Философские основания концепции публичного выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение философских оснований концепции общественного выбора.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
изучить сущность и основные предпосылки возникновения концепции общественного выбора;
рассмотреть формирование общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии;
рассмотреть теории, основанные на концепции общественного выбора.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3

1.Концепция общественного выбора в экономической теории……………4

1.1.Сущность и основные предпосылки возникновения концепции общественного выбора………………………………………………………..4

1.2.Общественный выбор в условиях прямой демократии…………………6

1.3.Общественный выбор в условиях представительной демократии……..7

2.Теории, основанные на концепции общественного выбора………………9

2.1.Теория политического делового цикла……………………………………9

2.2.Теория эндогенного определения экономической политики……………9

2.3.Теория политической ренты………………………………………………10

3.Изучение концепции общественного выбора…………………………… 12

Заключение……………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………….……………………15

Файлы: 1 файл

RF1.docx

— 51.30 Кб (Скачать файл)

 

Реферат

 

Философские основания концепции публичного выбора

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

1.Концепция общественного выбора в экономической теории……………4

 

1.1.Сущность и основные предпосылки возникновения концепции общественного выбора………………………………………………………..4

 

1.2.Общественный выбор в условиях прямой демократии…………………6

 

1.3.Общественный выбор в условиях представительной демократии……..7

 

2.Теории, основанные на концепции общественного выбора………………9

 

2.1.Теория политического делового цикла……………………………………9

 

2.2.Теория эндогенного  определения экономической политики……………9

 

2.3.Теория политической  ренты………………………………………………10

 

3.Изучение концепции общественного выбора……………………………   12

 

Заключение……………………………………………………………………..14

 

Список литературы……………………………………….……………………15

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Концепция государственного управления как публичного выбора является одним из следствий проникновения методологических идей современной западной экономической теории, в особенности, микроэкономики в предметную область государственного управления. Создатели концепции публичного выбора в отличие от сторонников менеджериальной концепции государственного управления, обращали внимание на специфику обмена, пользы, выгоды в государственном управлении, поскольку его важнейшей характеристикой является не свойственная бизнесу индивидуальная ориентация на выгоду, а коллективный характер достижения общественного блага.

Тезис о коллективности и  публичности государственного управления, с философской точки зрения является намного более емким, чем стороннику традиционной методологии государственного управления может показаться на первый взгляд. Согласно мнению одного из ведущих теоретиков государственного управления как публичного выбора Д. Муиллера, публичный выбор – «экономика нерыночного производства решений, или просто применение экономики к политической науке. Предмет публичного выбора тот же, что и у политической науки: теория государства, правила голосования, поведение избирателя, партийная политика, бюрократия и т.д. Методология публичного выбора является, однако, методологией экономики».

С одной стороны, по мысли  представителей концепции государственного управления как публичного выбора, бюрократия должна вести себя точно  таким же образом, как и агенты экономической жизни. Это означает, что представители государственного управления будут стремиться увеличивать  свою численность, бороться за бюджетные  средства и т.п. с целью максимального  увеличения своей выгоды. С другой стороны, коллективный характер осуществляемого  в государственном управлении выбора будет существенно модифицировать стремление государственного аппарата к потреблению общественного  блага либо за счет минимизации своих  издержек, либо даже за счет сведения их к нулю, иначе говоря, к ничем  не ограниченному доступу к общественному  благу.

Целью реферата является изучение философских оснований концепции общественного выбора.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:

  • изучить сущность и основные предпосылки возникновения концепции общественного выбора;
  • рассмотреть формирование общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии;
  • рассмотреть теории, основанные на концепции общественного выбора.

 

 

 

1.Концепция общественного выбора

1.1 Сущность и  основные предпосылки возникновения  концепции общественного выбора

Концепция общественного выбора сформировалась только в 50-60-х гг. ХХ века. Непосредственный импульс концепции общественного выбора дали дискуссии 30-40-х гг. по проблемам рыночного социализма и экономики благосостояния (А. Бергсон, П. Самуэльсон). Широкий резонанс в 60-е гг. вызвала книга К. Эрроу "Социальный выбор и индивидуальные ценности" (1951), в которой проводилась аналогия между государством и личностью. В противоположность этому подходу, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок в книге "Исчисление согласия" (1962) проводили аналогию между государством и рынком. Отношения граждан с государством рассматривались при этом согласно принципу "услуга за услугу". Именно эти идеи, получившие дальнейшее развитие в работе Дж. Бьюкенена "Границы свободы" (1975), легли в основу теории общественного выбора. Важную роль в ее разработке сыграли также Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др.

Концепцию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Представители этой концепции поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.

Впервые идеи, лежащие в  основе концепции общественного выбора, были сформулированы в конце 19-го века представителями итальянской школы государственных финансов: М. Панталеони, У. Маццола, А. Де Вити де Марко и др. Эти исследователи являлись пионерами использования предельного анализа и теории цены для изучения бюджетного процесса, а также для моделирования спроса и предложения на рынке общественных благ. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах представителей шведской школы в экономической науке – К. Викселля и Э. Линдаля, уделявших первостепенное внимание политическим процессам, обеспечивающим определение государственной бюджетной политики.

Разработанные подходы долгое время оставались практически неизвестными для исследователей. Вместе с тем  в 1940-50-х годах представления о  рациональном характере поведения  индивидов в политической сфере  стали активно проникать в  научные дискуссии, благодаря опубликованным в этот период работам Й. Шумпетера, К. Эрроу, Д. Блэка, Э. Даунса. Объединение  двух указанных направлений стало  основой разработки комплекса идей, известных ныне как теория общественного  выбора. Ключевую роль в этом сыграли  представители так называемой Вирджинской  школы в экономической теории. Признанным лидером этой школы является Дж. Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией.

В своей Нобелевской лекции Дж. Бьюкенен сформулировал три основные предпосылки, на которые опирается  концепция общественного выбора: методологический индивидуализм, концепция "экономического человека" и анализ политики как процесса обмена.

Основная предпосылка  концепции общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей кроме заботы об общественных интересах.

Концепция общественного выбора - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

"Рациональные политики" поддерживают, прежде всего, те  программы, которые способствуют  росту их престижа и повышают  шансы одержать победу на очередных  выборах. Таким образом, теория  общественного выбора пытается  последовательно провести принципы  индивидуализма, распространив их  на все виды деятельности, включая  государственную службу.

Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция "экономического человека". Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение его функции полезности. Такое поведение рационально.

Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное  значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются  в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего, выгоды и  издержки, связанные с принятием решений).

Сторонники концепции общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа интересующей нас теории являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.

Важнейшим направлением концепции общественного выбора является экономика бюрократии. Логическим завершением теории общественного выбора является, поэтому постановка вопроса о "провалах" государства (правительства). Указанные провалы – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Таким образом, основной принцип  концепции общественного выбора состоит в том, что люди действуют одинаковым образом, как в роли частного лица, так и любой общественной роли. При анализе личного выбора людей экономисты давно пришли к выводу о том, что люди действуют исходя из рационального преследования личных выгод. Как потребители они максимально увеличивают полезность; как предприниматели они максимально увеличивают прибыль и т.д. А теоретики общественного выбора предполагают, что действия и выбор людей, занимающих общественные посты, также управляются соображениями личной выгоды.

 

1.2 Общественный  выбор в условиях прямой демократии

Прямая демократия - это  такая политическая система, при  которой каждый гражданин имеет  право лично высказать свою точку  зрения и голосовать по любому конкретному  вопросу.

Прямая демократия сохраняется  в современном обществе. Она типична  для собраний коллективов предприятий  и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется  в выборе депутатов парламента или  президента, проведении референдумов. При этом первостепенное внимание уделяется  регламенту: от того, каков принцип  голосования (единогласие, квалифицированное  или простое большинство и  т.д.), зависит его исход. Поэтому  представителей теории общественного  выбора интересует основа основ - конституционный  выбор, т.е. правила выбора регламента. Конституция - ключевая категория концепции  Дж.Бьюкенена. Под термином "конституция" понимается "набор заранее согласованных  правил, по которым осуществляются последующие действия". Именно от них зависит развитие демократии. Бьюкенен и его сторонники искренне верят, что конституционный регламент  может сделать демократический  строй более эффективным и  действенным.

Контрактная теория рассматривает  свободу как "естественное состояние", основу которого составляют права на жизнь, на свободу и на собственность. Именно эти три права образуют конституционный базис гражданского общества. Каждое из этих прав создает  предпосылки для другого, переходит  в другое, создает себя как другое. Право на жизнь реализуется в  деятельности, подчиненной счастью  и выгоде. Право на свободу отрицает политическое рабство, деспотизм. Право  на собственность выступает как  предпосылка и гарантия этих прав. Свободная деятельность основывается на независимом суждении, индивидуальном выборе и сознательном целеполагании. Свобода совести, слова, печати, собраний выступает как важнейшая предпосылка  независимой деятельности, выбора профессий, свободы передвижений.

Бьюкенен выделил два  уровня общественного выбора: 1) начальный, конституционный выбор (который  совершается еще до принятия конституции) и 2) постконституционный. На начальном  этапе определяются права индивидов, устанавливаются правила взаимоотношений  между ними. На постконституционном  этапе формируется стратегия  поведения индивидов в рамках установленных правил.

Дж. Бьюкенен проводит наглядную  аналогию с игрой: сначала определяются правила игры, а потом, в рамках этих правил, осуществляется сама игра. Конституция, с точки зрения Джеймса  Бьюкенена, и является таким набором  правил для ведения политической игры. Текущая политика - это результат  игры в рамках конституционных правил. Поэтому результативность и эффективность  политики в значительной мере зависят  от того, насколько глубоко и всесторонне  была составлена первоначальная конституция; ведь по Бьюкенену, конституция - это  прежде всего основной закон не государства, а гражданского общества.

Правовая система выступает  как своеобразный общественный капитал. Характеристика закона как капитального блага получила всестороннее обоснование  в работе Бьюкенена "Границы свободы". "Система законов, формализованы  ли они на практике или нет, - писал  Бьюкенен, - представляет из себя общественный капитал, отдача от которого повышается с течением времени". Даже в условиях прямой демократии обычно используется принцип простого большинства. Однако введение этого принципа может привести к ущемлению прав меньшинства  и тем самым к искажению  демократии.

1.3 Общественный  выбор в условиях представительной  демократии

В условиях представительной демократии, считают исследователи  общественного выбора, процесс голосования  усложняется. В отличие от частного, общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых предлагает свой пакет  программ. Последнее означает, что  избиратель лишен возможности выбирать нескольких депутатов: одного - для  решения проблем занятости, другого - для борьбы с инфляцией, третьего - по проблемам внешней политики и т.д. Он вынужден избрать одного депутата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его  предпочтениями. В сфере бизнеса  это означало бы покупку товара "с  нагрузкой", поэтому избиратель вынужден из многих зол выбирать наименьшее.

Усложняется и процедура  голосования. Избирательное право  может быть обусловлено имущественным  цензом (как в древнем Риме) или  цензом оседлости (как в некоторых  странах Балтии). Для избрания кандидата  может требоваться относительное  или абсолютное большинство.

Информация о работе Философские основания концепции публичного выбора