Формы и методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Цель данной работы раскрыть тему с помощью рассуждений и различных источников.
Задачи:
• Ознакомиться со структурой научного познания;
• Раскрыть формы научного познания;
• Охарактеризовать основные методы научного познания.

Содержание работы

Введение 3
1. Научное познание и его особенности. 4
2. Уровни научного познания. 5
3.Формы научного познания. 6
4.Методы научного познания. 8
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Формы и методы научного познания.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Наука зародилась в древности. Но долгое время научное знание находилось в зачаточном состоянии. Ситуация начала меняться в XVI—XVII вв. В Новое время наука становится широко распространенным явлением. Она становится непосредственной производственной силой, а научно техническая революция приобретает все более широкий размах. Особенностям научного познания, средствам и методам исследования в науке уделялось значительно меньше внимания. В последние годы положение в этой области заметно изменилось. На  данный момент это является одной из актуальных задач философии. Непрерывный и все увеличивающийся поток научных исследований, заметный рост числа людей, занимающихся наукой, превращение профессии научного работника в массовую – все это требует анализа и разработки методов исследования, используемых в современной науке.

Цель данной работы раскрыть тему  с помощью  рассуждений и различных источников.

Задачи:

  • Ознакомиться со структурой научного познания;
  • Раскрыть формы научного познания;
  • Охарактеризовать основные методы научного познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Научное познание и его особенности.

 

Что такое научное  познание? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала скажем что такое познание.

Познание – это процесс получения и обновления знаний. Деятельность людей по созданию понятий, концепций и т.п. обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентаций в окружающей среде.

Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.

Научное познание представляет исследование, которое характеризуется своими, особыми целями, а главное - методами получения и проверки новых знаний. Научное знание всегда отличается последовательным и систематическим характером. Наука отличается от обыденного знания тем, что представляет собой определенную систему знаний, а не «набор» сведений о мире. Научное исследование является целенаправленным познанием, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. И научное и обыденное познание стремятся к достижению объективно истинного знания, опираются на факты, а не на веру.

Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности.

В результате научного познания появляется научное знание об объекте. Оно отличается от обыденного, религиозного, художественного и других видов познания объективностью, систематичностью, оформленностью, обоснованностью.  
Научное познание осуществляется не спонтанно, а опирается на целый арсенал надежных принципов, методов и средств. Методы и принципы научного исследования постоянно подвергаются рефлексии, которой занимается философия и методология науки.

Предметом научного познания является наиболее существенные и необходимые свойства объектов, а также отношения между объектами. Наука нацелена на выявление и познание законов и закономерных связей.

Таким образом, можно сказать, что научное познание - это специальным образом организованный, систематизированный и оформленный вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных знаний о мире.

 

 

2. Уровни научного познания.

 

Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирическое (от лат. empeiria - опыт) познание направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Основными средствами формирования и развития научного знания в XVII - XVIII вв. были эмпирические исследования и последующая логическая обработка их результатов посредством эмпирических законов, обобщений и классификаций. Уже на этой стадии возникли первичные научные абстракции. В дальнейшем, такие логические формы, как типология, объяснительные схемы, идеальные модели выступили в качестве переходных от эмпирического уровня научного познания к теоретическому. 

Наука начинается с наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. «Этот мячик падает к земле» - данное высказывание является эмпирическим, так как мы имеем дело с фактом, который установили когда выпустили мяч из рук. А вот выражение «Все тела, выпущенные из рук, падают на землю» уже не будет являться эмпирическим, так как невозможно проверить в эксперименте поведение всех тел.

Для ученого очень важно обнаружить некоторую регулярность. Обнаруженная регулярность позволяет объяснять и предсказывать явления.

Например, предсказание погоды без приборов на следующий день, неделю, зиму, лето и т.д. Все это  предсказывают по закономерностям  поведения природы. При анализе эмпирических фактов надо учитывать все обстоятельства. Основа эмпирического исследования — эксперимент. Эксперимент есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Побочные обстоятельства должны быть устранены. Недопустимо, например, проводить химические эксперименты в грязных халатах, измерять что-либо неисправными приборами и т.д. Особое значение здесь имеют приборы.

На теоретическом уровне реализуется главное предназначение науки - открытие и описание законов. Теоретическое исследование связано с созданием и развитием понятийного аппарата, большое внимание здесь уделяется совершенствованию принципов и методов познания. ТЕОРИЯ (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знаний. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обобщения имеют дело со многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Закон — это связь между фактами и их обобщениями. Главные законы называются принципами. В эмпирическом законе приводятся только факты. Теоретический закон имеет дело только с обобщениями, понятиями. Эмпирические и теоретические законы не имеют смысла один без другого.

Эмпирический и теоретический уровни органически взаимосвязаны и дополняют друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирические исследования, доставляя новые данные, стимулируют развитие теории, которая, в свою очередь, открывает новые перспективы для объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет опытную науку. Факты, доставляемые в ходе наблюдений и экспериментов, образуют, по образному сравнению физиолога И.П.Павлова, "воздух ученого". Но если наука ограничится эмпирическим уровнем, она превратиться в простое собирательство, накопление фактов. Френсис Бэкон называл такой подход "путем муравья" в познании. Если же ученые будут теоретизировать в тиши кабинетов, то они рискуют оторваться от жизни и уподобятся, опять-таки по Бэкону, пауку, плетущему паутину из нитей, которые сами же из себя и прядут. Поэтому единственно правильный выход - "путь пчелы", то есть взаимное дополнение одним другого эмпирического и теоретического уровней.

3.Формы научного познания.

 

Формы научного познания - это способ организации содержания и результатов познавательной деятельности.

Факт является формой эмпирического исследования, а теория и гипотеза – теоретического исследования.

Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов. Работа ученого на 80% состоит в наблюдениях над интересующим объектом с целью установления его устойчивых, повторяющихся характеристик. Когда исследователь убедится в том, что при соответствующих условиях объект всегда выглядит строго определенным образом, он подкрепляет этот результат с помощью эксперимента и, в случае подтверждения, формулирует научный факт.

В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Познание не может ограничиться фиксированием фактов, потому что это не имеет смысла: любой факт должен быть объяснен. Это является задачей теории. Например яблоко, упавшее Ньютону на голову побудило его на объяснение данного факта, благодаря чему была создана теория гравитации.

В понимании фактов в философии науки существует две тенденции: фактуализм и теоретизм. Фактуализм утверждает, что факты независимы и автономны по отношению к теории. Сторонники теоретизма исходят из того, что факты зависят от теории, которая выделяет изучаемый аспект действительности, задает язык, на котором описывается факт.  
Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. С греческого гипотеза переводится как предположение. В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как предположительное знание, которое удовлетворительно объясняет эмпирические факты и не вступает в противоречие с основополагающими научными теориями. Гипотеза выдвигается для решения конкретной научной проблемы и должна удовлетворять определенным требованиям, таким как релевантность, проверяемость, совместимость с существующим научным знанием, наличие объяснительных и предсказательных возможностей и простота. 

Релевантность (от англ. relevant - уместный, относящийся к делу) гипотезы характеризует её отношение к фактам, для объяснения которых она создается. Если факты подтверждают или опровергают гипотезу, она считается релевантной. 

Проверяемость гипотезы предполагает возможность сопоставления её результатов с данными наблюдений и экспериментов. Имеется в виду именно возможность такой проверки, а не требование обязательного её проведения. Многие гипотезы современной науки оперируют ненаблюдаемыми объектами, что требует совершенствования экспериментальной техники для их проверки. Те гипотезы, которые нельзя проверить в настоящее время, возможно будут проверены позже, с появлением более совершенных экспериментальных средств и методов.

Совместимость гипотез с существующим научным знанием означает, что она не должна противоречить установленным фактам и теории. Это требование не распространяется на периоды кризисов и научных революций. 

Объяснительная сила гипотезы состоит в количестве дедуктивных следствий, которые из неё можно вывести. Если из двух гипотез, претендующих на объяснение одного и того же факта, выводится разное количество следствий, то, соответственно, они обладают разными объяснительными возможностями. К примеру, гипотеза Ньютона об универсальной гравитации не только объясняла факты, обоснованные до этого Галилеем и Кеплером, но и дополнительное количество новых фактов.

Предсказательная сила гипотезы заключается в количестве событий, вероятность которых она в состоянии предугадать.

Критерий простоты гипотезы относятся к ситуациям, когда конкурирующие научные гипотезы удовлетворяют всем вышеуказанным требованиям и, тем не менее, нужно делать выбор в пользу одной из них. Серьёзным доводом может служить простота. Она предполагает, что одна гипотеза содержит меньше число посылок для выведения следствий, чем другая. 

4.Методы научного познания.

 

Научное познание, в отличие от обыденного, осуществляется не спонтанно, а использует для достижения своих целей специально разработанные методы. Поиск методов играет важную роль в развитии любой науки.  
Метод (от греч. мethodos - путь, исследование) - это совокупность средств, приемов и операций, применяемых в ходе познавательной или практической деятельности. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности. Философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

 C XVII века постепенно начало формироваться специальное учение о методе, получившее название методология. В настоящее время методологические исследования хотя и носят междисциплинарный характер, но ведущую роль в них по-прежнему играет философия.  
Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Существуют различные классификации методов научного познания. В зависимости от сферы действия того или иного метода различают всеобщие (универсальные), общенаучные и специальные методы. 

 
Всеобщих методов познания известно два: диалетический и метафизический. Они имеют философскую природу.

Общенаучные методы подразделяются на методы эмпирического и теоретического уровней научного познания: наблюдение, эксперимент, моделирование абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия.

Также существуют специальные методы исследования, такие, как метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и другие.

Рассмотрим более подробно некоторые методы.

Диалектика  и метафизика.

Как способы  познания диалектика и метафизика зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как  способа научного познания приходится на XVII - XVIII века, а диалектики - на XIX - XX века.

Диалектика – это метод научного познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные.

Метафизика – это метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные и изолированные друг от друга.

Ученые XVII – XVIII допускали огромную ошибку, применяя только метод метафизики. Ели изучать  что-либо отдельно от всего, то мы получим  минимальную информацию о его  свойствах. Например, возьмем серу. Мы видим, что она твердая, кристаллическая, желтая, хрупкая и т.п. Таким образом, мы видим только ее физические свойства. И лишь когда мы применяем диалектический метод познания, т.е. начинаем соединять ее с другими веществами, мы получаем сведения о ее химических свойствах. Таким образом, ученые XIX – XX веков сделали огромный шаг вперед.

Наблюдение - это чувственное восприятие фактов действительности с целью получения знания о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. Результатом наблюдения является описание объекта, зафиксированное с помощью языка, схем, графиков, диаграмм, рисунков, цифровых данных. Структура наблюдения включает в себя субъекта наблюдения, наблюдаемый объект и средства наблюдения - разнообразные приборы, усиливающие зрение, слух и другие чувства наблюдателя.

Субъект (ученый) определяет цель наблюдения, составляет программу наблюдения и подбирает необходимые средства. Ученый, наблюдающий интересующий его объект, обладает о нем определенными теоретическими знаниями, позволяющими видеть объект иначе, чем его видит простой обыватель. Различают два основных вида наблюдения - качественное и количественное. Первое направлено на качественное описание явлений, а второе имеет целью установить и описать количественные параметры объектов. В основе количественного наблюдения лежит процедура измерения, то есть, процесс определения количественного отношения измеряемой величины к другой величине, которая принимается за эталон. Переход науки к количественным наблюдениям знаменовал собой зарождение точного естествознания, поскольку способствовал их математизации и сделал экспериментальную проверку гипотез более эффективной. 

Информация о работе Формы и методы научного познания