Философское понимание истории в текстах Фридриха Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

История, в ее классическом, стандартном определении как гуманитарной дисциплины есть наука, изучающая деятельность, политические и экономические институты, культуру человека прошлого для документирования, воспроизведения и установки последовательности событий, объективации исторических фактов, установления причинно-следственных связей определенных событий в прошлом, их влияния на настоящее и будущее и закономерности развития общественных процессов.

Содержание работы

Введение 3
Постановка проблемы: взгляды Фридриха Ницше на историю как науку 4
Роль личности в «формировании» истории 11
Классификация истории в понимании Ф.Ницше 14
Заключение 19
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Лешин М.В. реферат.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ  РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего 

профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

 

Кафедра философии

 

Реферат

 

По дисциплине 


(наименование учебной  дисциплины согласно учебному  плану)

 

 

Тема:                Философское понимание истории в текстах Фридриха Ницше          

 

Автор:     студент гр.    АПН-12          __________________                     / Лешин М.В./                                                                         

                                                                           (подпись) (ФИО)

 

Дата: ___                     ____

 

Проверил:      доцент                          __________________                         / Рыбчак  А.С./                                                                                                      

                                                                           (подпись) (ФИО)

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История, в ее классическом, стандартном определении как гуманитарной дисциплины есть наука, изучающая деятельность, политические и экономические институты, культуру человека прошлого для документирования, воспроизведения и установки последовательности событий, объективации исторических фактов, установления причинно-следственных связей определенных событий в прошлом, их влияния на настоящее и будущее и закономерности развития общественных процессов.

Ницше  же  отказывается от самого понятия «изменения» процесса, его линейности на векторе событий, утверждая, что изменения являются лишь чувственными процессами для нас и какой бы правильной не была установка последовательности, она ничего не обосновывает, кроме того, что все бывало так, но само по себе явление, которое было, не может быть «причиной». Процесс исчисляется не попаданием под определенные известные правила, догматы и законы или подчинением некой необходимости или же тем, что мы проецируем некий закон причинности. Эта исчислимость процесса заключается в «повторении тождественных случаев».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемы: взгляды Фридриха Ницше на историю  как науку

 

Философия жизни возникла как оппозиция классическому  рационализму. По мнению Ницше процесс жизни является целостным процессом непрерывного становления, развития, неподвластным аналитической деятельности рассудка. Рассудочно-механистическое познание и опирающаяся на него наука могут постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Поэтому научному познанию философы жизни противопоставляли интуицию, образно-символические способы постижения иррациональной в своей основе жизненной реальности.

      Служить жизни является основным требованием Ницше   к истории.

Основным отличием истории  от точных наук является ее происхождение. Ницше связывает появление истории  с психологической способностью человека помнить то, что уже произошло.  В результате, история зависит от психологических особенностей людей и должна соответствовать  их определенным психологическим запросам. Для философа,  «история принадлежит живущему в трояком отношении: как существу деятельному и стремящемуся, как существу охраняющему и почитающему и, наконец, как существу страждущему и нуждающемуся в освобождении». На основе этого деления людей на психологические типы он выделяет три «рода» истории: монументальный, антикварный и критический.

Монументальная история  нужна деятельному человеку, который  ведет борьбу и нуждается в  образцах для подражания, учителях, которых не может найти среди  современников. Польза этого рода истории  заключается в том, что человек  учится понимать, «что, то великое, что некогда существовало, было, во всяком случае, хоть раз возможно», и это дает ему силы пройти  свой  путь с большим мужеством. Этот род истории наполняет прекрасным содержанием само понятие «человек», великие моменты в борьбе единиц образуют единую цепь и знаменуют подъем человечества на вершины развития. Монументальная история содержит в себе требование, что великое должно быть вечным и должно быть сохранено для всего человечества. 

Антикварная история необходима для  воспитания уважения к прошлому своего народа, с детства прививает человеку любовь к Родине, предкам, чувство общности судьбы со своим народом. Благодаря этому виду истории люди хранят и берегут свидетельства истории, памятники прошлых лет. Но и в переизбытке антикварной истории есть свои опасности. Но, нужно иметь в виду, что антикварии не ощущают разницы между великим и маленьким, все для них равноценно, все прошлое признается равно достойным уважения. Антикварная история вырождается, когда живая современная жизнь перестает ее одухотворять, умирает благоговейное отношение к истории, остается только известный ученый навык, который представляет «отвратительное зрелище слепой страсти к собиранию фактов». Поэтому антикварная история всегда должна сохранять связи с жизнью и подвергаться периодическим ревизиям. Именно для этого существует такой род истории как - критическая.

Ницше так характеризует критическую  историю: «человек должен обладать и  от времени до времени пользоваться силой разбивать и разрушать  прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше; этой цели достигает он тем, что привлекает прошлое на суд истории, подвергает последнее самому тщательному допросу и, наконец, выносит ему приговор…».  Причем, приговор не обязательно будет справедливым, так как его выносит не справедливость, а  сама жизнь, не имеющая ничего общего с чистотой познания.  Это еще один довод в пользу того, что история не может быть чистой наукой.

 Движущей силой истории, по  мнению Ницше, является сама  жизнь как «некая темная, влекущая, ненасытно и страстно сама себя ищущая сила», которой нет дела до субъективно понимаемой справедливости, «ибо все, что возникает достойно гибели» и «нужно очень много силы, чтобы быть в состоянии жить и забывать, в какой мере жить и быть несправедливым есть одно и то же». Историю же пишет победитель, следовательно, требование объективности к ней неприменимо. Все виды истории равно необходимы для здорового развития народа. Предпочтения зависят от личности человека.

Таким образом то, что история должны приспосабливаться под нужды человека, отвечать его психологическим потребностям, является, по мнению Ницше, основным препятствием для превращения истории в науку. Следующим аргументом против позитивистов является, по мнению Ницше,  то, что история является одним из решающих факторов формирования человека как личности. Она определяет его видение мира, систему ценностей, взгляды, помогает человеку понять свое место в мире. По словам Ницше, мы являемся «продуктами прежних поколений», продуктами не только их достижений, но и их заблуждений, страстей, ошибок и даже преступлений. Поэтому отсутствие системы в понимании истории своего народа, места его во всемирной истории грозит отсутствием четких ориентиров и в жизни отдельного человека.

Также Ницше добавляет, что требование к истории стать независимой от жизни ведет к загруженности человека фактами, которые никогда не будут им использоваться в жизни.  Результатом этого является, по мнению Ницше, разрыв между формой и содержанием или, иначе говоря, между обыденной жизнью человека и его внутренним миром, который делает человека уязвимым, слабым, неуверенным в себе. Этому также сопутствует внутренняя неупорядоченность, полученной информации. Как отмечает Ницше, «внутренний мир может отличаться в высокой степени восприимчивостью, серьезностью, глубиной, искренностью… но как целое он остается слабым, ибо эти прекрасные отдельные волокна не сплетаются в один мощный узел; поэтому видимое внешнее действие не может считаться проявлением и откровением целого внутреннего мира, а только слабой или грубой попыткой одного такого отдельного волокна выдать себя за целое». 

В этом для Ницше заключалась  основная опасность превращения  истории в науку. Он писал: «знание  прошлого во все времена признавалось желательным только в интересах  будущего и настоящего, а не для ослабления современности, не для подрывания устоев жизнеспособности будущности».  Философ одним из первых указал на кризис исторического сознания, связанный с девальвацией традиционных ценностей. В современную эпоху все ценности стали условными. Особая проницательность позволили Ницше понять яснее, чем большинству его современников, что общество долго не просуществует, если будет и дальше придерживаться ценностей, переставших быть созидательными».

Из этого исходит утверждение философа о пользе иллюзий, мифа для людей. По мнению Ницше, без мифа всякая культура теряет свой здоровый, творческий характер; лишь  обставленный мифами горизонт замыкает культурное движение в некоторое законченное целое. Для пользы человечества история должна быть искусством, а не наукой. Философ доказывает необходимость иллюзий в жизни человека. «Историческое чувство, - пишет он, - когда оно властвует безудержно и доходит до своих крайних выводов, подрывает будущее, разрушая иллюзии и отнимая у окружающих нас вещей их атмосферу, в которой они только и могут жить». Для Ницше историческая справедливость, даже тогда, когда она неподдельна - ужасная добродетель, которая подкапывается под живое и приводит к его гибели. Только в любви, осененный иллюзиями, с верой в совершенство и правду может творить человек.  История должна пробуждать в человеке благородные порывы, жажду свершений, уважение к своему прошлому.

Ницше не возражает против «конструирования»  истории, но считает это работой  драматурга, а не ученого.  Это существенный  аргумент, по его мнению, в пользу того, что история по своему характеру, задачам ближе к искусству, чем к науке. С этой точки зрения он определяет и значение истории – «не в общих идеях, выдаваемых за некоего рода цвет и плод, но что ценность ее в том и заключается, чтобы, взяв знакомую, может быть, обыкновенную тему, будничную мелодию, придать ей остроумную форму, поднять ее, повысить на степень всеохватывающего символа и таким образом дать почувствовать присутствие в первоначальной теме целого мира глубокомыслия, мощи и красоты».

Современные ученые-историки, хотя и  не согласны признать историю искусством, все-таки отмечают вклад «нестандартных философов жизни» (Ницше и Дильтея) в теорию и методологию истории. Целью научного исследования при этом становится целостное обозрение всего исторического полотна в его великих линиях развития. Подобная целостность достигается путем освобождения от логических конструкций диалектики и позитивизма, превращаясь в интуитивную, понимающую психологию истории». По сути дела, философы жизни совершили настоящий переворот в исторической науке, утвердив шкалу иррационально-чувственных ценностей, а Ницше вошел в историю с дерзкой идеей – «взглянуть на науку под углом зрения художника».

Таким образом, для Ницше настоящий историк должен быть, прежде всего, художником. Причем, так как равное познается равным, иначе всегда есть опасность принизить прошлое до своего уровня, история должна писаться испытанными и выдающимися умами. Для философа тот, кто не пережил некоторых вещей шире и глубже всех, не сумеет растолковать чего-либо из великого и возвышенного в прошлом. В результате, он делит историков на две категории: мастеров, которые обладают способностью широкого обобщения, могут «перечеканивать общеизвестное в нечто неслыханное и провозглашать общее положение в такой простой и глубокой форме, что при этом простота не замечается из-за глубины и глубина из-за простоты», и работников, которые подвозят материал, складывают его в кучи и сортируют его.

Из всего этого можно сделать вывод, что основным аргументом Фридриха Ницше против превращения истории в науку, является то, что она должна служить жизни, удовлетворять моральные и психологические потребности человека, а, следовательно, изменяться, приспосабливаясь к нуждам современности. К тому же, история по сути своей субъективна, так как зависит от взглядов историка, степени его владения материалом и других факторов. Также философ доказывает необходимость иллюзий в жизни человека, которые придадут завершенность его картине мира. Фактически, по мнению Ницше, историк является художником, который, доверяясь своему таланту и интуиции, создает не научную работу, а произведение искусства.

Но   доводы Ницше все-таки не являются достаточным основанием для  того, чтобы считать историю искусством. История действительно не может существовать в отрыве от жизни и должна соответствовать потребностям людей, но это не отменяет необходимости научного подхода к подбору материала, анализа источников, синтеза, которые позволяют проверить достоверность имеющихся данных о событиях и установить связь между отдельными фактами. Необходимым компонентом исторического метода является правильно понятая интуиция, - не идеалистически трактуемая врожденная способность познания, а приобретенное чутье исследователя, угадывающего истину на основе большого собственного опыта и фактических знаний.

Иллюзии, мифы могут приносить как  пользу человеку, так и вред. Причем, вред часто превышает пользу.  Прогрессу в истории человечества мы обязаны, прежде всего, людям, которые стремились преодолеть иллюзии, докопаться до подлинной сути вещей. Конечно, нельзя отрицать, ограниченность физических, психологических способностей людей, но это не является достаточным поводом для того, чтобы прекратить попытки преодолеть субъективность знания, консервировать и ограничивать развитие мысли рамками мифов.

Информация о работе Философское понимание истории в текстах Фридриха Ницше