Генезис философии. Проблема первоначала в философии досократиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 14:32, реферат

Описание работы

Человек всегда стремился понять окружающий его мир и составить некую целостную картину об окружающем его мире, понять и объяснить различные явления природы.
Философия создает представление о мире как упорядоченном, разумно устроенном космосе, где все совершается закономерно, а не по прихоти всевластных богов или судьбы.

Файлы: 1 файл

Тема №5.docx

— 33.34 Кб (Скачать файл)

 Пифагорейский союз  был закрытой организацией, а  его учение - тайным. Пифагорейский  образ жизни опирался на иерархию  ценностей: на первом месте –  прекрасное и благопристойное (к  чему относили и науку), на втором  – выгодное и полезное, на третьем  – приятное. Пифагорейцы вставали  до восхода, проделывали мнемонические (связанные с развитием и укреплением памяти) упражнения, затем шли на берег моря встречать восход. Затем обдумывали предстоящие дела, делали гимнастику, трудились. В конце совершали купание, все вместе ужинали и совершали "возлияние богам", после чего было общее чтение. Перед сном каждый пифагореец давал себе отчет о прошедшем дне: "И нельзя было принять очами спокойными сна, пока трижды не продумаешь прошедший день: как я его прожил? какой мой долг остался невыполненным?"[5]. В основе Пифагорейской этики лежало учение о "надлежащем" как победе над страстями, как подчинении младших старшим, как культе дружбы и товарищества, как почитании Пифагора. Такой образ жизни имел мировоззренческие основания – он вытекал из представлений о космосе как упорядоченном и симметричном целом: но считалось, что красота космоса открывается не всем, а лишь тем, кто ведет правильный образ жизни.

 Элейская школа (элеаты) - это школа древнегреческой философии, получившая свое название по  греческому городу Элее (другое название - Велия) на юге Италии. Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а изменения иллюзорны. Основателем школы обычно считается Ксенофан из Колофона (р. ок. 570 до н.э.), хотя до полного развития его довели в 5 в. до н.э. Парменид (р. ок. 515 до н.э.) и Зенон Элейский (р. ок. 490 до н.э.). Ксенофан подверг критике современный ему политеизм, провозгласив в своем дидактическом эпосе, что Бог - это вечное единство, пронизывающее Вселенную и управляющее ею силой своей мысли. Кажущийся монотеизм этого утверждения может быть примирен с его пантеистическим учением о единстве и вечности всего бытия, только если исходить из того, что Ксенофан отождествлял Единое с Богом. Это учение получило дальнейшее развитие и систематизацию у ученика Ксенофана, Парменида, который в собственном дидактическом эпосе о природе придал ему метафизическое звучание.

 Парменид - первый греческий философ, противопоставивший мышление мнению. Он утверждал, что истинно лишь одно неизменное бытие, в то время как множественность и изменение - лишь иллюзия. Истина пребывает в мысли, ощущения же ведут к ошибке. Бытие и небытие образуют фундаментальную оппозицию, они внутренне противоречивы, а поскольку небытие не существует, бытие едино и возникновение невозможно. Иными словами, мышление указывает, что бытие едино и неизменно, вопреки порожденной ощущениями иллюзии множественности и изменчивости. Учение Парменида получило обоснование у его ученика Зенона, который полемизировал против абсурдности житейских представлений, усматривающих в вещах множественность, а именно становление и движение.

 Мелисс Самосский, младший  современник Зенона, также отстаивал  учение Парменида и пытался примирить элейскую и ионийскую школу, однако на нем элейская школа пресеклась. Элеаты первыми сформулировали метафизическую проблему бытия и становления, а через софистов и атомистов их влияние продолжалось вплоть до Платона и Аристотеля.

 

3.Концепция атомизма Левкиппа и Демокрита.

Первоосновой всего сущего в концепции атомизма Левкиппа и Демокрита считается атом. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых и разнообразных частичек — атомов, движущихся в пустоте.

 Атомы неделимы и  не поддаются никакому воздействию  вследствие своей абсолютной  твёрдости. Из атомов состоит  как всё материальное, так и  нематериальное, например, душа.

 Анализируя первоисточник  также можно сказать, то одновременно  Демокрит признает вечность Вселенной во времени и бесконечность её в пространстве. Также можно сказать о бесчисленной количестве миров во Вселенной и что они не вечны: «…и они имеют начало и конец во времени».

 Также можно отметить, что Демокрит горит о том, что «…ничего не возникает из небытия…», т.е. он подразумевает что всё истинно, даже пустота истинна, хоть как и не парадоксально Демокрит считал пустоту небытиём. Атомы и пустота представляется единственной реальностью, началом Вселенной.

 Пустота является неотъемлимой частью Вселенной, так как её существование даёт возможность атомам двигаться. Атомы же находятся постоянно в движении. Движение позволяет атомам создавать более сложные составляющие Вселенной, как то: воздух, земля, вода, огонь.

 Демокрит видел природу разнородной, находящейся в непрерывном движении. Признавая пустоту он говорит о прерывности материи, о том что материя не является чем-то однородным. Это противоречило воззрениям элеатов, для которых природа была однородна, неподвижна и непрерывна.

 Концепция атомизма, основы которой были заложены Левкиппом, и которая в дальнейшем была развита Демокритом в целую систему атомистического материализма – явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Разумеется, что представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия.

 Демокрит создал целостную теорию природы благодаря тому, что все без исключения явления трактовал как материальные, именно поэтому он был назван "отцом материализма". Ранняя философия всю без исключения реальность трактовала как материальную, но, однако, материю понимала одухотворенной. Ранняя философия не умела объяснить мир как исключительно материальное творение, это смог сделать только Демокрит. Этим и определяется его место в истории материализма.

 Роль атомистов в  философии, прежде всего, состояла  в том, что:

1) была создана рационально-эмпирическая  программа исключительно в рамках  теории причинности;

2) создана теория атомов, простая, объясняющая огромное количество  явлений и имеющая неоспоримые  преимущества перед другими теориями  материи;

3) сформулирована теория  субъективности чувственных качеств;

4) создана наиболее полная  во всей античности система  материалистической философии.

 

Заключение

 

 В своих работах  почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией. Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии досократиков термин архе. Одни философы считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые стихии или определенное вещество – апейрон; другие считали такой основой неделимые атомы.

 Древнегреческая философия  оказала определяющее влияние  на всю историю западной и  отчасти даже мировой философии  вплоть до сегодняшнего дня. Самим  термином «философия» мы обязаны  именно античности.

 

 

 Список использованной литературы

 

1. Свободная, общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия wikipedia: http://www.wikipedia.org/

2. Интернет-ресурс «Мир  словарей»: http://mirslovarei.com/

 3. Сочинения (2-е издание) /Маркс К./Энгельс Ф. М. / Полн. Собр. соч.: в 50 т. - Государственное издательство политической литературы, 1955 — 1981 гг.

4. Анатомия мудрости: 106 философов. / Таранов П. С. - Симферополь, 1995.

 5. Античная философия. /Асмус В.Ф. – Москва, 1968.

 

 

 


Информация о работе Генезис философии. Проблема первоначала в философии досократиков