Французская философия XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой Просвещения. Практически все французские творчески мыслящие философы этого столетия были просветителями. Наименование "философы" явилось первым по времени и до конца века оставалось их наиболее общим обозначением. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологи, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого Просвещения.

Содержание работы

Глава 1. Культурно-исторические предпосылки и ключевые идеи просветительской философии …………….…
Глава 2. Проблематика философии Просвещения в воззрениях Ф.Вольтера и Ж.Ж.Руссо………………………………….….
Глава 3. Французский материализм: учение о природе, теория познания и атеистические взгляды……………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 37.18 Кб (Скачать файл)

Не будучи философом ,создающим и основополагающие учения, он много сделал для философского просвещения общества. Наиболее важным в философской деятельности Вольтера была его борьба против церкви , религиозной нетерпимости и фанатизма. Вере, основанной на "откровении", Вольтер противопоставил деистическую религию разума. Он отверг так называемое онтологическое доказательство бытия бога, но признал значение аргумента, заключающего от целесообразного устройства мира и от разумности человека к существованию разумного творца или причины этой целесообразности. Бытие бога, вытекает по Вольтеру, также из необходимости существования высшего начала для человеческой воли и деятельности. Однако Вольтер отвергает все учения так называемых положительных религий о свойствах бога и признает эти учения бездоказательными и ненужными. С другой стороны , Вольтер отверг атеизм - как учение , опасное для общественного порядка, основанного на институте частной собственности. Он не был согласен с Бейлем и отрицал возможность государства ,состоящего из добродетельных атеистов.

С вопросом о боге был  связан модный в то время вопрос об оправдании царящего в мире зла  и об ответственности бога за это  зло. В знаменитом "Кандиде" Вольтер осмеял казенный оптимизм официальной религии и прислуживающей ей философии. Никакие софизмы философов и богословов не в силах оправдать существующее в мире зло и страдания ни в чем не повинных людей. Кто оправдает лиссабонское землетрясение 1755 г., когда в течение пяти минут погибли десятки тысяч людей ,взрослых и младенцев? Лучше признать ,что для нашего ума проблема мирового зла неразрешима , чем изощряться в софизмах и оправдании бога ,как это сделали Лейбниц и многие другие.

Влиянием локковского материализма пронизано психологическое учение Вольтера. По его мнению, у нас нет ни малейшего знания о природе духовной субстанции . Мы никогда не воспринимаем душу как субстанцию , а воспринимаем только психические явления, свойства и способности. Возникновение души не может быть разумно отнесено ни к какому времени: ни к вечности, ни к моменту зачатия, ни к эмбриональной стадии развития, ни к моменту рождения. Предполагать в нас существование души - значит помещать внутри нас маленького бога. Умнее и скромнее признать, что люди - разумные автоматы или животные, с лучшим ,чем у животных интеллектом, но с более слабым инстинктом.

В том же духе локковского материалистического эмпиризма Вольтер решает вопрос и о свободе воле. Человек свободен, так как имеет сознание собственной свободы. Но ни о какой свободе воли не может быть и речи, ибо воля подобно мысли есть лишь абстракция, а не реальная сущность. Реален лишь мыслящий человек ,и его свобода лишь там ,где он способен делать то , что он хочет.

В философии природы Вольтер - верный последователь Ньютона. Именно опираясь на физику Ньютона , он развил мысль о всеобщей закономерности природы, а также отстаивал преимущества принципа причинной обусловленности ее явлений перед принципом целесообразности.

В учении о знании Вольтер  пытался сочетать сенсуалистический  эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основным для него был тезис о происхождении всех знании из ощущений. В то же время он утверждал, что существует и абсолютное знание - логико-математическое и относящееся к морали. Оно для бога так же значимо, как и для человека: существует только одна истина.

В сфере морали Вольтер  боролся как против учения о врожденности этических принципов,так и против учения об их условном (конвенциональном) характере.

Значительна роль Вольтера в философии культуры и философии  истории . Здесь он резко выступил против взглядов Паскаля и особенно Руссо, противопоставившего неиспорченную природу культуре. По Вольтеру, возвращение к первобытной природе есть нечто противоестественное и цивилизованный человек живет в большем согласии с природой, чем дикарь.

 

Руссо Жан Жак (1712-1778) - выдающийся французский просветитель, демократ, идеолог мелкой буржуазии, один из идейных предшественников якобинцев. В философских взглядах - деист. Наряду с существованием бога признавал также существование бессмертной души. В духе дуализма Руссо учил о материи и духе как двух извечно существующих начала. Материю Руссо считал пассивной и мертвой. В теории познания Руссо стоял на позиции сенсуализма, выводя все знания из ощущений. Вместе с тем Руссо признавал врожденность нравственных идей. В работе "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей' (1754) Руссо выступил с резкой критикой феодально-сословных отношений и объявил причиной неравенства появление и развитие частной собственности. Вместе с тем Руссо предлагал не уничтожение частной собственности как таковой, а замену крупной собственности мелкой собственностью. Руссо идеализировал первобытный строй, отрицал учение Гоббса о том, что в первобытном обществе происходит война всех против всех.

Руссо утверждал, что в "естественном состоянии" все люди были равны  и не знали социального гнета, нищеты и несправедливости. В своем  главном труде "Общественный договор" Руссо развил мысль о создании государства в результате соглашения между людьми и признал за народом  право на государственную власть. В противоположность Гоббсу, который  в своей теории общественного  договора оправдывал абсолютистское, монархическое государство, Руссо  высказывался за государство, обеспечивающее буржуазно- демократические права. В этом огромное преимущество Руссо перед идеологами современной буржуазии, которая выбросила за борт знамя буржуазно- демократических свобод. Вместе с тем идеальное государство Руссо было всего лишь идеализированным царством буржуазии. В работе "Эмиль, или о воспитании" Руссо резко критиковал старую феодально-сословную систему воспитания и требовал, чтобы целью воспитания была подготовка активных граждан, уважающих труд. При всей относительной прогрессивности социологических взглядов Руссо они были также идеалистичны, как и взгляды других буржуазных просветителей XVIII века. Руссо выводил государство из сознательных намерений людей, не понимал классовой сущности государства, приписывал решающее значение в обществе правовым и моральным взглядам.

Ж.Ж.Руссо идеализирует естественное начальное состояние общества, когда  еще не было этой частной собственности, когда все люди были, как он думал, равны и никто ни от кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не было разделения труда, т.е. того, что  жестко связывает одного человека с  другим. Такое общество, полагал  он, отличает естественная нравственная чистота. Но вот один человек вдруг  заявил, что “эта вещь – моя”. И  люди на беду свою его не остановили. С этого и начинаются все наши беды, все пороки современного общества.

Но Ж.Ж.Руссо был оригинален не только своим отрицанием частной  собственности, но и своими сомнениями в особой пользе наук и изобретательств, ему представлялось, что наука подрывает основы нравственности. Почему? Развитие науки (и искусства в том числе) создает “искусственные”, новые потребности, удовлетворение которых весьма спорно, если иметь в виду их полезность для человека. В своих работах он, может быть впервые в философии, обращает внимание на негативные последствия развивающейся науки, и делает это в период общего поклонения науке. С высоты XX века мы видим, что эти его предостережения не беспочвенны, и в этом заключается одна из заслуг Ж.Ж.Руссо.

           

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Французский  материализм: учение о природе, теория познания и атеистические взгляды.

Просветители отрицали сверхъестественное и объясняли природу, исходя из нее самой, на основе данных экспериментального естествознания, база которых была значительно шире, чем у материалистов XVII века: в XVIII в веке окончательно утвердились как самостоятельные научные дисциплины биология, химия, геология. При этом решение основного вопроса философии приобрело новые оттенки и развороты.

Опираясь на данные науки, французские материалисты развили  учение о материи как единственной реальности, обладающей бесконечным  разнообразием свойств: вся природа  находится в вечном движении и  развитии - все гибнет в одной  форме и восстанавливается в  другой ("всеобщее брожение во Вселенной"). Над всеми связями причин и  действий в природе господствует строжайшая необходимость: природа  во всех своих явлениях поступает  необходимо.

Благодаря движению целое  вступает в сношение со своими частями, а последнее с целым. Вселенная  есть лишь необъятная цепь причин и  следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какую бы то ни было случайность или целесообразность. Случайность есть лишь субъективное незнание причин.

Материя при этом рассматривалась  состоящей из неделимых частиц вещества: у Гольбаха и Гельвеция это атомы, обладающие геометрически механическими характеристиками (плотность, протяженность, тяжесть, силы инерции, подвижность); у Ламетри и Дидро это молекулы, обладающие сверх того чувствительностью и неистощимой внутренней силой.

Столкновение и соединение разнокачественных элементов создает  многообразие форм материи, при этом материя внутренне активна, она  не нуждается в постороннем двигателе  и поэтому, утверждает Дидро, имеет  место переход от инертной молекулы к живой молекуле: Он также утверждает, что первоосновой мира являются не механические атомы, а органические молекулы, у которых есть способность к ощущению. Соединившись в благоприятных условиях, они породили животных, при дальнейшем изменении внешних условий меняются и сами животные (интенсивно работающие органы увеличиваются, неработающие атрофируются), а затем данные изменения передается по наследству (идея естественного отбора).

В учении о причинности  французские материалисты отождествляли  ее с необходимостью, а случайность  характеризовалась как субъективное незнание.

Опираясь на учение о причинности, Просветителям удалось вплотную подойти к теории эволюции, так  Ламетри пытаясь ответить на вопрос - чем обусловлено изменение видов растений и животных, высказал ряд идей близких к идее естественного отбора. Он выступил одним из пионеров научного объяснения возникновения и развития жизни на земле: из воздуха в океан попадают зародыши живого, которые под действием солнечных лучей при высыхании океана превращаются в живые существа. Возникают простые организмы, а потом сложные (человек). Он также обосновывает тезис о происхождении человека от животных анатомическим сравнением человека и животных. Учение Дидро о единстве материи и сознания послужившей основой идеи отрицания бессмертной души, также опиралось на установки детерминизма.

Отрицание сверхчувственного  доопытного, врожденного знания и обоснование возможности постоянно расширяющегося и углубляющего знания - таковы основные черты теории познания Французского материализма. Она строится на основе отрицания агностицизма и декартовской мысли о врожденности идей, последовательным развитием локковского сенсуализма: ощущения, являющиеся источником всех знаний, возникают в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, внутренний опыт, рефлексия, имеют вторичный характер. Идея - это образ предмета, вызвавшего ощущение, истина - это соответствие представлений о вещах самим вещам и она проверяется опытом, экспериментом.

При этом отражение понималось по аналогии с физическим отражением световых лучей. А разум истолковывался как простая способность суммирования чувственных данных. Наблюдение, размышление  и эксперимент - главные методы познания.

Итак, французское Просвещение  оказало большое влияние на передовую  философскую и общественно-политическую мысль стран Европы, Америки и  Азии.

Философия и социально-политические теории французского Просвещения идеологически  подготовили Французскую буржуазную революцию 1789 - 94 годов.

Данные теории исходили из установки решения проблемы гармонического сочетания личных и общественных интересов на пути переделываиия общественной среды, перевоспитании человека. При этом законы не должны находиться в противоречии с природными свойствами человека, а сами природные свойства и потребности должны быть поняты.

В связи с этим в мировоззрении  Просвещения вырисовывалась следующая  цепочка: естественное - разумное - полезное - благое - законное - познаваемое - осуществимое. При этом реальным в историческом процессе являются отклонения, зигзаги  в силу невежества, от естественного  хода, но также реальным и естественным является возвращение к норме. Поэтому в истории человечества имеют место две параллельные закономерности: просвещение - мудрость - добро - прогресс - любовь к знаниям - свободомыслие - атеизм - царство разума - счастье, и невежество - глупость

- зло - косность - религиозное  мракобесие - политический деспотизм  - несчастье. Каждый элемент второй  цепочки есть отклонение соответствующего  звена первой. Причем имеют место  круговороты этих цепочек.

Мировоззрению французских  Просветителей, несмотря на множество  диалектических догадок во взглядах на природу и общество, в целом  была присуща метафизичность. В механике Ньютона они усматривали окончательное  заключение о фундаментальных основах  природного и общественного бытия, основах, абсолютно одинаковых при  любых условиях во всех уголках Вселенной.

Применительно к природе  это означало, что она неизменна: у Гольбаха это природные круговороты, в которых сумма веществ и  элементов неизменна. В общественной жизни неизменной была "человеческая природа", потребности, стремление к  счастью, равенство всех в отношении  естественных прав, зависимости от окружающей среды и в способности  к постепенному, неуклонному развитию собственного разума.

В познании механицизм и  метафизика слились с абсолютизацией повседневного опыта: познано то, что наглядно, а потому выразимо в механических моделях.

При этом случайность исключалась, в духе материалистического фатализма  она рассматривалась как мелкая причина, способная привести к значительным последствиям.

Итак, Просвещение, осознавая  себе новой эпохой, видело панацею  от всех бед в распространении  знаний, оптимистически оценивало возможности  общественного прогресса, пыталось открыть людям глаза на собственную  природу.

Информация о работе Французская философия XVIII века