Доклад по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:05, доклад

Описание работы

Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.
Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:
– онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и
– гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.

Содержание работы

1. проблема сознания в философии. сознание в контексте отношения человека к миру. признаки сознания и его структура в теориях. сознание и бессознанательное. сверх - сознание.

2.Иммануил Кант (1724-1804) - основатель немецкой классической философии. Критический и докритический период. Коперникацкая революция. Критика как метод философии Канта. "Категорический императив", "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне"

3. неоплотонизм. плотин, Порфирий, Прокл, Ямвлих, Даманский.

4. Жан - Поль Сартр "Стена"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 35.29 Кб (Скачать файл)

Исходя из этих двух положений (человек  есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми.

В 1793 году в сочинении «Религия в пределах только разума», касаясь  вопроса об отношении морали и  религии, Кант пишет:

Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем  себя безусловными законами посредством  своего разума, не нуждается ни в  идее о другом существе над ним, чтобы  познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. По крайней мере это  вина самого человека, если в нем  имеется такая потребность, и  тогда ему уже нельзя помочь ничем  другим; ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. — Следовательно, для себя самой (и объективно, поскольку это касается ведения, и субъективно, поскольку это касается способности) мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе.

 

3. Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философииПлатона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин.

Плотин- О самой жизни Плотина известно немногое. Он родился предположительно в 205 г. в Ликополе (Египет). Порфирий, ученик Плотина и его биограф, вспоминал: «Ни месяца, ни дня своего рождения он никому не называл, не считая нужным отмечать этот день ни жертвоприношением, ни угощением… Он, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике, и из-за такого своего настроения всегда избегал рассказывать и о происхождении своем, и о родителях, и о родине». 
Поскольку Плотину все же довелось родиться в этом мире, он посвятил себя тому лучшему, что мог приобрести — философии. Плотин долго искал попутчиков на этом пути, пока, работая грузчиком в Александрии, не встретился с Аммонием Саккасом. Это было в 232 г. И с тех пор он оставался учеником Аммония вплоть до самой его кончины. В течение 11 лет Плотин посещал школу Аммония, объединявшую различные философские течения Греции, а затем решил отправиться в Индию. Он присоединился к экспедиции, которая отправлялась в Персию, но едва выжил и с трудом вернулся в Александрию. 
В 40 лет он отправился в Рим и открыл там философскую школу. Сохраняя дух школы Аммония, Плотин устно обучал немногих избранных слушателей. Среди его учеников особенно выделялся Амелий, который проучился у него 24 года. Когда Плотину было уже 59 лет, в школу пришел другой, впоследствии ставший знаменитым, ученик — Порфирий. К этому моменту Плотин написал 21 трактат, а за то время, что проучился у него Порфирий, число трактатов достигло 54. 
 
Дом, где жил Плотин, всегда был полон людей. Среди слушателей — поэты, врачи, сенаторы, адвокаты. Самые уважаемые семьи в Александрии сражались за то, чтобы отправить детей учиться и воспитываться в его философской школе. Плотин был для своих учеников одновременно и отцом, и учителем, и другом, и психологом. Деньги, полученные от богатых, он тратил на сирот, обеспечивая не только их обучение, но и жизнь. 
Простота, широта ума, доброжелательность, тонкое сочувствие всегда отличали философа Плотина. На его занятия разрешалось приходить всем желающим. Возможно, достаточно было просто отодвинуть занавесь (в те времена часто только занавесь отделяла класс от улицы), чтобы пришедший мог войти и задать учителю любые вопросы. Его лекции скорее походили на беседы — столь просты и естественны они были. 
Порфирий пишет, что Плотин относился к своим ученикам с безграничным терпением. «У него был талант хорошо объяснять на занятиях, и он прекрасно умел находить нужные мысли. Когда он говорил, его ум как бы становился зримым и освещал его лицо. Всегда приятный на вид, он делался тогда прекрасным». 
Самым любимым занятием Плотина было ходить инкогнито по Риму и делать добрые дела людям. 
Все философско-религиозное учение Плотина основывалось на созерцании и единении с Богом. 
Он жил в столь высоких духовных сферах, что становится понятным, почему его совершенно не интересовало свое физическое тело, почему он не желал рассказывать о своих родителях, дате своего рождения, не позволял писать с себя портреты. Многие из его друзей не понимали этого и в конце концов покинули его. Заболев неизлечимой болезнью, Плотин удалился умирать в деревню. Последними его словами, дошедшими до нас, были cледующие: «Стремлюсь вознести Божественное во мне к Божественному во всем». Плотин умер в возрасте 66 лет.

 

Порфирий – один из наиболее выдающихся философов неоплатонической школы, непосредственный ученик Плотина, общепризнанного главы неоплатоников. Порфирий не только продолжил и развил в своих произведениях идеи своего учителя, но и в свою очередь воспитал поколение философов. От него сохранилось значительное литературное наследство. родился в 232 - 233 году и прожил 70-71 год. Получив хорошее образование, он долгое время слушал знаменитого филолога Кассия Лонгина, от которого он сохранил склонность и способность к литературной критике. Порфирий писал много. Труд Порфирия "Против христиан" в 15 книгах, судя по отзывам церковников и сохранившимся отрывкам, представлял собою выдающееся произведение. Автор обнаруживает огромную эрудицию, крупный полемический талант, глубокое знакомство с христианской и иудейской литературой. не многие труды сохранились до наших дней, Сохранившиеся отрывки составляют лишь незначительную долю труда Порфирия, но они дают довольно ясное представление о характере этого труда, и – главное – содержащаяся утратило своего значения и в наше время.

 

4."Стена" Жан - Поль Сартр

Новелла «Стена» была написана Жан-Полем  Сартром в 1939 году. Как и большинству  представительниц этого жанра, ей свойственны  небольшой объём, малое количество действующих лиц, одна сюжетная линия, анализ одной проблемы, остросюжетность и неожиданная развязка.

Композиционная структура «Стены»  полностью соответствует структуре  классической новеллы: в ней есть завязка (допрос, размещение героев в  камере), кульминация (сообщение приговора  и ожидание персонажами смерти) и  развязка (спасение главного героя  от смерти).   

Стиль произведения отличается чёткостью  построения фраз и лаконичностью  выражения мыслей. В «Стене» нет  длинных, сложных описаний или диалогов. В ней – всё по существу, всё  предельно ясно и просто.  Время действия новеллы – конец 30-х годов XX века. Место действия – Испания. Историческая основа – гражданская война между республиканцами и анархистами. Примечательно, что историческая действительность в «Стене» используется автором исключительно для постановки проблемы. Гражданская война создаёт необходимый фон и причину, по которой главный герой вынужден напрямую столкнуться с осознанием смерти. Таким образом реалистичное, на первый взгляд, произведение полностью входит в экзистенциальную литературную картину мира. В «Стене» Сартр не столько описывает реальную историю Испании, сколько подробно и психологически точно показывает эволюцию человеческого сознания, пытающегося объять необъятное – смерть и, как следствие, жизнь. Последнее слабо удаётся всем героям, в том числе, и главному – Пабло Иббиете. Как рассказчик он сохраняет некоторое подобие спокойствия, но мы видим, что и для него свойственны обычные человеческие страхи. В то время, как молодой мальчик Хуан Мирбаль боится физических страданий и погружается в слёзы, Том Стейнбок пытается «заговорить» смерть, Пабло хочет умереть достойно и понять перед концом, в чём же всё-таки суть? Три героя новеллы выражают три отношения человека к смерти: юное, неопытное, пытающееся забыться в страданиях (Хуан); универсальное, обыденное, приземлённое (Том); активное, мыслящее, пытающееся докопаться до истины (Пабло).

Столкновение со смертью позволяет  главному герою лучше понять жизнь. Страх перед близким концом рисуется Сартром в начале через физические изменения героев и только затем  психологические. Как только персонажи  понимают, что они умрут, лица их становятся пепельно-серыми. Мы видим  такими Хуана и Тома глазами Пабло. Затем герой неожиданно для себя понимает, что и его лицо ничем  не лучше лиц сокамерников. Они  похожи друг на друга, как зеркальные отражения.

Как только приставленный к смертникам для изучения их физического состояния  врач-бельгиец напоминает им о времени, Пабло начинает осознавать его как  реально существующий объект. При этом окружающая действительность начинает расплываться у героя перед глазами. Вещи становятся иными – более отдалёнными и живущими своей жизнью. Живым человеком, страдающим от холода в промозглом подвале, рисуется и врач. Не зря Хуан в какой-то момент пытается укусить его розовую руку – она совершенно не вписывается в общую атмосферу, так как принадлежит жизни, а не смерти.

Время осознано. Мир отчуждён. На следующем  этапе Пабло понимает всю тщетность  бытия. Его перестаёт волновать  любовь к Конче, за пять минут свидания с которой, он бы отдал жизнь. Его больше не заботит дядюшка Рамон Грис. Он не выдаёт его республиканцам только потому, что совершенно чётко осознаёт: все люди смертны – так, какая разница, когда умирать? Осознание всеобщего конца лишает жизнь смысла. В ней остаётся место только юмору и бесстрашию. Напоследок, Пабло решает пошутить над своими мучителями, предложившими подарить ему жизнь взамен жизни Рамона Гриса. Он отправляет их на кладбище и спокойно ожидает расстрела. Развязка «Стены» поразительна: солдаты действительно находят в указанном месте Рамона и убивают его. Жизнь Пабло Иббиеты спасена, но нужна ли ему такая жизнь, полностью осознанная и потерявшая смысл? Этот вопрос Сартр оставляет открытым.


Информация о работе Доклад по "Философии"