Философские концепции русских философов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:56, лабораторная работа

Описание работы

Русская религиозная философия рубежа XIX и XX вв. стала своеобразным синтезом между славянофильством и западничеством. Вслед за Чаадаевым сохранились проекты построения царства божьего на Земле, которые приобрели черты софиологии (Вл. Соловьев, С. Булгаков) и розы мира (Д. Андреев). Важной частью построения справедливого общества мыслилась религия и духовно-нравственное перерождение. Отчасти идеи софиологии наследуют большевизм (коммунизм) и космизм (ноосфера).

Файлы: 1 файл

Философские концепции русских философов.docx

— 24.37 Кб (Скачать файл)

Философские концепции  русских философов

Русская религиозная философия  рубежа XIX и XX вв. стала своеобразным синтезом между славянофильством и  западничеством. Вслед за Чаадаевым  сохранились проекты построения царства божьего на Земле, которые  приобрели черты софиологии (Вл. Соловьев, С. Булгаков) и розы мира (Д. Андреев). Важной частью построения справедливого общества мыслилась религия и духовно-нравственное перерождение. Отчасти идеи софиологии наследуют большевизм (коммунизм) и космизм (ноосфера).

Философия всеединства  (В.С. Соловьёв)

Современники называли Владимира  Сергеевича Соловьёва (1853—1900) центральной  фигурой русской философии. Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких  крайних ее проявлений как эмпиризм и рационализм. Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит  Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир философ видел  подконтрольным Ему, человек же в  его философии выступал связующим  звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести  ее человек, в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту). Поскольку  человек занимает промежуточное  положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется  в любви к другому человеку, к природе и к Богу.

Рассматривая вопросы  «общества и человека», он говорит, что личность и общество в целом  − суть одно и то же, отличие лишь в масштабе. Видит в духовности стержень существования стабильного  общества. Юридические законы этого  обеспечить не в состоянии, они способны ограничить лишь самые явные проявления зла, в то время как для существования  общества необходимо постоянное проявление со стороны всех его членов добра.

Материализм (М.В.Ломоносов)

Русский материализм, по меркам всемирной истории, появился поздно. Демокрит, именем которого принято обозначать материалистическую линию в философии, высказывал свои взгляды где-то еще за 4 столетия до наступления новой эры. В России же материализм датируется лишь серединой XVIII в.

Начиная с эпохи Возрождения, находившейся еще в пределах средних  веков, а затем в новое время  совершался еще один революционный  переворот в философии, второй по счету. Как это было и прежде, менялись не только принятые и утвердившиеся ориентиры и нормы философского мышления, но и представления о мироздании. Философия продолжала существовать как комплексная система, как некий конгломерат, хотя в ходе истории от нее отпочковывались различные научные дисциплины. Переворот, осуществлявшийся в философии, затрагивал огромные пласты научного знания и отражался на них. В XVIII столетии с философией продолжали находиться в соединении многие отрасли науки, от нее еще не отделившиеся. Надо сказать, что процесс этот не завершился и в наши дни. В недавние годы произошло вычленение из философии психологии, в процессе выхода из нее находятся логика, этика, эстетика...

Бытует мнение, что деятельность М.В.Ломоносова по свойственной ей разносторонности – некое уникальное явление того времени. Между тем это совсем не так. Энциклопедичностью познаний отличался, скажем, Х.Вольф, у которого Ломоносов обучался в Марбурге. Вольф завоевал себе славу не только в философии – как отец вольфианства. Помимо собственно философии он занимался также математикой и физикой, механикой и оптикой, гидравликой и архитектурой, правом и политикой.

Марксизм (К. Маркс и Ф. Энгель)

Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:

  • философский материализм и диалектику;
  • материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций);
  • обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);
  • теорию классов и классовой борьбы;
  • теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.

Марксизм стоит на позиции материализма, т. е. считает бытие, материю первичной, а сознание, мышление — вторичными. Сознание — свойство высокоорганизованной материи отражать действительность, поэтому само оно, как свойство, не является материей и не сводится ни к одному из материальных процессов, лежащих в его основе (практическая деятельность общества, высшая нервная деятельность, вторая сигнальная система). Сознание не только отражает мир, но и изменяет его, поскольку, будучи порождено человеческой деятельностью, оказывает на неё обратное определяющее влияние.

Источником марксистского  материализма был материализм Фейербаха, однако в марксизме преодолена односторонность домарксова материализма, заключавшаяся в:

  • неисторичности, непонимании развития, эволюции;
  • созерцательности, непонимании роли практики, изменения субъектом объекта и самого себя;
  • непонимании сущности человека как совокупности общественных отношений.

Анархизм (Л.Н. Толстой)  

Одно из центральных мест в русской философии занимает Лев Николаевич Толстой (1828—1910). На его философию оказали влияние  взгляды Канта, Руссо, А. Шопенгауэра. Взгляды Толстого разделяли многие современники («толстовцы») и последователи. Сам Ганди считал его своим  учителем.

В своей философии Толстой  признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты («истинная религия»). Цель познания видит в поиске человеком  смысла жизни, чем и занимается в  первую очередь любая религия. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства. Поскольку  отрицает любые насильственные способы  борьбы, то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого  от выполнения им общественных и государственных  обязанностей.

Религиозный анархизм Льва Толстого есть самая последовательная и радикальная форма анархизма, т. е. отрицание начала власти и насилия. Совершенно ошибочно считать более  радикальным тот анархизм, который  требует насилия для своего осуществления, как, например, анархизм Бакунина. Также  ошибочно считать наиболее революционным  то направление, которое проливает  наибольшее количество крови. Настоящая  революционность требует духовного  изменения первооснов жизни. Принято  считать Л. Толстого рационалистом. Это неверно не только относительно Толстого как художника, но и как  мыслителя. Очень легко раскрыть в толстовской религиозной философии  наивное поклонение разумному. Он смешивает разум-мудрость, разум божественный, с разумом просветителей, с разумом Вольтера, с рассудком. Но именно Толстой потребовал безумия в жизни, именно он не хотел допустить никакого компромисса между Богом и миром, именно он предложил рискнуть всем. Толстой требовал абсолютного сходства средств с целями, в то время как историческая жизнь основана на абсолютном несходстве средств с целями. Вл. Соловьев, при всем своем мистицизме, строил очень разумные, рассудительные, безопасные планы теократического устройства человеческой жизни, с государями, с войной, с собственностью, со всем, что мир признает благом. Очень легко критиковать толстовское учение о непротивлении злу насилием, легко показать, что при этом восторжествует зло и злые. Но, обыкновенно, не понимают самой глубины поставленной проблемы. Толстой противополагает закон мира и закон Бога. Он предлагает рискнуть миром для исполнения закона Бога. Христиане обычно строят и организуют свою практическую жизнь на всякий случай так, чтобы это было выгодно и целесообразно и дела шли хорошо, независимо от того, есть ли Бог или нет Бога.

Народничество        

Это идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе  освободительного движения в России и объективно отражавшие антифеодальные интересы крестьянства. В России —  «это целое миросозерцание... Громадная  полоса общественной мысли» (Ленин В. И., Тетради по аграрному вопросу. 1900—1916, 1969, с. 21). Это идеология, включавшая комплекс философских, социологических, экономических и политических теорий, явление национальной культуры, нашедшее отражение в литературе, искусстве, науке. Родоначальниками народничества были А.И.Герцен и Н.Т.Чернышевский, но преобладающим направлением в русском демократическом движении оно стало в 70 -80-х годах 19 в. Наиболее видными представителями народничества этого периода были М. А. Бакунин, П. Л.Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков и др. Их вера в решающее влияние интеллигенции на народ привела к развитию «хождения в народ» для его просвещения и пропаганды в деревне, а также к появлению тактики индивидуального террора, взятой на вооружение организацией «Народная воля», разгромленной к 90-м годам.        

Философско-методологическая основа взглядов ведущих идеологов  народничества была различной —  позитивизм (Н. К. Михайловский, отчасти П. Л. Лавров), материализм (П. Н. Ткачёв) и пр. Но всех их объединяло стремление теоретически обосновать право личности на социальную активность, а также утвердить ведущую роль социального идеала в построении учения об обществ. развитии («теория прогресса»).

Русский космизм (П.А.Флоренский)

Русский  космизм  является   философским   направлением   с   большими традициями в культуре России и  объединяет  не  только  философов,  а  также учёных,  религиозных  мыслителей,  писателей,   поэтов,   художников.   Само существование “русского космизма”  как  философского  течения  даже  в  наше время вызывает острые дебаты.

П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство"  мира  и человека,  их  "пронизанность  друг  другом",   взаимосвязанность.   Подобно

древнегреческой философии  он  соотносит  мир  и  человека  как  макрокосмос (космос,  большой мир,  среду)  и микрокосмос,  являющийся  в своём роде "образом и подобием Вселенной"  и несущий в себе  всё,  что есть  в мире.

Несмотря на то,  что  космический  подход  к  человеку  лишает  его  полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации.  И мир и человек одинаково сложны и внутренне  бесконечны,  поэтому  они  могут

рассматриваться как части  друг друга. Можно с полным основанием считать  мир биологически - вселенским  телом  человека,  а  экономически  -  сферой  его хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека,  проекция  его».  В этом заключается   космически-антропологический   дуализм    (или    двуединство) Флоренского,   который   рассматривает   его    в    рамках    традиционного

платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру  противопоставляется иной,  "премирный",  который символически  приоткрывается   в   реальностях земного бытия). Такой  дуализм,  по  мнению  Флоренского,  можно  преодолеть только  в  Церкви:  "В  ней  действительность  одухотворяется,   освящается, обоживается". "Обоживание" является конечным результатом спасения  всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви  силами  Христа  и Его  Духа.  Спасение  устраняет  конфликт  человека  и  мира,  это  и   есть "космическая сторона христианства".  У Флоренского,  как впрочем  и у многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы,  эволюция, история  определяющего  значения  не  имеют.  Как  считает  Флоренский,  вся история  мира  -  это  мрак,   одна   лишь   "ночь,   один   страшный   сон, растягивающийся в  века".  По  моему  мнению  философия Флоренского -  это космизм  без  эволюционизма  ("преображение  мира"  не  выходит   за   рамки

отдельных церковных очагов и не  проникает  в  мировую  жизнь  и  социальную деятельность человека).


Информация о работе Философские концепции русских философов