Формирование мировоззрения и научной картины мира учащихся в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 21:37, статья

Описание работы

Мировоззрение определяется как центральный элемент человеческого сознания. Его главный признак состоит в том, что оно отражает отношение «человек - мир». Отсюда вытекает его целостность, представленная связью трех элементов: человека, мира и отношения между ними. Структуру мировоззрения образуют духовные чувства, обыденные знания и ценностная теория. Первые два компонента формируются у людей, как правило, самим образом жизни и не требуют специализированного обучения. Идеи, понятийные смыслы и категории образуют содержание теоретического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Статья1.docx

— 28.82 Кб (Скачать файл)

 

Формирование мировоззрения и научной картины мира учащихся в процессе обучения.

 

Омарова Д.А.

 

ГОУ ВПО «Дагестанский  государственный педагогический университет»

 

Россия, г. Махачкала, Blackberry7777@mail.ru

 

 

Мировоззрение определяется как центральный элемент человеческого сознания. Его главный признак состоит в том, что оно отражает отношение «человек - мир». Отсюда вытекает его целостность, представленная связью трех элементов: человека, мира и отношения между ними. Структуру мировоззрения образуют духовные чувства, обыденные знания и ценностная теория. Первые два компонента формируются у людей, как правило, самим образом жизни и не требуют специализированного обучения. Идеи, понятийные смыслы и категории образуют содержание теоретического мировоззрения. Они существенно отличаются от научных понятий ценностным характером и придают мировоззренческим теориям специфическую размытость и неопределенность.

Мировоззрение формируется  не только гуманитарной культурой, но и наукой. Научное мировоззрение  своим главным содержанием имеет  научную картину мира (НКМ). Это  понятие в научной и философской  литературе трактуется по-разному. Появление  научной картины мира связано  с осознанием различных интегративных  тенденций и процессов, которые  характерны для развития познания и  становятся, время от времени доминирующими в той или иной области науки. Научная картина мира -  форма систематизации знаний, где происходит теоретический синтез результатов исследования конкретных наук со знаниями мировоззренческого характера, представляющими собой целостное обобщение совокупного практического и познавательного опыта человечества. [5; c.347].

 

Формирование мировоззрения школьников является одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности. Научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества. 
Научные знания являются частью, стороной, подтверждением диалектического взгляда на мир. Научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек соотносит себя с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проекциях. [6; с.27-28].

  Уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях и др. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям. [3; c.4].

  Удовлетворение  потребности подростка в стремлении к самоутверждению, поиску места в мире расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок к формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений.  
   Физическая и духовная зрелость школьников в юношеском возрасте определяет их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений. 
     С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов, характеризующих ту или иную профессиональную группу. [6;c. 18].

 Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства — ко всему тому, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический фон школы. 
Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Она представляет собой несводимую к интеллекту и чувствам сторону сознания, основной функцией которой является регуляция поведения и деятельности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.

    Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История — свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости “оплачены” кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.

Убеждения зарождаются и развиваются  в ходе нашего становления, в общении  с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как  бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения  могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а  также индивидуального развития.[4;c.45-46]. 
    Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит  практически - действенный компонент. 
Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, вооружает разносторонней информацией, опытом общения. Она не ведет к чисто внешним результатам, а перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного созидания как свойство личности. Недостаточно, чтобы эта деятельность была общественно полезна, нужно, чтобы она удовлетворяла самого ученика, соответствовала пусть не полностью, но в главных чертах его личному идеалу.[2;с.136-137].

 Целостный процесс формирования  у учащихся научного мировоззрения  обеспечивается благодаря преемственности  в обучении, взаимопроникающим связям  между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свойства и связи изучаемых объектов.

  Социальная и профессиональная позиции педагога являются важнейшим единством формирования научного мировоззрения. Успех формирования мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю. Только учитель, который всем своим существом принял возвышающий смысл науки, передовые идеи века, который сформирован как творческая личность, может быть духовным наставником молодежи.[6;c.21].

   Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуализирует необходимость и ответственность педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения, в то же время уважения к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. Задача школы состоит в том, чтобы раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия учащийся сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.[1;c.11].

  Для гармоничного и всестороннего развития личности большую роль играет умственное воспитание и формирование научного мировоззрения.  Воспитание образованного человека, гражданина страны, патриота, предполагает, прежде всего, формирование у молодого поколения научного мировоззрения, основу которого составляет стройная система основ философских взглядов. Учебные предметы должны содержать темы связанные с развитием природы, с закономерностями развития общества, также учащихся необходимо включать в исследовательскую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992. Ст. 14,п.2.

2. Иванов В. П. Мировоззренческая  культура личности. Киев, 1986 г., с.292.

3. Пахомов Б.Я. Становление  современной   физической картины мира. М.: Мысль,1985 г., с.275.

4.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998 г., с.  816.

5. Философский энциклопедический  словарь. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев. М.: Советская энциклопедия, 1995 г., с.840.

6. Шуртаков К.П. Мировоззрение  и методы его формирования. Казань. 1989 г., с. 287.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование мировоззрения и научной картины мира учащихся в процессе обучения