Философские и методологические обоснования исследования современных средств моделирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Философскую концепцию моделирования составляют теория отражения и теория познания, а формально-методическую основу моделирования составляют теория подобия, теория эксперимента, математическая статистика, математическая логика и научные дисциплины, изучающие те предметные области, которые подлежат исследованию методами моделирования.
В данной работе рассматриваются положения науки о истории моделирования, методологии основ моделирования и целесообразности применения бизнес-моделирования для анализа бизнес-процессов предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…...……………………………….………….......…….…… 3
1.ИСТОРИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ………………………….. 4
2.МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ…… 8
3.МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………… 10
4.БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ: ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ…… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………...…… 18

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

    В настоящее время все явственнее вырисовывается тенденция интеграции разнообразных методологий моделирования и анализа систем, осуществляемая форме создания интегрированных средств анализа и моделирования.  

  1. БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ: ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ
 

    В целесообразности применения средств бизнес-моделирования и анализа бизнес-процессов сегодня уже мало кто сомневается. Консалтинговые проекты, связанные с описанием архитектуры организации, с реинжинирингом ее бизнес-процессов, аудитом и сертификацией деятельности, а также проекты, сопряженные с автоматизацией отдельных аспектов деятельности компании либо внедрением ERP-системы, — вот далеко не полный список областей применения этих инструментов.

    Невозможно  себе представить успешное завершение перечисленных проектов без использования  средств бизнес-моделирования.

    Основное  назначение средств бизнес-моделирования  — обеспечение взаимопонимания  на всех уровнях организации, преодоление  разрыва между стратегическим видением бизнеса (в самом широком понимании этого слова) и практической его реализацией.

    С этой целью в современных средствах бизнес-моделирования используются специальные языки, понятные и легко осваиваемые и менеджерами высшего звена, включая финансовых директоров, и аналитиками, и руководителями IT-департаментов, у каждого из которых свое видение решения бизнес-задач.

    С помощью таких языков строятся графические  модели, диаграммы, наглядно демонстрирующие, уровень за уровнем, шаг за шагом, как построены в компании бизнес-процессы, как организовано взаимодействие между  людьми и что необходимо изменить для оптимизации архитектуры организации в целом. Это означает, что современные средства бизнес-моделирования являются средствами проектирования и анализа бизнеса, а не IT-технологий, призванных обеспечить информационную поддержку успешного функционирования бизнеса.

    Средства  проектирования информационных систем и соответствующие им языки описания (самый известный среди них  язык UML — Unified Modeling Language) предназначены  для решения чрезвычайно важных, но все же вспомогательных задач  бизнеса. Проще говоря, сначала следует понять, что нужно (и нужно ли) автоматизировать в архитектуре организации, а затем уже эту автоматизацию осуществлять. Бизнес-модель, в частности (и только в частности), помогает ответить на этот вопрос.

    Главное назначение бизнес-модели — дать целостную картину жизнедеятельности организации, согласовать разные точки зрения на постоянно развивающийся и меняющийся бизнес. В этой связи абсолютно неверным представляется тезис о том, что «само по себе описание бизнес-процессов мало что дает, если оно не рассматривается как начальная стадия проекта перед внедрением сложной информационной системы». Ценность бизнес-модели определяется тем, в какой степени она помогает отвечать на актуальные вопросы, стоящие перед организацией, насколько реально затрагивает каждого сотрудника организации.

    Создание, внедрение и поддержка бизнес-модели — дорогостоящий инвестиционный проект. И как любому проекту, созданию бизнес-модели должен предшествовать анализ целесообразности и возможности  его осуществления.

    Современный подход к описанию бизнес-процессов подразумевает идею постоянного развития и модификации, оценки, а также прогноза и своевременного внесения изменений в бизнес-модели. Описание должно адекватно отражать текущее состояние дел, чтобы быть надежной, управляемой основой для получения целостного представления о перспективах развития бизнеса и его автоматизации.

    Наиболее предпочтительно итерационное применение следующей последовательности шагов развития (модификации) бизнеса:

    - определение (корректировка) стратегии компании и бизнес-целей по основным направлениям;

    - создание (модификация) модели архитектуры организации, в том числе модели ее бизнес-процессов;

    - оценка эффективности процессов на основании установленных бизнес-целей развития компании (например, с использованием Balanced Scorecard) и определение их узких мест;

    - проектирование архитектуры информационной системы на основе созданной модели бизнес-процессов с учетом заданных параметров эффективности деятельности компании и отдельных ее процессов;

    - формирование плана внедрения или модификации информационной системы;

    - детальная постановка требований к ней на основе построенных моделей бизнес-процессов.

    Инструменты бизнес-моделирования находятся  в процессе постоянного развития. Изначально с помощью таких инструментов можно было описывать лишь бизнес-функции (работы) компании и движение данных в процессе их выполнения. При этом если одна и та же бизнес-функция использовалась при выполнении различных видов работ, то было трудно понять, имеется ли в виду та же самая бизнес-функция или уже другая.

    Отсутствие  возможности в явном виде определить иерархию бизнес-процессов (например, «цепочка создания ценности», «бизнес-процесс», «подпроцесс», «работа», «функция») создавало  проблемы при использовании таких  описаний. Сами же описания представляли собой просто набор картинок. Позднее стали появляться средства, позволяющие описывать организацию не только со стороны бизнес-функций, но и с других сторон.

    Так, появилась возможность создания отдельных диаграмм, отражающих организационную структуру компании, потоки данных в организации, последовательность выполнения бизнес-функций, составляющих единый бизнес-процесс, с возможностью использования символов логики и др. Из-за непрерывно возрастающих требований к инструментам бизнес-моделирования стало появляться все больше и больше диаграмм для описания различных аспектов деятельности организации, из-за чего создание модели все более усложнялось. В связи с этим следующий важный этап развития средств бизнес-моделирования связан с идеей использования единого репозитория (хранилища) объектов и идеей возможного повторного использования объектов на различных диаграммах. Именно эти два положения обусловили возможность создания полноценной модели организации, описывающей ее архитектуру.

    Таким образом, мы имеем дело с качественно  новым уровнем бизнес-моделирования, при котором полноценная модель хранится в репозитории и отображается в виде набора диаграмм, представляющих тот или иной взгляд на архитектуру организации. При этом стоит отметить, что на рынке до сих пор успешно существуют инструменты второго рода — недорогие, служащие скорее изобразительными средствами, приспособленными в какой-то степени под нужды бизнес-моделирования, а целесообразность использования тех или иных инструментов при описании архитектуры организации определяется целями и масштабами проекта.

    Совершенно  очевидно, что в крупных проектах требуются мощные средства бизнес-моделирования с хорошо развитой функциональностью: с возможностями хранения информации в едином репозитории, коллективной работы над проектом моделирования и проверки созданной модели на целостность, полуавтоматической генерации диаграмм, интеграции с другим ПО, анализа и документации модели — тогда как в небольших проектах по соображениям стоимости разумнее было бы применять вышеупомянутые инструменты второго рода.

    На  сегодняшний день существует более десятка продуктов, предназначенных для описания архитектуры организации. Согласно исследованиям Gartner Group, к лидерам этого рынка можно отнести следующие компании: Telelogic, IDS Scheer, Troux Technologes, Proforma, Mega, Casewise и Sybase. Даже такие корпорации, как IBM и Oracle, обратили внимание на динамичность и привлекательность данного сегмента, предложив свой собственный инструментарий для описания и моделирования бизнес-процессов. К примеру, технология Oracle Workflow, используемая для автоматизации выполнения потоков работ организации, содержит средства описания и формализации процессов. Вместе с тем появляются и новые игроки, среди которых можно назвать две европейские компании — alphabet и Quadrant, пока неизвестные в России. Из лидеров мирового рынка наиболее прочные позиции в нашей стране удерживает IDS Scheer (продукт ARIS). Вместе с тем нельзя не отметить, что сложность и некоторая негибкость этого продукта создает определенные неудобства для пользователей.

    Пришедший на отечественный рынок всего пару лет назад Casewise (продукт Corporate Modeler Suite) вызывает все больший интерес со стороны экспертов, аналитиков и заказчиков. Инструменты Casewise изначально создавались на концептуальной основе расширяемости языка бизнес-моделирования, возможности создания собственных категорий объектов и их атрибутов. Важным свойством пакета Corporate Modeler Suite выступает наличие в нем средства, позволяющего из одной модели получать разные ее представления и автоматически создавать текстовые документы и web-публикации с разной степенью детализации. Пользоваться Corporate Modeler не сложно, так как в этом продукте, на мой взгляд, последовательно выдержан принцип «от простого к сложному». Однако в Corporate Modeler Suite, в отличие от ARIS, средства бизнес-аналитики развиты недостаточно.

    Однако  какой бы инструмент ни был выбран, актуальным останется вопрос обеспечения взаимодействия локальных информационных систем между собой. Дело в том, что на сегодняшний день самым современным и одновременно общепринятым стандартом для организации управления бизнес-процессами является BPEL (Business Process Execution Language). На базе этого продукта можно создать единую интеграционную платформу для всех используемых приложений. Задача только в том, чтобы обеспечить трансляцию процессов, описанных средствами моделирования, в среду BPEL.

    Переход на BPEL — общемировая тенденция: десятки  крупнейших правительственных учреждений и коммерческих организаций во многих странах уже используют эту технологию. В России также осуществлены первые подобные проекты, в результате которых удалось успешно решить проблемы оптимизации IT-инфраструктуры предприятия.

    В свете изложенного можно констатировать, что эволюция развития средств бизнес-моделирования и анализа налицо и характеризуется переходом от средств визуального описания небольших участков бизнеса к серьезным средствам описания архитектуры организации в целом.

    Кроме того, расширены сфера и масштабы применения средств — от обмена информацией между небольшой  командой специалистов до управления транснациональными распределенными  организациями, предполагающего наличие  исчерпывающих знаний о деятельности организации.

    Появившиеся возможности интеграции с другим программным обеспечением позволили  полноценно вписать средства моделирования  и анализа в существующую инфраструктуру организаций. В дальнейшем ожидается  развитие возможностей визуального представления архитектуры организации, способов сбора и анализа информации, причем наиболее перспективным направлением представляется все более полная интеграция систем бизнес-моделирования и анализа с системами управления организацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Сегодня на рынке компьютерных технологий представлены несколько специальных программ, позволяющих обследовать предприятие  и построить его модель. Выбор методологии и инструментов, с помощью которых проводится моделирование бизнес-процессов, основополагающего значения не имеет, так как существуют стандартизированные, опробованные временем методологии и инструментальные средства бизнес-моделирования. Главное их достоинство - простата и доступность к овладению.

    В настоящее время при совершенствовании деятельности предприятия все больше применяются технологии бизнес-моделирования. А инструментальные средства бизнес-моделирования находятся в процессе постоянного развития. Разрабатываются простые и наглядные бизнес-модели,  позволяющие эффективно решить такие задачи, как обеспечение прозрачности и управляемости, оптимизация бизнес-процессов и оргструктуры, автоматизация и снижение издержек, поддержание роста и тиражирование бизнеса, внедрение систем качества и совершенствование финансового управления и др.

    В заключении хочется подчеркнуть, что  главное достоинство идеи анализа  бизнес-процессов предприятия посредством  создания его модели - ее универсальность. Во-первых, моделирование бизнес-процессов  это ответ практически на все  вопросы, касающиеся совершенствования деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности. Во-вторых, руководитель или руководство предприятия, внедрившие у себя эту методологию, будет иметь информацию, которая позволит самостоятельно совершенствовать свое предприятие и прогнозировать его будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      1.http://www.reengine.ru

    2.http://www.businessstudio.ru

    3. http://www.interface.ru

    4. http://www.citforum.ru

    5. http://www.iteam.ru

    6. http://citcity.ru

    7. http:// ustenko.fromru.com

    8. http:// www.mobukom.ru

    9. http://www.erudition.ru

       10. http://www.rusconsult.ru

       11.http://www.iteam.ru 
 
 
 

Информация о работе Философские и методологические обоснования исследования современных средств моделирования предприятия