Формирование философских представлений Древних Египтян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 18:19, реферат

Описание работы

Ранняя философская мысль Египта – весьма интересное явление с точки зрения истории философии. В храмах Древнего Египта учились многие греческие философы. Именно в Египте они получили свои первые познания в области математики и астрономии. Более того, и сегодня, специалисты и ученые в различных областях знания во всем мире нередко вновь и вновь обращаются к эзотерике (тайному знанию) египетских пирамид.
Цель работы: познакомиться с истоками формирования философских представлений Древних Египтян.

Содержание работы

1.Введение 3
2.Формирование философских представлений Древних Египтян 4
3.Заключение 11
4.Список литературы 12

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

     Эзотерическая  наука египтян предлагала два  ключа к пониманию мира. Первый: “Внешнее подобно внутреннему: малое таков  же, как и большое; закон один для всего. Нет ничего малого и нет ничего великого в божественной экономии”. Второй “Люди — смертные боги, а боги — смертные люди”. Счастлив тот, считали египтяне, кто понимает эти слова, он овладел ключом ко всему. Однако тайну эту следовало хранить от злых и неразумных, чтобы они не смогли усвоить ее частично и сделать орудием разрушения. Ее следовало оберегать также от  слабых, чтобы не свести их с ума. А потому истину нужно беречь в сердце своем. Проявляться же она будет через дела посвященного в тайну Тогда знание станет силой, вера —мечом, а молчание —доспехами.

     Таково содержание  вкратце “Книги Мертвых”, древнейшей  книги человечества. Она хранила  тайну идеи всеединства бытия: "Единая душа, великая душа все это зачала, отделив от себя,  все души, которые наполняют своим стремлением Вселенную".

   Древний голос  вечности говорил людям: "Душа  есть свет, закрытый покрывалом; когда за ним нет ухода, свет  темнеет и гаснет, когда же он поддерживается — как светильня маслом—святой любовью, он разгорается в неугасимую лампаду". По египетскому, тайному учению, человек сознает в своей земной жизни лишь свою животную и свою рассудочную душу. Высшая часть его существа — духовная душа и божественный дух, существуют в нем в состоянии бессознательного зародыша и развиваются по окончании земной жизни, когда он сам становится Осирисом.

    В заключение  заметим, что египтяне придавали  большое значение  процессу смерти  вообще и ответственности души на ее пороге. Плутарх рассказывал, что египтяне во время пиршеств знатных особ вносили в зал мумию, как бы напоминая людям о бренности земных утех и необходимости работы души.

    Итак, древняя  египетская философская мысль  была, в основном, по своему содержанию эзотерической. На эзотерических представлениях строились концепции о Вселенной, человеке и познании мира. Но это лишь одна сторона философской мысли Древнего Египта.

   Другая сторона  – научные представления и  основанный на них философский скептицизм.

    Древний Египет  — страна не только древнейших  мистерий, но и, возможно, самых ранних  научных знаний. В какой-то степени  это было отражением практической  необходимости. В Египте сооружались  мощные оросительные системы, огромные пирамиды, храмы и дворцы. Нужны были расчеты, математические вычисления и т. п. Расширяющееся хозяйство требовало знаний и стимулировало их развитие.

    Так, египтяне  вычислили периодичность подъема  и спада воды в Ниле и  установили ее прямую связь  с фазами Луны. С этого начались астрономические исследования. Естественно, поскольку научные познания были очень слабы, эти исследования сопровождались разъяснениями жрецов и их руководством. Жреческое руководство распространялось и на практику земледелия.

    Хозяйственные потребности стали основанием и установления точно рассчитанного календаря, который строился на астрономических наблюдениях за движением Луны, Солнца и звезд.   Важное   практическое   значение   имело   установление солнечного календаря. По утверждению древнегреческого историка Геродота, в Древнем Египте раньше, чем у других на родов, была определена продолжительность года в 365 1/4 дней. Астрономия для египтян была наукой, непосредственно обслуживающей земледелие, скотоводство, другие отрасли хозяйства.

     Развивались  и математические знания: арифметика, начала алгебры и геометрии. Вавилоняне  изобрели шестидесятиричную “позиционную  систему” письменного исчисления.  От этой системы идет современный  счет времени (1 час = 60 мин и 1 мин = 60 сек). Высшим достижением египетской геометрии было вычисление отношения длины окружности к диаметру (число "пи"). Была найдена  точная формула, по которой  вычислялся объем усеченной пирамиды с квадратным основанием. А также -  площадей треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов.  В египетских школах применялся для вычислений особый метод, который предполагал наличие определенных теоретических знаний.

     Научные знания  порождали определенный философский  скептицизм сомнение в мифологическом  миропонимании. В Древнем Египте и Вавилонии сохранился литературный памятник такого рода “Диалог господина и раба о смысле жизни”. В нем подвергаются сомнению религиозные мифы и высказывается мысль о нелепых обрядах, предписывающих приносить жертвы богам и надеяться на награду в загробной жизни.

     В Древнем  Египте во II тыс. до н.э. под сомнение  ставилась истинность религиозных  верований в “вечную жизнь  на том свете”. В классическом  произведении древнеегипетской  литературы “Песня арфиста”  утверждалось, что из мертвых никто не возвратился и что о загробном царстве ни мертвые, ни наш разум или чувства ничего сказать не могут. Следовательно, вряд ли нужно верить рассказам о ином, кроме земного, мире. Вместо того, чтобы рассчитывать на загробную жизнь, надо устраивать свои дела на земле.

    В древнеегипетском  папирусе “Беседа разочарованного  со| своим духом” говорится о  тяготах земной жизни и ее  несправедливостях, т. к. господствует  “насилие”, всюду грабят, сердца  людей жестоки, и каждый человек  отнимает вещи брата своего..

     Зарождение  философской мысли Древнего Египта, как мы видим, протекало неоднородно, под воздействием двух мощных  процессов: с одной стороны, космогонической  мифологии; с другой — научных  знаний. Это не могло не повлиять  на ее характер.

Философская мысль Египта включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода — источник всех живых существ. Часто упоминался в древнеегипетских памятниках и воздух, заполняющий пространство и “пребывающий во всех вещах”. Это одна сторона представлений. Вторая, более существенная и более развитая, это теогония и космогония Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам, звездам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. "Звездное" (астральное) мировоззрение вело к развитию астрологии — веры в способность светил влиять на судьбу людей и обществ.

Таковы две основные тенденции, характерные для философской мысли Древнего Египта (и Вавилонии). Философская мысль здесь еще не достигла уровня, характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. По утверждению Плутарха, древнегреческий философ Фалес именно у египтян заимствовал мысль о воде как первопричине и начале всех вещей.

 

 

3.Заключение

Итак, ранняя философская мысль Древнего Египта формировалась на основе древнейшей культуры и письменности . Философская мысль этого периода не оформилась  еще в виде  системы, в ней не было онтологического и гносеологического знания. Это знание  возникло значительно позже, в античной философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы

1.Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2005

2.Philotime- Все о философии

3.Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. Издательство Проспект,2005

 

 


Информация о работе Формирование философских представлений Древних Египтян