Философские взгляды Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и др. Крупные писатели России, так же как в Германии, Франции, Польше и других европейских странах, становились духовными ориентирами для нации, выразителями национального самосознания. Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого - двух великих писателей, принадлежащих столько же литературе, сколько и философии. Их творчество имело огромное, поистине всероссийское влияние, превосходившее по своему масштабу влияние философов-профессионалов из университетов и духовных академий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Миросозерцание Ф. М. Достоевского
1.1. Жизнь и творческая эволюция……………………………………..…4
1.2. Антропология………………………………………………………….9
1.3. Нравственная философия. Идеалы и ценности…………………….11
2.Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого……………………16
2.1. Жизненные поиски…………………………………………………...17
2.2. Смысл истории……………………………………………………….20
2.3. Вера как сознание жизни……………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..28
Литература………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

Факультет заочного образования

  • Кафедра: Философии

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Реферат по философии

     

    на тему: Философские взгляды Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выполнила: студентка 

                                                                                          Добудько Т.Р

    Группа 8441

     

     

     

                                                                                          Проверил:_____________

    _____________________

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Новосибирск 2012

     

    Содержание

     

    Введение……………………………………………………………………3

    1.Миросозерцание Ф. М. Достоевского

    1.1. Жизнь и творческая эволюция……………………………………..…4

    1.2. Антропология………………………………………………………….9

    1.3. Нравственная философия.  Идеалы и ценности…………………….11

    2.Религиозно-нравственное  учение Л. Н. Толстого……………………16

    2.1. Жизненные поиски…………………………………………………...17

    2.2. Смысл истории……………………………………………………….20

    2.3. Вера как сознание жизни……………………………………………25

    Заключение………………………………………………………………..28

    Литература………………………………………………………………...30

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Характерная черта русской  философии - ее связь с литературой  ярко проявилась в творчестве великих  художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и др. Крупные писатели России, так же как в Германии, Франции, Польше и других европейских странах, становились духовными ориентирами для нации, выразителями национального самосознания. Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого - двух великих писателей, принадлежащих столько же литературе, сколько и философии. Их творчество имело огромное, поистине всероссийское влияние, превосходившее по своему масштабу влияние философов-профессионалов из университетов и духовных академий. Философы-теоретики, в свою очередь, использовали и используют художественно-философские открытия этих великих писателей. Можно сказать, что русская философия XX в. в познании духовного мира человека во многом обязана влиянию идей Достоевского и Толстого. Это не означает, конечно, что философия Достоевского и Толстого стала в России своего рода заменой собственно философского знания. Западные исследователи, справедливо рассматривающие произведения Достоевского и Толстого в качестве источников для познания России и русской души, часто не подозревают, что в них содержится квинтэссенция философских исканий в России XIX - начала XX в. и что философские идеи великих писателей были своего рода продолжением и развитием этих исканий.

     

     

     

     

     

     

    1.Миросозерцание Ф. М. Достоевского

     

    Творчество Федора Михайловича  Достоевского (1821-1881) относится к  высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е  гг. - время интенсивного развития русской  философской мысли, ее растущей дифференциации, формирования главных идейных течений. Достоевский принял участие в осмыслении основных философских и социальных устремлений своего времени - от первых идей социализма на русской почве до философии всеединства В. С. Соловьева и религиозно-философского проекта Н. Ф. Федорова.

     

     

    1.1. Жизнь и творческая эволюция

     

    Миросозерцание Достоевского претерпело значительную эволюцию. Он рано потерял родителей; вскоре после  смерти матери его отец, человек  деспотичный и своенравный, по преданию, был убит крестьянами его имения Даровое, в Тульской губернии. Первая драма открыла счет многочисленным невзгодам, которыми сопровождался весь жизненный путь писателя. По окончании Петербургского военно-инженерного училища (1843) Достоевский, не чувствуя никакого призвания к службе, уходит в отставку, целиком посвящая себя литературному творчеству.

    Необоримое стремление Достоевского к писательству характеризует  его как человека, живущего для  литературы и благодаря ей. Этим Достоевский, по утверждению Д. С. Мережковского, отличался от другого русского гения, Л. Н. Толстого, который главным в жизни считал разработку религиозно-философского учения, а свои литературные занятия оценивал критически и порой даже негативно. Действительно, в отличие от Толстого Достоевский нигде не излагал специально собственные философские взгляды, он не написал своей "Исповеди", нет у него также работы, подобной толстовской "В чем моя вера?". Однако в его романах, представлявших, по выражению В. В. Розанова, "миры столь великой сложности мысли", поставлены многочисленные метафизические вопросы, вся важность которых не была даже осознана современниками, - в полную меру их предстояло осмыслить лишь философам XX в.

     

    Первый роман Достоевского "Бедные люди", изданный Н. А. Некрасовым в 1846 г., принес писателю большую известность. Высокую оценку этому произведению как продолжению традиций "Станционного смотрителя" А. С. Пушкина и "Шинели" Н. В. Гоголя дал В. Г. Белинский. Благодаря Белинскому и под его непосредственным влиянием Достоевский примкнул к просветительски-гуманистическому направлению русской мысли. Он становится сторонником того течения, что впоследствии сам называл "теоретическим социализмом", главным образом системы Фурье. Эта ориентация привела писателя в кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось распространение "преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского". Приговор гласил - лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием. Казнь была заменена 4-летней каторгой, которую Достоевский отбывал в Омской крепости, затем последовала служба рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859 г. Достоевский получил разрешение поселиться в Твери, а затем в Петербурге.

    Возвращением Достоевского в большую литературу стала публикация его книги "Записки из Мертвого дома" (1861-1862). Этим произведением он "сделал буквально фурор" и "возобновил свою литературную репутацию". Однако идейное содержание его творчества после каторги претерпело значительные изменения. Писатель пришел к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку зло, как утверждал он, неискоренимо в человеческой натуре при любом социальном устройстве. Позднее, объясняя происшедшие в его сознании перемены, писатель указывает на свой отказ от просветительской "философии среды", обрекающей человека на пассивность, снимающей с него ответственность за собственные поступки и в конце концов лишающей его свободы.

    По оценке К. В. Мочульского, "сама жизнь устроила для Достоевского эксперимент, из которого выросла его философия". Книжные и кружковые представления о социализме, о необходимости "изменения среды" (в лучшую сторону, с тем чтобы человек стал лучше) не выдержали столкновения с реальной жизнью. Достоевский становится противником распространения в России универсального, общеевропейского и "общечеловеческого" прогрессизма и признает важность "почвеннической" идеи, разработку которой начинает изданием совместно со старшим братом Михаилом журналов "Время" (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865). Главное содержание этой идеи выражено в формуле Достоевского: "Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного".

    Одновременно Достоевский  выступает противником буржуазного  строя, представляющего собой безнравственное общество, подменившее свободу "миллионом". В философско-публицистических "Зимних заметках о летних впечатлениях" (1863) Достоевский подверг критике Запад, исчерпавший, по его мнению, ресурсы своего положительного влияния на русского человека. Главными пороками современной ему западной культуры Достоевский считал отсутствие в ней "братского" начала и чрезмерно разросшийся индивидуализм. В Лондоне в 1862 г. состоялась встреча Достоевского с Герценом, чья критика западного "мещанского" идеала в работе "С того берега" была положительно оценена Достоевским и оказалась созвучной его "почвенничеству". Достоевский проповедовал мирное объединение высших слоев с "почвой" - русским народом, в котором, как он считал, живы христианские идеалы братства и любви. Используя тот же термин, что и Герцен, - "русский социализм", Достоевский наполняет его, однако, другим содержанием. "Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм". Социализм же атеистического типа, отрицающий христианские ценности, по Достоевскому, принципиально не отличается от буржуазности и потому не может ее заменить.

    Он создает ряд насыщенных философскими идеями произведений - "Записки из подполья" (1864), "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-1872), "Подросток" (1875), в которых изложена религиозная философия Достоевского, его христианская антропология, этика.

    Прежде всего обращает на себя внимание, что миросозерцание Достоевского - это философствование экзистенциального типа, философия человеческого существования. Достоевский, по оценке Л. Шестова, - "двойник Киркегора". Его философия, считает К. Мочульский, - "выжитая философия", т. е. пережитая самим автором, сотканная из жизненных переживаний.

    Достоевский называл  себя "реалистом в высшем смысле", т. е. не бытописателем и даже не психологом, как его часто называли, а аналитиком "всех глубин души человеческой". Эту творческую самохарактеристику наглядно подтверждают "Записки из подполья", особенно первая часть, представляющая собой исповедь безымянного "подпольного человека". Она начинается словами: "Я человек больной . Я злой человек. Непривлекательный я человек". Философия подпольного человека-парадоксалиста полна противоречий - он просвещен и одновременно суеверен; он обижен на весь свет, но никого не винит и даже наслаждается своей обидой; он откровенный эгоист, но принципиально не стремится к выгоде для себя и т. д. Он как будто бы верит в то, что говорит, "но в то же самое время, неизвестно почему, чувствует и подозревает, что врет, как сапожник". Это пример трагического сознания, восстающего против "неумолимых законов". Но это сознание человека, отличающего его от автомата, машины или "штифтика". Человек имеет право на своеволие: "свету ли провалиться или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить". Герой повести отрицает любые замыслы разумно спроектированного общежития - "хрустальный дворец", "капитальный дом", "курятник", "муравейник". Отрицает он также и разумный эгоизм, выдуманный для его пользы, отрицает потому, что он человек, т. е. существо, обладающее свободной волей и правом на каприз и фантазию, пусть даже бессмысленную.

    Философское содержание "Бесов" было недооценено современниками, а положительные идеи, принадлежавшие Шатову (патриотизм, идеи о священном значении земли-матери, о роли христианской традиции для существования России), были восприняты как подлежащие сомнению (Шатов - значит "шатающийся", нетвердый в своих взглядах). Идеалист 40-х гг. Степан Трофимович Верховенский, отстаивавший идею о значении красоты в жизни, воспринимается как фигура трагикомическая.

    Смысл романа во многом объясняет  предисловие, которое Достоевский  собирался ему предпослать: "Жертвовать собою и всем для правды - вот национальная черта поколения . Ибо весь вопрос в том и состоит, что считать за правду. Для того и написан роман". Это проблема правдоискания, необходимости осмысления объединяющей для русского общества идеи, как обобщения и продолжения национальных традиций, прежде всего православных (впоследствии писатель назовет это русской идеей). Это также проблема борьбы со злом, с легионом бесов, выступающих против указанной идеи.

    Вершиной философского творчества Достоевского явился роман "Братья Карамазовы" (1879-1880) - последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма (легенда, как ее назвал В. В. Розанов) о Великом инквизиторе. Эта легенда - не только часть романа, но и самостоятельное философское произведение, посвященное личности Богочеловека - Христа и теме духовной свободы, противопоставленной материальному благополучию и "порабощению хлебом". Монолог Инквизитора направлен на отрицание Христа, веры в человека и его духовную природу, однако он перерастает в свою противоположность и становится, по определению К. Мочульского, "величайшей в мировой литературе теодицеей".

    Одна из основных тем  романа - тема отцеубийства, ненависти  к отцам как тягчайшего греха  и как главной причины небратского, неродственного состояния современной цивилизации. Эта ненависть нуждается в преодолении, с тем чтобы человечество осознало смысл своего бытия и пришло к всечеловеческому единению, а также к пониманию своей сопричастности "таинственным мирам иным".

    Во время работы над  романом Достоевский написал  знаменитую речь о Пушкине, произнесенную  им 8 июня 1880 г. В ней писатель призывал покончить старый спор между славянофилами  и западниками и объединить усилия во имя братства всех людей и земного рая, в установлении которого он видел предназначение русского народа. Успех речи Достоевского был необычайным. Достоевский писал жене: " .зала была как в истерике, когда я закончил - я не скажу тебе про рев, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидить впредь друг друга, а любить". Достоевский и Толстой никогда не встречались и не имели прямых контактов, хотя высказывали высокие оценки относительно творчества друг друга

     

    1.2. Антропология

     

               Один из наиболее глубоких исследователей философии Достоевского С. Н. Булгаков отмечал, что систематизация "суждений Достоввского в цельное мировоззрение есть задача трудная, имеющая в себе нечто искусственное и, в известной степени, насильственное". Всякая реконструкция философии Достоевского есть лишь "намек, бледная схема", только попытка "отгадать его слово". И тем не менее бесспорно, что главной философской проблемой для Достоевского была проблема человека, над разрешением которой писатель бился всю свою жизнь. Еще в 1839 г. им были написаны знаменитые строки, они являются как бы эпиграфом ко всей его философии: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".

    Информация о работе Философские взгляды Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского