 или 347, там же) - древнегреческий философ. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников.

Содержание работы

Платон
Биография
Теория идей
Учение о душе
Диалектика
Аристотель
Биография
Бытие
Идея души
Теория познания
Сравнение политико-правовых идей
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат по философии на тему Платон и Аристотель.docx

— 55.90 Кб (Скачать файл)

     Рано  потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, в 367 году, – в Афины. Там Аристотель стал учеником Платона и в течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 343 г. Аристотель был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына – 13-летнего Александра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка.

Бытие

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

  1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздухвода,земляогонь и эфир (небесная субстанция).
  2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
  3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
  4. Цель — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

   Аристотель  рассматривал бытие как объективный  мир, актуальный принцип вещи, неразрывный  с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию  свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положениедействие,страдание.

     Содержание  и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.

     Субстанция  как предельное основание всего  сущего не является таковой, если в  ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия  нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как  реальная абстракция, в смысле выделения  одной грани из состава целого

Идея  души

     Опускаясь в своих философских размышлениях из бездны Космоса к миру одушевленных существ, Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его  объективно наблюдаемого поведения. Душа — энтелехия' тела. Поэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, — это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни». Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, т.е. отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных «частей души»: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках . Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. 

Теория  познания

     Познание  у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта - в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который охраняет свое непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, мозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

       Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия (непротиворечь сам себе) и закон исключенного третьего (А или не-А истинно, третьего не дано). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

     Особо следует подчеркнуть разработку Аристотелем проблемы диалога, углубившую идеи Сократа.

Сравнение политико-правовых идей Платона и Аристотеля 

Платон  Аристотель
Форма правления
Наилучшей формой правления Платон считал аристократическая республика.  
Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов-сословия стражей). Она наиболее близка к аристократии. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. 
Демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и не равных. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания (т.е. власть одного человека). Чрезмерная свобода превращается в чрезмерное рабство. Тирания – наихудший вид формы правления, где царят произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой формой правления, т.к. у нее отсутствует социальная основа.
В зависимости  от целей, которые ставят перед собой  правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильная» власть одного человека именуется монархией, «неправильная» – тиранией. «Правильная» власть немногих – аристократией, «неправильная» – олигархией. «Правильная» власть большинства называется политией, а «неправильная» – демократией.

Совершенная форма правления – полития – представляет собой вариант власти большинства. Она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии.

Устройство  государства
В государстве существует три начала. 
1. Совещательное - правители (философы). Это интеллектуальная элита общества. По Платону, править должны знающие, и править должны именно философы т.к. они не могут совершать плохих поступков. Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть это обязанность. 
 В сословии правителей отбираются дети наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями. 
2. Защитное - воины (стражи). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стажей состоит в защите государства. Стражам строго запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и иметь какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими). 
3. Деловое - производители (ремесленники, земледельцы). Они не должны вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т.д.). 
В государстве  власть должна принадлежать не богатым  и бедным, а среднему слою рабовладельцев. Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отношение к собственности
Имущество – общее. Частная собственность допустимы лишь для членов низшей касты, земледельцев и ремесленников. Общность имущества философ считал противоестественным: «Человеку свойственно больше всего любить самого себя». Частная собственность – следствие себялюбия, это добродетельное начало и стимул к труду. То, что выгодно гражданину, выгодно и полису, богатство граждан соответствуют общему благу.
Отношение к справедливости
Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. Существует  два вида справедливости: уравнивающая и распределяющая. Политическая справедливость возможна лишь между свободными и  равными людьми, принадлежащими к  одному сообществу.
Отношение к семье
Семья допустимы лишь для членов низшей касты земледельцев и ремесленников,

Для высших сословий Платон не допускает существования  семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства  и только для рождения детей.

Семья считается  необходимой ячейкой, из которых составляется государство. Необходимой частью семьи Аристотель считает рабов. Он всячески доказывает, что  подчиненное состояние для очень многих людей только полезно. Поэтому Аристотель подвергает резкой критике тезис об общности жен. Он отмечает, что это приведет к гибели государства, поскольку оно не может быть тождественно семье.
Отношение к закону
Все  выборные государственные органы и  правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам бог». Закон разумен, поскольку в нем правильно  выражена его политическая природа, идея права. Законы Аристотель разделяет на частные законы каждого народа и на законы общие, или естественные, которые могут быть названы правдой, или иначе – на законы писаные и неписаные. Естественные законы, с одной стороны, определяют крайние проявления добродетели и порока, а с другой – восполняют неполноту писаных законов. Они обладают обязательной силой по самой своей природе и не зависят от воли законодателя, будучи везде и всегда одними и теми же. Эти законы восполняют пробелы положительного права и служат критерием для его оценки.
Отношение к рабству
Оправдание  рабства (люди не равны по природе).

 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Платон  и Аристотель – учитель и ученик, которые сделали огромный вклад  в развитие философии. Несмотря на то, что они относились к одной  эпохе и были, так сказать, достаточно близки, их суждения по поводу многих вещей  были не только сходны, но и отличны.

     Из  рассмотрения философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что  они, расходясь в определении  того, что представляет собой окружающая нас действительность. У Платона  вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно  сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально  существующее единство формы и материи. Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным  субстанциям - идеям (у Платона) или  форме (у Аристотеля). К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму - богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для  характеристики этих теорий как объективно-идеалистических.

     Идея  души.  Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.

     Аристотель  же считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый  от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его  объективного поведения. Душа - энтелехия тела, то есть целеустремленная энергия, движущая сила тела, превращающая возможность в действительность. Душа по Аристотелю в противовес Платону не может существовать без тела, но она - имматериальная, не телесная. Благодаря душе мы живем, ощущаем и размышляем, она есть некий смысл и форма, а не материя и не субстрат.

       Этнические взгляды. Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимал платоновский идеал созерцания, но ввел к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.

     Для Платона человек - несовершенный  бог, для Аристотеля бог - это совершенный  человек. Поэтому мера всех вещей  и истины для Аристотеля - совершенный  нравственный человек.

Теперь  я хотела бы сравнить мнения Платона  и Аристотеля по поводу идеального государства.

В своем  произведении «Государство» Платон выдвигает идею создания идеального государства. При этом он не опирается  на основу уже существующего государства, считая его нецелостным, то есть государством, которое не является идеальным или  вообще не является государством. С  его точки зрения, оно разделено  на множество государств, ведь в  его состав входят два вечно враждующих между собой государства: государство  бедняков и государство богачей; в эти же государства, входят такие  же государства и так далее. С  точки же зрения Аристотеля, которую  он высказывает в своем труде  «Политика», он говорит о том, что  государство не может быть чем-то единым, так как «по своей природе  государство представляется неким  множеством». Он прямо указывает  на то, что если в государстве  постоянно усиливать единство, то, рано или поздно, оно само перестанет быть таковым, так как утратит  свою главную черту – «многоликость». Государство, как и любой другой механизм, для своего существования должен обладать различными деталями, то есть все детали, образующее механизм, не могут быть одинаковыми. Также отдельные детали обладают своими различными особенностями, качествами.

Таким образом, можно сделать вывод, что  Платон, считал главной особенностью идеального государства единство, чего не было в существующем. Аристотель создавал теорию идеального государства, основываясь на изученной им истории и государственном устройстве многих греческих полисов, и считал идею своего учителя о единении в государстве абсурдной, ведь государство и есть государством благодаря множеству своих составляющих.

Платон  развивает свою мысль о единстве далее и говорит о том, что  в идеальном государстве все  должно быть общим, даже дети и жены, с чем абсолютно не согласен его  ученик – Аристотель. Вот некоторые  причины, по которым Аристотель считает  это невозможным:

1. В  любом случае, из-за внешней схожести  детей с их родителями, они  будут признавать друг друга;

2. Так  же невозможно избежать в обществе  таких неприятных моментов как  драки, убийства, оскорбления, а  это будет неприемлемо по отношению  к близким людям и так далее.

Информация о работе Гениальные представители античной философии. Платон и Аристотель