Философские и социально-политические взгляды Дж. Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:52, доклад

Описание работы

Большое влияние на общественную мысль оказал Джон Локк (1632-1704), английский философ, окончивший Оксфорд, изучавший естествознание и медицину. Печать на его философию наложил необходимый компромисс между феодальной аристократией и буржуазией после революции в Англии. Находясь под сильным влиянием концепции Ньютона, Локк разработал основы экспериментальной психологии, где доминировало самонаблюдение.
Стоя на позициях деизма, признавая Бога, Локк пытался так соединить веру с разумом, чтобы это было приемлемо с позиций «здравого смысла». Бог в его концепции - это высшее разумное начало, когда-то создавшее мир с его непреложными законами, но в дальнейшем уже не вмешивающееся в ход дел.

Файлы: 1 файл

эссе Философские и социально политич. взгляды Дж. Локка .docx

— 18.63 Кб (Скачать файл)
  1. Философские и социально-политические взгляды Дж. Локка

Большое влияние на общественную мысль оказал Джон Локк (1632-1704), английский философ, окончивший Оксфорд, изучавший  естествознание и медицину. Печать на его философию наложил необходимый компромисс между феодальной аристократией и буржуазией после революции в Англии. Находясь под сильным влиянием концепции Ньютона, Локк разработал основы экспериментальной психологии, где доминировало самонаблюдение.

Стоя на позициях деизма, признавая Бога, Локк пытался так  соединить веру с разумом, чтобы  это было приемлемо с позиций  «здравого смысла». Бог в его  концепции - это высшее разумное начало, когда-то создавшее мир с его  непреложными законами, но в дальнейшем уже не вмешивающееся в ход  дел.

Считая религию делом  не государства, а отдельных общин, Локк, тем не менее, настаивал на необходимости контроля над их деятельностью: ограничивать нужно как атеистов, так и явных католиков, опираясь на учение английской церкви. Отрицая вечные моральные нормы, установленные свыше Богом. Локк утверждал, что у человека нет врожденного различения добра и зла, оно возникает лишь на основе опыта.

Вслед за Гоббсом Локк пропагандирует теорию «естественного состояния» людей  и договорного происхождения  государства. При этом он страстно отстаивает частную собственность, денежное хозяйство и экономическую политику развития торговли и промышленности. Являясь идеологом капиталистических отношений, именно Локк намечает критерии и принципы разделения властей, которые ложатся в основу политического конституционного устройства.

В своих «Двух трактатах  о государственном правлении» он формулирует следующие положения.

1. Суть общественной жизни  заключена в договоре между  людьми, хотя они этого не понимают.

2. Общественная жизнь  есть процесс развития от естественного  состояния до гражданского общества  и самоуправления.

3. В естественном состоянии  люди равны перед собой и  Богом. Но их свобода - не  анархия и вседозволенность, она  предполагает следование законам  природы, данным Богом, подчиненность  разумным соображениям о самосохранении  и продлении рода.

4. Разумность людей побуждает  их искать согласия при сохранении  индивидуальной свободы, создавать  власть, гарантирующую соблюдение  разумных прав индивидов.

5. В основе индивидуальной  свободы лежит собственность  индивида. Каждый человек является  собственником своей жизни и  средств своего жизнеобеспечения, в том числе своего труда;  лишение его собственности - главное  нарушение его прав и свободы.

6. Абсолютизм не гарантирует  соблюдения индивидуальных прав  на жизнь, свободу и собственность  людей, а потому недопустим. Монархические  режимы нужно ограничить конституциями,  сделать их парламентскими.

7. Чтобы повысить вероятность  того, что власть не будет ограничивать  права граждан на жизнь, свободу  и собственность, ее нужно разделить  на законодательную, исполнительную  и «федеративную» с целью исключения  всевластное  каждой из них.

8. Люди должны передавать  власти не все свои права  (как у Гоббса), а лишь часть  их. При этом должно соблюдаться  правило - чем больше собственности  имеют люди, тем больше у них  политических прав и обязанностей  перед государством, охраняющим  эту собственность.

9. Если власть не выполняет  своих обязанностей перед гражданами, то она становится незаконной, что дает право гражданам на  сопротивление, ограниченное разумными  пределами, ведущее не к устранению  власти вообще, а к установлению  прочного политического баланса  и улучшению функционирования  власти.

10. В государстве, основанном  на разумном общественном договоре, невозможно установить единые  моральные нормы и требовать  единого вероисповедания. Свобода совести и веротерпимость - обязательные условия нормальной общественной жизни и законности власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Блинов Е.Н. Учение Локка о тождестве личности / Е.Н. Блинов // Философские науки. - 2007. - N 3.
  2. Скирбекк Г. История философии: учебное пособие для вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: Владос, 2006. - 799 с.
  3. Г.А.Заиченко // Джон Локк, второе доработанное издание / Москва «Мысль»2005г.

 

 


Информация о работе Философские и социально-политические взгляды Дж. Локка