Философские воззрения Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:08, доклад

Описание работы

Ломоносов был прежде всего естествоиспытателем, физиком и химиком. Из этого и следует исходить при изучении и квалификации его мировоззрения, которое может быть определено как естественнонаучный материализм. Это подтверждается также и тем, что он никогда специально не занимался философией. Он касался общефилософских проблем лишь постольку, поскольку они имели прямое отношение к его научным исследованиям. При этом он интересовался почти исключительно натурфилософией. Гносеологически проблематика не получила сколько-нибудь заметной разработки в его трудах, помимо провозглашения некоторых самых общих принципов научной методологии”.
При всем том его труды положили начало материалистической традиции в воззренияхрусских философов на природу. Однако материалистические взгляды Ломоносова на природу сочетались у него с верой в Бога. Для Ломоносова Бог оставался устроителем мира и источником движения. Это не мешало первому российскому ученому бороться с невежеством и попытками вмешательства религиозных деятелей в дела науки.

Файлы: 1 файл

filosfiya.docx

— 14.82 Кб (Скачать файл)

 

Философские воззрения М. В. Ломоносова


Михаил Васильевич Ломоносов вошел  в историю как ученый энциклопедического склада, оставивший глубокий след во всех областях знания своего времени.

Ломоносов родился в 1711 г. в семье крестьянина-помора в  деревне близ Холмогор, расположенной  в устье Северной Двины.

“Ломоносов был прежде всего  естествоиспытателем, физиком и  химиком. Из этого и следует исходить при изучении и квалификации его  мировоззрения, которое может быть определено как естественнонаучный материализм. Это подтверждается также  и тем, что он никогда специально не занимался философией. Он касался общефилософских проблем лишь постольку, поскольку они имели прямое отношение к его научным исследованиям. При этом он интересовался почти исключительно натурфилософией. Гносеологически проблематика не получила сколько-нибудь заметной разработки в его трудах, помимо провозглашения некоторых самых общих принципов научной методологии”.

При всем том его труды положили начало материалистической традиции в  воззренияхрусских философов на природу. Однако материалистические взгляды Ломоносова на природу сочетались у него с верой в Бога. Для Ломоносова Бог оставался устроителем мира и источником движения. Это не мешало первому российскому ученому бороться с невежеством и попытками вмешательства религиозных деятелей в дела науки.

Внимание Ломоносова было сосредоточено  на изучении общих законов движения материи и ее строения. Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий (теплоты, газов, электричества и т. д.). Все они были связаны принципом сохранения материи и движения. Ломоносов отождествлял материю с веществом. Он считал ее непроницаемой. При этом он утверждал: “…природа тел состоит в движении, и, следовательно, тела определяются движением”.

Ломоносов был близок к мысли, что  движение есть изменение вообще. В  целом его представления о  движении соответствовали механистической  форме материализма.

Он различал два вида материи: собственную и постороннюю. “Собственная материя — та, из которой тело состоит и известным образом  определяется; при ее изменении неизбежно  применяется и само тело. Посторонняя материя — та, которая заполняет в теле промежутки, свободные от собственной материи”.

Согласно Ломоносову, материя  состоит из корпускул, атомов, которые  неделимы и неуничтожимы. Это мнение не было подкреплено опытным путем. Однако оно помогало ему совершить  ряд открытий в физике и химии. Одно из главных открытий Ломоносова — обнаружение природы тепловых явлений. Он нашел, что “теплота тел  состоит во внутреннем их движении”  и возникает в следствие трения движущихся частиц. Другим значительным достижением Ломоносова была формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, получившей статус теории с открытием закона сохранения и превращения энергии.

В поиске путей совершенствования  методов познания, высоко оценивая значение эмпирического познания, Ломоносов  отдавал себе также отчет о  важности методов рационального  познания.

Для социально-философских и этических представлений Ломоносова характерна озабоченность судьбами своей страны, своего народа, отечественной науки. Известна любовь Ломоносова к своему отечеству и народу. Ломоносов никогда не давал повода усомниться в его патриотизме. В качестве одних из важнейших нравственных принципов организации своей научной деятельности Ломоносов видел бескорыстное служение народу, беспристрастный и упорный поиск истин науки


Информация о работе Философские воззрения Ломоносова