Фрейдизм и психоанализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 17:34, реферат

Описание работы

В современном этапе фрейдизм представляет собой не единую целостную систему, а множество различных научных школ и направлений, чтобы понять ситуацию в мировой психологии, соотношение в ней различных научных сил, нужно знать учение самого Фрейда, знать, как оно сложилось и приобрело столь глубокое влияние на различные подходы к психике человека.
Актуальность данной темы состоит в том, что психоанализ играет основополагающую роль в рассмотрении различных конфликтов личности, поскольку ещё с детства человека могут приследовать разнообразные сопереживания, чувства, эмоции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа…………5
1.1 Философские подходы в исследовании психики……………………….5
1.2 Историческое развитие идей З. Фрейда…………………………………9
2. Сущность и содержание психоанализа……………………………………13
2.1 Психоанализ и Фрейдизм…………………………………………....13
2.2 Соотношение сознательного и бессознательного в учении Фрейда17
3. Сознательное и бессознательное: проблема и сущность…………………...20
3.1П. Рикёра: особое прочтение З. Фрейда. Герменевтика психоанализа………………………………………………………………………………….20
3.2 Послефрейдовская трактовка сознания и его структуры……………..25
3.3 Современный психоанализ…………………….………………………..29
3.4 Методологическое значение учения З. Фрейда………………………..37
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...43

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 75.13 Кб (Скачать файл)

Психоанализ оказал и до сих пор оказывает существенное влияние на понимание природы внутрипсихических конфликтов и возможностей их разрешения в рамках современной цивилизации, на интерпретацию бытия человека в мире и нравственного отношения индивида к культуре. Это означает, что овладение философскими знаниями с необходимостью предполагает изучение философии психоаналитической теории и освоение психоаналитического опыта, связанного с самопознанием. [8, с.545-554]

 

 

 

3.4 Методологическое значение учения З. Фрейда

 

 Фрейд  выступил в начале XX в. с новым нетрадиционным видением человека и культуры, которое получило название психоанализа.

Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической, культурологической и философской литературе XX столетия, что превратилось в многозначное и неопределенное.

Первоначально данное понятие, введенное Фрейдом в 1896 г. в опубликованной статье об этиологии неврозов, означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека. И наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.

Неопределенность в трактовке понятия психоанализа отчасти вызвана неадекватной интерпретацией со стороны многих исследователей идей и концепций, в свое время выдвинутых Фрейдом. Однако не только этим объясняется многосмысленность данного понятия. В работах самого Фрейда содержатся многочисленные определения психоанализа. Они не только дополняют друг друга, но подчас вступают в противоречие между собой, что затрудняет адекватное понимание психоанализа как такового.

Таким образом, диапазон трактовок психоанализа у самого Фрейда довольно обширный. Если за исходное определение взять какую-то одну трактовку, то из-за этого ускользает почва для адекватного понимания психоанализа. Поэтому нет ничего удивительного в том, что до сих пор среди различных исследователей ведутся дискуссии по поводу того, что представляет собой психоанализ.

Является ли психоанализ наукой, способной к объективному изучению и объяснению бессознательных влечений и желаний человека? Представляет ли он собой искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры? Или же психоанализ - это один из методов лечения, используемых в психотерапии?

Ответы на эти вопросы зависят от того, под каким углом зрения рассматривается психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре. Так, вопрос о научном статусе психоанализа остается проблематичным, несмотря на все усилия опытным путем подтвердить или опровергнуть различные психоаналитические идеи и концепции. Одни исследователи (главным образом сторонники классического психоанализа) считают, что психоанализ является такой же естественной наукой, как, скажем, химия или физика. Другие заявляют о том, что психоанализ не отвечает требованиям науки (К. Поппер) и представляет собой не что иное, как миф (Л. Витгенштейн), интеллектуальное заблуждение наделенного воображением человека, каким был Фрейд. Для некоторых философов (П. Рикёр, Ю. Хабермас) психоанализ - это прежде всего герменевтика.

При определении, рассмотрении и оценке психоанализа как философского направления не следует упускать из вида рекомендации, данные Фрейдом. По его словам, психоанализ возник как терапия. Однако Фрейд рекомендовал использовать психоанализ не только и не столько в качестве терапии, сколько из-за содержащихся в нем разъяснений и связей. Тех разъяснений, которые психоанализ дает о том, что касается человека прежде всего, а именно его сущности. Тех связей, которые он вскрывает в самых различных областях жизнедеятельности человека.

Согласно Фрейду, терапевтическая точка зрения, на которую имеет право психоанализ, не является ни единственной, ни самой важной. По его собственному признанию, он тайно лелеял надежду окольным путем медицины достичь первоначальной цели - философии. Неслучайно некоторые исследователи считают, что психоанализ может рассматриваться как философская система, заменяющая собой все предшествующие направления в философии (например, Р. Файн).

В противоположность философским учениям, авторы которых обращались главным образом к изучению внешнего мира, "великого" мироздания, Фрейд смещает акцент исследования на "малый" мир, на человека. Он не столько отворачивается от онтологической проблематики, сколько переносит ее в глубины человеческого существа. Онтологию как учение о внешнем мире, развиваемое в рамках традиционной философии, он выносит за скобки психоаналитического исследования, которое стремится прорваться сквозь внешние природные и культурные напластования к внутренним, психическим структурам и процессам, возникающим в недрах человеческого бытия.

Психоаналитическая философия ориентирована на изучение человека не со стороны или, точнее, извне, а изнутри, с позиций выявления внутренних детерминант развертывания человеческой деятельности. Вынесение внешнего мира за скобки психоаналитического исследования осуществляется не посредством принципиального поворота к нему спиной, а лишь учетом его психологической значимости для человека. Специфика психоаналитической философии состоит в том, что во внимание принимается психологическое значение внешнего мира.

Следует отметить еще одну особенность психоаналитической философии. Основным объектом исследования для Фрейда становится специфическая форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения. Это психическое является для Фрейда не меньшей реальностью, чем объективно существующий мир. Изучение психически-реального, выявление закономерностей человеческой психики, раскрытие внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся в глубинах человеческого бытия, - все это становится крайне важным для психоаналитического исследования.

Обращаясь к рассмотрению психической реальности, Фрейд переосмысливает традиционные представления о тождестве человеческой психики и сознания. Клинический опыт, понимание психологии человеческой деятельности, идеи о бессознательном, высказанные рядом философов (И. Кант, Э. фон Гартман, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) и воспринятые Фрейдом, - подвели его к принятию гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого протекает особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания.

В философских системах прошлого человек рассматривался, как правило, в качестве сознательного существа. Фрейд же исходит из того, что допущение бессознательного необходимо и закономерно, так как жизненный опыт свидетельствует о существовании таких психических процессов, которые не могут быть названы сознательными. Согласно Фрейду, более целесообразно исходить из допущения бессознательного психического как некой реальности, с которой необходимо считаться и которую следует изучать.

В противоположность философским концепциям, авторы которых уповали на безграничную власть сознания над человеческими страстями и апеллировали к разуму как непогрешимому источнику могущества людей, Фрейд показал зависимость Я от бессознательных влечений человека и от требований культуры с ее нравственными предписаниями и социальными запретами. Он как бы нанес решительный психологический удар по мании величия человеческого Я, той последней цитадели, которая еще осталась не сокрушенной под напором космологического открытия Коперника (Земля не является центром Вселенной) и биологического открытия Дарвина (человек происходит от обезьяны и, следовательно, представляет собой лишь ступеньку в эволюции животного мира).

В традиционных философских и психологических учениях разрешение конфликтов между человеком и окружающим его миром не представлялось чем-то проблемно-неразрешимым. Считалось, что в ходе эволюционного развития у человека вырабатываются и формируются защитные механизмы, позволяющие ему приспосабливаться к внешнему миру. Фрейд, который пришел к выводу, что душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами, которые требуют своего разрешения, не отрицает таких возможностей разрешения конфликтов, или, точнее, предупреждения возникновения их. [8, с.533-539]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Интерес к познанию человеческой души проявляется уже на самых ранних стадиях становления философского знания - в древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии.

        Возникший вначале как способ  лечения неврозов, психоанализ постепенно  стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании  лечения отдельных пациентов, привели  к более глубокому пониманию  психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики.

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.

         Таким образом, психоанализ – это не только  вид психотерапевтической деятельности, он одновременно является и  философским учение о человеке.

    Реальность не подчиняется нашим  желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как  и со своей судьбой. Психоанализ  —  это урок скромности для  человека, поскольку ему следует  отучиться принимать иллюзорное  за самоочевидное, а желаемое  за действительное.

На мой взгляд, благодаря психоанализу можно достаточно тонко исследовать внутренний мир человека, состояние его души.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.

Бучило, Н. Ф. Философия: учеб. пособие /Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 447 с.

2.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.] под ред. Фролов И.Т.  – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 623с.

3.

Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. – 1280с.

4.

Рикёр, П. Конфликт интерпритаций. Очерки о герменевтике/ Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И. С. Вдовиной. – М.: Академический Проект, 2008. – 695 с.

5.

Современная западная философия: учеб. пособие / Т.Г. Румянцева [и др.]; Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Мн.: Высш. школа, 2000. – 493с.

6.

Философия для аспирантов: учебник/ Кального И.И. [и др.] под ред. И.И. Кального– 3-е изд. стер. – СПб: Издательство «Лань», 2003. - 512с

7.

Философия: конспект лекций: учеб. пособие /В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Малаховой Н. П. – Омск: изд-во ОмГТУ, 2008. – 352с.

8.

Философия: учебник / Губин В.Д. [и др.]  отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.

9.

Философия: учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное)/  Кохановской Т.И. [и др.] под ред. Т.И. Кохановской . - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 576 с.

10.

Хрестоматия по истории психологии /П.Я. Гальтерин [и др.]; под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н., М.: Изд-во МГУ, 1980 – 653 с.


 


Информация о работе Фрейдизм и психоанализ