Философское содержание "Русской души"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:20, творческая работа

Описание работы

Концепция русской души в истории отечественной философии – одна из проблемных тем. Данная философема с трудом поддается анализу, так как для дефиниции нет четких критериев определения. Отметим, что истоки проблематики находятся в специфике изучения души, как феномена жизни человека. Так или иначе, русская душа - это онтологическое ядро. Оно определенным образом проявляется в жизни народа.

Файлы: 1 файл

Эссе ДУША.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «РУССКОЙ ДУШИ»

 

Концепция русской души в  истории отечественной философии  – одна из проблемных тем. Данная философема с трудом поддается анализу, так как для дефиниции нет четких критериев определения. Отметим, что истоки проблематики находятся в специфике изучения души, как феномена жизни человека. Так или иначе, русская душа - это онтологическое ядро. Оно определенным образом проявляется в жизни народа.

Проблема души, это осознание  того, что имманентная реальность определяет эксманентные проявления человека. Одновременно с этим, тема души никогда не может иметь логически-непротиворечивый и завершенный характер (благодаря многообразию  ее характеристик и многих субъективных моментов). Кроме того, душа явление субстанциального уровня. Она не сводима к многообразию индивидуальных проявлений людей.

Анализ работ русских  мыслителей, посвященных проблеме русской  души обнаруживает чрезвычайное богатство понятийного ряда. В концепт входят понятия души народа и страны, проблематика национального самосознания, понятие русского национального типа.

Таким образом, рассматриваемая нами философема - реальность особого рода. Она обладает универсальной причинностью, оказывающей воздействие на поступки и помыслы человека русского. И позволяет осмыслять в особом ключе прошлое, будущее и настоящее нашей нации.

Обратимся к дореволюционному этапу философской мысли. Здесь во главе угла находились вопросы государственного и политического обустройства страны. Тема русской души хоть и занимала особое место в отечественной философии, но осмыслялась в свете существующей антиномии. Народ придерживался концепции православия, как истинной веры. Русским дано «правильно славить» Бога. Одновременно с этим, мыслители того времени указывали на то, что русский народ не может служить образцом для других. Он стал на путь культурного развития достаточно поздно.

Таким образом,  совокупность экономической, политической, культурной отсталости способствовала постоянному разрушению идеи о высокой миссии России в мире. Такое противоречие создавало напряжение в трудах мыслителей.

Тема русской души развивалась  в работах философов, считавших, что Россия страна со специфической духовной организацией. И определяется ее особым религиозным выбором.

Одними из первых в истории  философии России, попытались определить специфику русской души славянофилы. Они определили русскую душу, как христианскую и православную.

Примечательно, что на православные основания русской души указывает каждый из мыслителей, обращавшихся к данной философеме. Более того, вне этой темы, русская душа нивелирует свою специфику. Вне Божьего замысла это понятие теряет свою силу и свой смысл. Можно сделать вывод, что концепт русской души был и остается в фокусе изучения русской религиозной философии.

Вместе с тем, существует и альтернативный взгляд на русский характер. Он лишь подтверждает относительность истины в исследовании концепта души народа. Так в трудах Н.Я.Данилевского встречается мысль, что русская самобытность может быть уничтожена лишь вместе с Россией. Более того, в личной судьбе чрезвычайно велика роль национальной идентификации. Так перестав быть русским, наш человек обратится в ничто, в «негодную тряпку».

Также тему русской души рассматривал  философ Аполлон Григорьев. Он делал вывод, что характерными чертами русской души являются мятежность, противоречивость.

Григорьев выделял  и другие специфические черты русской натуры. Такие как: вера в Божественный промысел, не злобливость, отходчивость, увлеченность великими идеалами и постоянная душевная неудовлетворенность.

В послереволюционный период данная философема была наиболее полно  осмыслена в эмигрантском сборнике «Из глубины. Сборник статей о русской революции». Здесь в центре внимания авторов-мыслителей находился русский человек. Он изменили прежние порядки в России и свою душу.

Таким образом, мы рассмотрели некоторые подходы к исследованию русской души.

 Обобщая целый пласт философских статей посвященных этой теме можно сконструировать «портрет» русской души. К положительным чертам русского характера относят  духовность и душевность. Также мыслители отмечают широту души русского человека и открытость миру. В своем стремлении принять другого человека, отзывчивости и терпеливости душевность проявляется больше всего. Кроме того, русская душа склонна к самопожертвованию.

Философы отмечают, что  душевность вкупе с духовностью  являют установочную основу русского характера. Его волевые особенности проявляют себя в размахе русской души. За этим понятием стоит способ решать проблемы. Преодолевать трудности системно, дотошно вникая в каждую мелочь  - для русского человека не свойственно.  Он может долго «лежать на печи», но если уж взялся за дело – его уж не остановить. Пословица о том, что «русский мужик запрягает и долго, но быстро едет» - именно об этом. Можно с легкостью привести примеры, когда на фоне очевидных отставаний, русский человек вдруг начинает буквально творить чудеса.

Русская душа всегда печалится о горе и страдании всего мира. Она задается решением «проклятых» вопросов о смысле жизни. Помимо этого, в русской душе присутствует мятежность, непокорность неутолимость и неудовлетворенность всем временным, относительным и условным.

Русская душа «сгорает в поисках абсолютной правды». 


Информация о работе Философское содержание "Русской души"