"Философия жизни" Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:54, реферат

Описание работы

Фридрих Ницше. Почему-то имя его знают с детства. Учитывая практически патологическое отсутствие здорового интереса к нему, - вероятно, это одно из тех имен, которое мы сначала запоминаем, случайно услышав где-то, и лишь потом приходит его образ, туманный, часто противоречивый.

Содержание работы

1. Предисловие………………………………………………………….3
2. Религия……………………………………………………………….5
3. Мораль………………………………………………………………..8
4. Теория сверхчеловека………………………………………………16
5. Заключение………………………………………………………….20
6. Список литературы:………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Философия жизни Ницше.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

          Эпицентром всех его размышлений  о  морали  является  написанная  зимой 1885-1886 г.г. “Прелюдия к философии будущего” - книга “По ту сторону  добра и зла”, по его словам, “ужасная книга, проистекшая на сей раз из моей  души, - очень черная”. Ницше прекрасно понимал, что перешел за некую грань и стал чем-то   вроде   интеллектуального   диссидента,   бросившего   вызов    лжи тысячелетий.

          Он размышлял о распаде   европейской  духовности,  низвержение   прошлых ценностей  и  норм,  восстании  масс  и  создании  для  их  оболванивания  и обслуживания чудовищной массовой культуры, унификации людей под покровом  их мнимого равенства, начале  борьбы  за  господство  над  всем  земным  шаром, попытках выращивания новой расы господ, тиранических режимах как  порождении демократических систем. Темы эти будут подхвачены и  развиты,  только  более сухо и тяжеловесно, крупнейшими философскими умами XX в.: Эд. Гуссерлем,  М. Шелером, О. Шпенглером, Х. Ортегой, Гассетом, М. Хайдеггером, А. Калио.

          Однако книга “По ту сторону  добра и зла” содержала   в  себе  элемента, являющиеся потенциальными источниками  споров.  Чтобы  избежать  кривотолков вокруг  книги,   Ницше  в  июле  1887  г.  написал  как  дополнение  к   ней полемическое  сочинение  “К  генеалогии  морали”,  изданное  опять   же   за собственный счет. В нем он  поставил  три основные  проблемы:  аскетические идеалы, способного  придать  смысл  человеческому  существованию;  “вина”  и “нечистая совесть” как инстинктивные источники агрессивности  и  жестокости; наконец ключевое понятие движущей силы в структурировании  ценностей  морали -  ressentiment.  В общем плане это   понятие   характеризует   атмосферу неопределенной враждебности, ненависти и озлобления, но не самих по  себе  я только  вкупе  с  чувством  бессилия,  порождаемым   несоответствием   между внутренними притязаниями и фактическим положением человека в объекте.

          Вопросы, поднятые им в своих  сочинениях, едва  ли  были  новаторскими, однако такого подхода к ним до тех пор еще никто не осуществлял.

           От чего отталкивался  Ницше   в  своей  работе  над  проблемой  морали? Современная мораль, по его мнению,  -  мораль  сострадания.  Именно  в  этом состоит  одна  из  наиболее  важных  неувязок.  Над  проблемой   сострадания работали философы  совершенно  разных  времен  и  мнений:  Платон,  Спиноза, Ларошфуко, Кант.  Однако  все  эти  поистине  разношерстные  люди  пришли  к единому выводу о логической обоснованности сострадания. Сам этот факт  уже заставляет задуматься:  по тому ли пути мы идем. “А  если  бы  истиной  было обратное? ... если бы в “добром” лежал симптом упадка?” - вопрошает Ницше в своей  “Генеалогии   морали”.   И   со   свойственной   ему   значимости   и бескомпромиссностью он бросается в самую гущу  фактов.  Именно  исторические факты по его мнению, а не обоснованная логика, могут  выявить  действительно имевший место ход развития изучаемого объекта,  а  значит,  и  его  реальную структуру.

          Доселе большинство теорий происхождения  морали  имели  следующий   вид: неэгоистические поступки поощрялись теми, кому они приносили  пользу,  затем схема  “неэгоистический  поступок  -  поощрение”  упрочнилась  и  постепенно потеряла свою первоначальную основу и даже память  о  ней.  В  результате  - заблуждение.  Логично  и  просто.  А  главное  -  правдоподобно.  Но  Ницше, влекомый уже чуть ли не  потребностью  в  опровержение  устоявшихся  мнений, предлагает свою, неожиданную, внешне  уродливую,  возмутительную  теорию,  с явными претензиями на статус единственно возможной истины.

            Опираясь   на   свои   философские   исследования,   Ницше    делает предположение, что изначально существовали  две  системы  морали, созданные антагоническими группами: господами, аристократами,  высшим  слоем  общества и,  наоборот,  плебеями,  рабами,   названными   самим   философом   “людьми ressentiment.”

          Господа вряд  ли  нуждались   в  постоянных  неэгоистических   поступках других в свою, господ, пользу -  настолько  прочным  было  их  социальное  и материальное положение. Таким образом, теория полезности отвергается.  Элита оценивала свои поступки как первосортные, достойные только  высокородных,  в противоположность  всему  плебейскому,  низменному.   Отсюда   те   странные совпадения в корнях слов,  обозначающих  современное  понятие  “хорошего”  и “плохого”   и   понятия   “знатного”   и   “плебейского”   тех   времен.   И действительно,  во  многих  языках  подобные  совпадения  имеют   место.   В частности, в немецком языке привлекает внимание поразительное сходство  слов schlecht (плохой) и shlicht (простой).  При рассмотрении  слов  schlichtwed (запросто), schlechteredings (просто-напросто)  наличие единого смыслового гнезда становится очевидным. Имеющее же место расхождение смысла  произошло, по мнению  Ницше,  ко  времени  тридцатилетней  войны.  Вообще, понятие “хорошо” у господ прежде всего предполагает  здоровье, мощную телесность; даже сверх необходимого, включая, кстати, и  все,  что  с этим может быть связано: войну,  авантюру, охоту, турниры и вообще все,  что предполагает здоровую жизненную активность.

          Но и это не все. Аристократ, будучи авантюристом по натуре,  измышляет себе врага, который даже чисто теоретически не может подпадать  под  понятие “плохая” - пошлого, грязного плебея, коим и считает господин  все  остальное население, не входящее в элиту. Естественно, хотя бы  из  уважения  к  себе, враг  задумывается  как  достойный,  как  равный,  борьба  с  которым,  даже вымышленная, будет  составлять  удовольствие,  некий  азарт.  Иначе  говоря, “злой” аристократа в принципе, вполне мог бы принадлежать к его же кругу  (и принадлежал - недаром же большинство исторических антагонистов  представляло один и тот же класс). И вот, придумав для  себя  “злого”  врага,  аристократ стремится к наибольшему отдалению своего образа от  его,  “злого”,  измышляя при этом себя как доброго”.

          Стоит упомянуть, что все эти  операции проводятся бессознательно  и  не направленно - спонтанно. В противном случае такая  интрига  вызвала  бы  как минимум смех.

          Ответом на систему ценностей  аристократии стала  мораль  ressentinent. Народ, изначально обделенный  возможностью  жить  за  счет  своей  силы  был вынужден создать мораль, каким-то образом перенесенную  бы  его  из  разряда “плохой”, “недостаточный” на более  высокую  ступень.  Для  этого  следовало доказать  несостоятельность  теории  существования  “сильных”,  что  и  было сделано посредством введения  другой силы - Бога, проповедующего  идею  о том, что единственно добр и достоин лучшей  жизни  только  тот,  кто  беден, слаб  и  бессилен.  Остальные   же причислялись   к   “злым”.   Бесславное существование первых на земле компенсировалось обещанием рая,  вечной  жизни и блаженства. В принципе, такая мораль-утешение была бы  вполне  понятной  в данной ситуации неравных возможностей, если бы не одно “но”. Наравне с раем в христианской религии существовал ад, предназначенный  для  -  правильно  - сильного, властного, который на протяжении  всей   своей  жизни представлял существенную опасность для бедняка. Посмотрите, что  говорит  об  этом  Фома Аквинский, всякий учитель и святой. “Beat in regho coelesti Videbunt  poensg damnatorum,  ut  beatitudo  illis  magis  complaceat”,  т.е.  “блаженные   в царствии небесном узрят  наказания  осужденных,  дабы  блаженство  их  более услаждало их”. Что это? Неужели месть и злорадство?     

           Кажется, все логично и  даже  просто,  вплоть  до  общедоступного.  Но пылкий философ, стоит признаться, увлекся.  Ведь  говорил  он  не  о  каком-нибудь вымышленном народе, а о вполне конкретном биологическом виде.  Это-то и вызывает  свойственное  многим  возмущение.  Стоит  также  заметить,  кого именно он имел в виду под первоначальным народом ressentiment:  все  тех  же многострадальных евреев.

          Что же касается теории двух  моралей, то  здесь  следует   сразу  отсечь все кривотолки: Ницше никоим образом не пропагандировал идею о том, что  для власть имущих должна быть одна мораль, а для подчиненных масс -  другая.  Он просто констатировал это как реальный факт, но сам писал с другом -  о  двух типах одной морали, существующих “даже в одном и том же  человеке,  в  одной душе”. Различия этих типов определяется различием моральных  ценностей.  Для морали господ характерна высокая степень самоуважения,  возвышенное,  гордое состояние души, ради которого  можно  пожертвовать  и богатством,  и самой жизнью.  Мораль  рабов,  напротив,  есть  мораль   полезности.

           Второй  этап  рассмотрения  проблемы  морали,   посвященный   понятию нечистой совести, которому Ницше уделил столько внимания в своих  работах  в принципе, не отличается особой революционностью и намного легче подчиняется логике   цивилизованного   человека,   что,   однако,   не   лишает   вопрос привлекательности для изучения.

          И вновь проявляется здесь  филологический талант Ницше.  В основу  своих рассуждений о происхождении нечистой совести он ставит сходство слов  schuld (вина)  и   schilden  (долги),  утверждая при этом,  что именно   первое, моральное понятие, произошло от второго - материального.  Не  наоборот,  как могли бы  предположить другие языковеды. Впрочем,  предпочтем  считать,  что Ницше  привел  здесь  серьезное  исследование,   дабы   исключить   подобные “шероховатости” в теории. Итак, вина произошла  из  отношений  заимодавца  с должником.  Каким  образом?  Часто  указанные  взаимоотношения  предполагают собой    невозможность    их    прекращения    по     причине     устойчивой неплатежеспособности должника. Таким образом, погашение долга в том виде,  в котором он первоначально имел место,  представляется  невыполнимым.  Невозвращение, - или иначе,  потеря - материальных ценностей неизменно  влекло  за  собой  ущерб  моральный,  на возмещение  которого   требовалось   нечто,   что   принесло   бы   душевное удовлетворение, радость пострадавшему заимодавцу. Этим  “нечто”  и являлось истязание должников. Развитие  общества  и государства повлекла за собой появление у населения осознания  своего  долга перед предками-основателями этнической группы и соответствующей  страны, перед богом, которого правители скромно называли  покровителем  государства, в итоге перед самим государством. Вместо искупления долга люди были  обязаны соблюдать законы, невыполнению которых опять-таки влекло вину, и  наказания. Но наказание современное, вопреки своему предшественнику,  уже  не  являлось возмещением ущерба - оно преследует  гораздо  более  широкий  спектр  целей: устрашение, изоляция или даже уничтожение  потенциально  опасного  индивида, исправление и многое другое.

          Казалось бы, следующим  логическим  звеном  в  цепи  этой  метаморфозы должна стоять сама нечистая совесть - последний этап в преобразовании, но  и на сей раз  мнение  Ницше  отличается  от ожидаемого.  “По  большому  счету наказание закаляет и охлаждает; -  говорит  он,  -  оно  концентрирует;  оно обостряет  чувство  отчуждения;  оно усиливает   сопротивляемость”.   Таким образом,   наказание   не   представляет   собой   непосредственную   основу возникновения  нечистой  совести.  Но  это  отнюдь  не  доказывает  ложность цепочки. Нечистая совесть возникает  при  усилении  государственной  власти. Заковав  человека  цепями  долгов,  государство  ограничивает  его   древние животные инстинкты своими законами. Таким образом,  постепенно  человек  сам начинает верить в грешность проявлений  своих  естественных  потребностей  и уже собственноручно пресекает свои инстинкты, что, однако  же  приходит  для кого даром:  психическая  энергия,  заключенная  в  них,  изливается  против самого  человека,   заставляя   его   страдать,   ощущая   свою   выдуманную неполноценность и грешность. Инстинкты,  изначально  направленные  на  благо человека, оборачиваются вспять, разрастаются вглубь и внутрь, не имея  более возможности быть реализованными, разъедают человека изнутри.

           Но  нельзя  рассматривать   нечистую  совесть   только   как   понятие отрицательное.  Налицо  и  положительная  сторона:  искусственное  создавать вокруг себя ореол зла, уродливость, человек,  несомненно,  создает  в  своем сознании и противоположность - добро и простоту.

          Тем не менее, при всех возможных  положительных качествах,  кто  бы  ни оценивал их как таковые, нечистая совесть представляет  особое  заболевание, которое  следует  лечить  и  которое  должно  когда  бы  то  ни  было быть выложенным, открыв самим фактом излечения новые возможности и пути  развития человечества в более совершенную форму. 

    ТЕОРИЯ  СВЕРХЧЕЛОВЕКА 

          Однако на что же направлен   был  труд  Ницше,  какова,  все  же,  цель переоценки всех ценностей? Все  ницшевские  идеи  в  результате  сводятся  к одной цели, ставшей основополагающей для его работ - идеи сверхчеловека.

          Предыстория этой теории такова. Некогда Дюринг высказал мысль   о  том, что вся Вселенная в принципе, может иметь вид  комбинации  всего  нескольких элементарных частиц. Следовательно, мировой процесс в данном случае  был  бы калейдоскопом их разумных комбинаций, число  которых  имеет  предел.  А  это может означать лишь то, что после многочисленных перестроек  системы,  мы  в результате  получим  Вселенную  идентичную,   уже   имевшей   место   ранее. Следовательно, мировой процесс - не что  иное,  как  циклическое  повторение однажды уже бывшего. Дюринг в дальнейшем  опроверг  свою  гипотезу,  считая, что при имеющимся  размере  Вселенной  количество  ее  комбинаций  уходит  в бесконечность. Однако Ницше был крайне поражен этой идеей и,  уже  вслед  за Дюрингом,  стал  исходить  из  того,  что  в  основе   бытия   лежит   некое определенное  количество  квантов   силы,   понимаемых   не   физически,   а биологически.  Кванты  эти,  подобно   объективациями   воли   в   философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя  при  этом отдельные сочетания. А так как  число  квантов  постоянно,  то  периодически должны  складываться  комбинации,   уже   бывшие   когда-то   прежде:   “Все становление имеет место только в рамках вечного круговращения и  постоянного количества  силы”.  Таким  образом,  бытие  в  том  виде,  в   котором   оно существует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь  повторяется (вот он - иррационализм Ницше), никогда не  переходя  в  небытие  неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение.  Но,  следовательно,  повторяется  и человек, и  значит,  никакой  потусторонней  небесной  жизни  в  природе  не существует и каждое  мгновение,  вечно,  поскольку  неизбежно  возвращается. Посредством долгого изучения  от  морали  времен  незапамятных  до  культуры современной ему Германии и всего мира,  Ницше  стал  “свидетель”  того,  как греко-римская  культура  буквально  излучавшая  здоровье  и  силу,  была   в кратчайшие сроки свержена культурой христианской, в  основе  которой  лежали непротивление злу и  самобичеванию.  Идея  Ницше  такова:  не  стоит  ли вернуть победное настроение досократовской Греции,  воспитать  в  людях  дух воина, того, кто стоит по ту сторону христианского добра и зла,  обладателя новой морали. Именно такие люди и станут  мостиком  к  еще  юношеской  мечте Ницше. Как говорит он в “Шопенгауэр как воспитатель”:  “Человечество  должно неустанно работать, чтобы рождать отдельных великих людей – в этом, и ни  в чем другом, состоит его задача”.

Информация о работе "Философия жизни" Ницше