Долг как императив моральной регуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:21, доклад

Описание работы

Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного сдерживает только внешний контроль. Как только существо бессовестное получает свободу, оно тут же проявляет свою безбрежную зловредность: лжет, крадет, издевается над другими без зазрения совести. Интересно то, что психологи обратили внимание на следующий факт: в семьях, где существует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека, не понимающего ничего, кроме плетки. Он будет идти к своей цели, стремясь избегать внешнего наказания и не обращая внимания на страдания окружающих.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 16.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Моральные ценности ориентируют  человека в его поведении. Эти  ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой  форме, которая указывает на необходимость  их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям  воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.

Совесть представляет собой  способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному - неисполненность долга.

Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть  как мощный внутренний контролер. Такой  человек, по сути дела, безнравствен, ибо  им не усвоены, не приняты душой важнейшие  моральные ориентиры. Бессовестного  сдерживает только внешний контроль. Как только существо бессовестное получает свободу, оно тут же проявляет  свою безбрежную зловредность: лжет, крадет, издевается над другими без зазрения совести. Интересно то, что психологи  обратили внимание на следующий факт: в семьях, где существует жесткий  внешний контроль и жестокие наказания, больше шансов вырастить бессовестного  человека, не понимающего ничего, кроме  плетки. Он будет идти к своей  цели, стремясь избегать внешнего наказания  и не обращая внимания на страдания  окружающих. В то же время семьи, где превалируют, доверительные  отношения, воспитывают совестливых  детей, у которых высок уровень  внутреннего самоконтроля. Люди, вырастающие  в атмосфере внимания и ласки, глубоко усваивают моральные  нормы и идеалы.

 

 

 

 

 

 

 

 Долг как императив моральной регуляции

Долг есть принятая личностью  необходимость подчиняться общественной воле.

Нравственный долг - это  превращение требований общественной морали в личный императив конкретного  лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный  характер, Формируя нравственную обязанность  индивида по отношению к другим людям  и самому себе.

Долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще  не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает  сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованности в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг это нравственная обязанность человека, выполняемая им не только под влиянием внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Поэтому общество ожидает от человека не просто беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к  ним. Переживание требований долга  в связи со своими интересами и  приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства  долга. Американский социолог В. Бэрри отмечает: «Людям необходимо не только понимание долга по отношению друг к другу, но нечто большее, чувство долга, возникающее при социальной близости».

Важнейшим свойством долга  является его добровольность. Однако в зависимости от степени осознания  необходимости, важности долга и  отношения к нему его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от исполнения по принуждению  или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Конечно, многое зависит  от ситуации, но подлинно моральным  долгом является свободное следование общественно необходимым требованиям  или личным обязательствам, независимое  от и внешних и внутренних принуждений.

Люди нравственного долга  активны, деятельны, не равнодушны к  ущемлению прав другого человека, активно утверждают в жизни добро. Наряду с людьми, отрицающими любой  долг или уклоняющимися от его  выполнения, есть люди, напротив, испытывающие трудности от принятия и признания  множественности долгов и необходимости  выбирать какой из них надлежит исполнять  в первую очередь. Существует настоящая  иерархия долгов: долг перед обществом перед коллективом, перед семьей, друзьями, наконец, перед самим собой. Если эти долги не просто выстроены по росту, если они к тому же носят взаимоисключающий характер (скажем ты должен идти на занятия, а товарищу требуется твоя помощь)? Что предпочесть? В этом случае решающее слово принадлежит совести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Долг - категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним  в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую  человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т.п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и  пр. Совесть требует быть честным  во мраке - быть честным, когда никто  не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда  о возможной твоей нечестности  не узнает никто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Список литературы

  1. Разин А.В. Учебник для вузов. -2- изд., перераб. - М.: Академический проект 2004.
  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2003.
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Обществознание. В 3-х т. Т.3. социальные институты и процессы. - М.: ИНФРА-М, 2000

Информация о работе Долг как императив моральной регуляции