Движение и развитие как атрибуты бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является определение сущности бытия, его главных свойств (движение, развитие, пространство, время).
Задача заключается в изучении атрибутов Бытия, их особенностей и характерных признаков, а также в умении ориентироваться в понятиях по данной теме.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ!!!контрольная работа по философии.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

   Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще [3].

  Движение как взаимодействие и изменение всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени. Через посредство пространственно-временной структуры мир разделяется, дифференцируется на составные части, элементы, без которых было бы нечему взаимодействовать и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия.

   Пространство – это форма бытия, которая выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных тел. Так как материальный объект есть, с одной стороны, нечто непрерывное, то его пространственная определенность выступает как протяженность (имеет длину, ширину, высоту), а с другой, – нечто прерывное (дискретное), то его пространственная определенность выступает также в форме структуры, которую образуют места элементов объекта.

     Время – это форма бытия, характеризующая длительность существования и смену состояний материальных объектов. Длительность есть продолжительность существования вещи до тех пор, пока она сохраняет свои свойства. По отношению к длительности других предметов длительность каждого материального объекта выражается отношениями одновременности (синхрония) или последовательности (диахрония).

  Человек  всегда живет в неком пространстве, осознавая свою зависимость от  таких его характеристик, как  размеры, границы, объемы. В первобытном сознании, проникнутом представлениями мифопоэтического мышления, пространство выступает как некоторая противоположность "не-пространству", т.е. Хаосу[4].

  Понятия пространства и времени всегда оказывались в центре внимания философов, особенно когда речь шла о моделировании общего представления о мире, т.е. построении онтологической системы. Указанные сложности в понимании категорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и не могут быть сведены лишь к их физическим интерпретациям. Поэтому философское понимание пространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием наук (и не только физики), а с другой стороны, осуществляется в рамках общего онтологического и гносеологического подхода. Остановимся на различных интерпретациях данных понятий в философии и науке.

 

Пространство  понималось как:

- абсолютная  протяженность, пустота, в которую  включались все тела и которая  от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

- протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);

- порядок сосуществования  и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);

  • комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).

Время трактовалось как:

- длительность  существования и мера изменений  материи (Аристотель, Декарт, Гольбах)  или форма бытия материи, выражающая  длительность и последовательность  изменений (Энгельс, Ленин);

- форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин, Гегель);

 -абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);

-относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);

- форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).

 

    В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

 

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ И РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ

1). Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

2). Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс). Исследования Н. Лобачевского, А. Эйнштейна, Г. Минковского, Н. Козырева убедительно доказали тесную взаимосвязь и взаимозависимость пространства, времени и движения.

  Так, Н. Лобачевский доказал зависимость геометрических свойств пространства от происходящих материальных процессов. Геометрия Н. Лобачевского явилась убедительным аргументом против априоризма И. Канта и подорвала представления об однородности пространства.

  А. Эйнштейн в частной теории относительности установил, что абсолютной одновременности событий происходящих в разных материальных системах, то есть в разных условиях движения, не может быть, ибо не существует единого всегда и везде потока времени. Эта теория выявила также зависимость пространства и времени от скорости движущихся относительно друг друга материальных систем. Общая теория относительности показала зависимость пространства и времени от концентрации и движения материальных масс.

  Г. Минковскому удалось доказать, что существует единое пространство — время. Изменения в нём, по исследованиям Н. Козырева, происходят при необратимых причинно-следственных переходах.

  В 1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицая при этом существование эфира. Из данной теории следовал целый ряд выводов относительно пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках реляционных представлений. Главный вывод заключался в том, что пространство и время должны трактоваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном континууме. Следующий вывод: пространство и время относительны и зависят от систем отсчета. И наконец, что проблема установления одновременности событий решается через конвенцию - соглашение по процессу синхронизации часов с помощью светового сигнала. В теории относительности время, пространство и движение рассматриваются как атрибуты ,основные формы существования материи и ,будучи неразрывно связанными с нею, как и сама материя(взятая в отрыве от них),не могут иметь самостоятельного существования. А мир в целом, пребывающий в постоянном движении, рассматривается как бесконечный в пространстве и во времени. Наиболее четко и доступно эту позицию сформулировал сам  Эйнштейн. Отвечая на заданный ему вопрос о сущности теории относительности, он сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг ,то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время».[5] 

   Последовательное признание материалистической точки зрения приводит к осознанию предпочтительности реляционной концепции пространства и времени, к пониманию этих   атрибутов материи как форм ее бытия, нерасторжимо связанных с движением. С точки зрения современного естествознания и современной материалистической философии, объективная реальность представляет собой неразрывную связь пространства, времени, движения и взаимодействия разных видов вещества и поля. Теперь принято говорить о едином пространственно-временном континууме. Пространство и время понимаются как взаимосвязанные формы существования материи.

  Итак, с реляционных позиций время - это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство - форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем. Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, т.е. неотъемлемых, свойств.

  Пространство  и время как формы бытия  материи имеют как общие для  них свойства, так и характерные  для каждой из этих форм. К  их всеобщим свойствам относятся:  объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, единство непрерывного и прерывного в их структуре, количественная и качественная бесконечность, вечность.

Атрибутивные  свойства пространства[6]:

- протяженность,  т.е. рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или от него отнять другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;

- непрерывность,  которая проявляется в характере  перемещения тел от точки к  точке и в распространении  воздействий посредством полей  как процесс передачи материи,  энергии, информации;

- относительная  дискретность (прерывность), которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;

- трехмерность, которая носит всеобщий характер. Все создаваемые в науке n-мерные пространства есть лишь абстракции, удобные для описания. Реальное пространство трехмерно, и все явления можно отобразить в трех пространственных координатах.

Атрибутивные  свойства времени [7]:

- длительность, т.е. последовательность сменяющих  друг друга состояний. В природе  нет ничего застывшего, все движется  и длится во времени;

- необратимость,  означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему. Прошлое - все те события, которые осуществились. Оно воздействует на настоящее и будущее. Будущее - те события, которые могут произойти, возникнув из настоящего. Настоящее охватывает все события и системы, которые реально существуют. Следовательно, взаимодействие возможно лишь при одновременном существовании объектов. Объекты, существовавшие в прошлом, недоступны воздействию, так как они перешли в иное состояние. Мы можем лишь менять наши представления о прошлом, что, конечно, может изменить и трактовку некоторых событий дня сегодняшнего. На будущее же воздействовать возможно, создав систему причин и предпосылок возникновения какого-то события. Но до тех пор, пока оно не реализовано, оно остается лишь в потенциальном виде. Такая трактовка времени называется динамической. Существует также и статическая концепция, согласно которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, а, следовательно, между ними возможно и взаимодействие.

  Однако пространство и время - это не только физические понятия, но и особые феномены культуры. Поэтому их понимание в большой степени зависит от исторических и иных социокультурных условий.

 

 

 

 

Заключение  

                                                                                                                         Познакомившись с большим количеством литературы по моей теме, я нашла ответы на многочисленные вопросы, изучила сущность «бытия», его главные свойства  и атрибуты. И теперь хотела бы подвести некоторые итоги. 

  Бытие - это философская категория, которая обозначает всю реальность: как объективно существующую материю, так и ее субъективное проявление. Глубина содержания этого понятия неисчерпаема, оно вбирает в себя абсолютно все, что есть во Вселенной: вещи, предметы, явления и их свойства, связи и отношения, живое вещество и духовность. Бытие является источником и условием функционирования всех форм и видов человеческой жизнедеятельности.

   У Бытия часто выделяют разного рода атрибуты - пространство, время,  движение, развитие,  материя и т.д.

  Что касается материального мира, то он  не может существовать вне определенного движения.    Движение существует в бесконечно многообразных видах и формах.

   Очень важно не смешивать понятие “движение” с понятием “развитие”. Если движение есть всякое изменение, то развитие - направленное движение, изменение.

  Движение  как взаимодействие и изменение  всех материальных систем развертывается  в формах пространства и времени.  Через посредство пространственно-временной структуры мир разделяется, дифференцируется на составные части, элементы, без которых было бы нечему взаимодействовать и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия. 

    В  истории философии и науки  сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.  Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного подхода к пониманию пространства и времени.

 

   Таким образом, в соотношении со своими атрибутами бытие выступает как носитель свойств, как некоторое единство, которое выражает себя через тот или иной атрибут как свой аспект, свою грань. В такой роли бытие подобно многогранному кристаллу, который поворачивается то одной стороной, то другой, но сам остается единством всех своих проявлений, своих атрибутов.

Список использованных источников

 

 

 

1) Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 588 с.

 

2) Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 575 с.

 

3)Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 576 с.

4) Бучило,  Н.Ф. Философия. Учебное пособие/   Н. Ф. .Бучило, А.Н. Чумаков.  – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 447с.

5) Кузнецов, В. Г. Философия: учебник/ В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. - М.: ИНФРА-М, 2004.-  519с.

6) Интернет

 

 

 

 

[1] Бучило,  Н.Ф. Философия. Учебное пособие/   Н. Ф. .Бучило, А.Н. Чумаков.  – М.: ПЕР СЭ, 2001. – с. 93-94.

Информация о работе Движение и развитие как атрибуты бытия