Добро и зло. Эстетический идеал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:31, контрольная работа

Описание работы

Благо и зло – наиболее общие понятия, употребляемые для обозначения положительной или отрицательной ценности предметов и явлений окружающего мира. Благо – положительно оцененное явление, положительная ценность (то, что приносит людям пользу). Зло – отрицательно оцененное явление, отрицательная ценность (то, что приносит вред людям).
Человек взаимодействует с другими людьми и с природой, поэтому положительную или отрицательную значимость имеют для него не только действия людей, но и природные явления, вещи. Бывает так, что одни и те же природные явления в одних случаях – благо для людей, а в других случаях – зло. Например, дождь: в пору восхождения семян – благо, а во время уборки урожая – зло.

Содержание работы

I. ДОБРО И ЗЛО 4
1. ОТЛИЧИЕ МОРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ ДОБРА И ЗЛА ОТ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ БЛАГА И ЗЛА 4
2. ЧТО ТАКОЕ ДОБРО? 6
3. ПОНЯТИЕ ЗЛА. 8
4. ДОБРО И ЗЛО В ПЛАНЕ СООТНОШЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ 11
5. КАК БОРОТЬСЯ СО ЗЛОМ И НАДО ЛИ С НИМ БОРОТЬСЯ 13
II. ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ СУТЬ ПОНЯТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА 15
ВЫВОД 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

этика и эстетика к.р..doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Лучший способ борьбы с болезнями – не лечиться от них, а предотвращать, не допускать их, вести здоровый образ жизни. Лучший способ борьбы со злом – не допускать его в принципе, предотвращать его. Толстовское «непротивление злу насилием» основано на убеждении, что человек по своей природе добр и если совершает зло, то большей частью не по злому умыслу.

Ясно теперь, что если И. А. Ильин и прав со своим антитезисом (о сопротивлении злу силою), то лишь в отдельных случаях.

Человек, делающий зло другим, прежде всего наносит  вред себе, точнее, себе как человеку вообще, как общественному существу, причастному к жизни человеческого общества. Всякие оправдывающие аргументы, вроде «другие делают зло, и я буду», «мне плохо, и пусть страдают другие», «мне наплевать на других» и т.п., при внимательном рассмотрении не выдерживают критики. Ведь они основаны на том, что нет человеческого общества, что люди – это шайка грызущихся друг с другом, воюющих друг с другом. Вся история человечества свидетельствует против такого взгляда на отношения людей.

Во-первых, рост народонаселения. Люди плодятся и размножаются.

По данным науки, в  начале верхнего палеолита было максимум 100 тыс. человек; в начале неолита  – 1 млн. человек; в начале новой эры  – 200 млн. человек; к 1200 г. – 400 млн. человек; в 1800 г. – 600 млн. человек; в середине XIX в. – 1 млрд. человек; в 1890 г. – 1,6 млрд. человек; в 1999 г. (ноябрь) – 6 млрд. человек. Прогноз на середину XXI века – 15 млрд. человек. (С. П. Капица). Если бы люди постоянно враждовали, убивали друг друга, то их численность должна была уменьшаться.

Во-вторых, рост продолжительности жизни. Первобытный человек жил в среднем не более 30 лет. Сейчас продолжительность жизни во всем мире выше 50 лет, а в наиболее развитых странах выше 70 – 80 лет. Рост средней продолжительности жизни свидетельствует о том, что люди направляют усилия не на уничтожение друг друга, а на взаимную поддержку.

В-третьих, прогресс материальной и духовной культуры. Вражда и война всегда сопровождаются разрушениями, уничтожением культурных ценностей.

Зло означает разрушение. Не случайно то, что литературные образы-символы зла – гетевский Мефистофель и лермонтовский Демон – несли с собой смерть и разрушение. В частности, Мефистофель погубил Маргариту, а Демон – Тамару.

Если созидание преобладает  над разрушением, то, следовательно, добро побеждает зло, добра больше, а зла меньше. Ели гений и злодейство порой и соединяются в одном человеке, то это говорит не об их совместимости, а о раздвоенности данного человека как личности.

 

    1.   Охарактеризовать суть понятия эстетического идеала

 

Эстетический  идеал - (англ. ideal, aesthetic/esthetic; нем. Ideal, asthetische). Образ желаемой и эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки; уровень обобщения эстетической практики человека, общества, эпохи. Эстетический идеал неразрывно связан с конкретной формой своего художественного выражения.

Что конкретно может  и должно быть измерено в области  эстетической воспитанности, каково ее содержание и основные формы проявления? В чем суть того эталона эстетической воспитанности в отношении к  искусству и действительности, к  которому мы должны приближать воспитанность детей? Эстетическая воспитанность предполагает, прежде всего, наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).

С эстетическим идеалом, как части эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние  социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у школьников на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность  любования красотой, совершенством  в искусстве и жизни. Нередко  наши дети интересуются, например, живописью лишь на уровне образованности. Они рассматривают картину, делают записи в блокнот, касающиеся имени художника и краткого содержания произведения, и переходят к новому полотну. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться и насладиться эстетическим чувством. Такое беглое знакомство даже с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино стали обычным, исключившим из общения с искусством один из главных элементов общения - любование.

С элементом любования  тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Естественно, что глубокое переживание эстетического неразрывно связано со способностью эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности органично соединились, слились и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у младших школьников все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей.

Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают, прежде всего, способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, точнее, тот или иной уровень его сформированное. В еще большей мере педагогические критерии должны оказать помощь в определении степени развития художественного вкуса. Он проявляется и в свободном выборе детьми произведений искусства для удовлетворения интересов, и в оценке различных явлений искусства и жизни, и в результатах любой деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Оценке с помощью педагогических критериев подлежит также способность ребят к художественному образному мышлению и творчеству. Важно знать, насколько способен ребенок создавать собственный, новый, еще небывалый образ, какими навыками творческой деятельности он обладает. Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

Наконец, к социальным критериям эстетической воспитанности  необходимо отнести наличие широких  интересов к искусству, выявить  потребности в общении с эстетическими  явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Уровень эстетической воспитанности  у различных детей в зависимости  от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности школьников является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка недостаточной, ограниченной. Эстетическая воспитанность на этом уровне, равная в сущности невоспитанности, встречается среди младших подростков довольно часто. Отсутствие эстетического идеала, подлинно художественного вкуса порождает всеядность, стремление лишь к развлечению, удовлетворению сиюминутных потребностей, получению примитивных удовольствий. Этот ограниченный уровень эстетической воспитанности представляет собой наиболее благоприятную почву для воздействия на сознание и чувства детей низкопробных произведений.

Определение эстетической воспитанности помогает сделать  работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.

 

Вывод

 

Совесть и доброта, честь  и достоинство – эти нравственные понятия и ценности всегда выражали глубочайшие устремления человечества в его духовном развитии, открывали перспективы совершенствования человека и придавали него жизни достоинство и смысл.

Изучая нравственную проблематику, раскрывая специфические  особенности морали, этика демонстрирует ее место и роль в человеческой культуре, показывает, что мораль существует не просто в качестве относительно самостоятельной сферы общественной жизни человека, а фактически пронизывает гуманистическим содержанием все сферы духовной культуры. На этом основании великий гуманист XX века А. Швейцер сказал, что «культура есть этика».

Эстетика является совершенно особой областью философского знания. Если философия в основном оперирует  чисто спекулятивными категориями, то эстетика  вовлекает в свой  круг понятия, кажущиеся с первого взгляда простыми. «Простота» их заключается в том, что они достаточно часто присутствуют в живой речи, находятся постоянно на слуху. Действительно, люди часто пользуются категориями прекрасного и возвышенного, трагического и комического – они им необходимы при оценке событий, явлений, конкретных людей, исторических событий и т.п.

Следовательно, этика  и эстетика уже с самого начала предполагают определенную моральную  и эстетическую развитость человека, к которому они обращены, его готовность сознательно занять нравственно-этическую позицию. Этика и эстетика выступают как средство ориентации индивида в сложных коллизиях нравственной и художественной жизни, а не как орудие духовного диктата. Они помогают моральному и художественному сознанию обрести рациональное обоснованием уверенность в себе

 

Список литературы

 

  1.  Балашов Л. Е. Этика: Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2004. – 176с.
  2. Бореев Ю. Б. Эстетика: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 2002. – 511с.
  3. Бычков В. В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – 556с.
  4. Жаринов В.М. Этика: Учеб. пособиедля вузов. – М.: Приф – издат, 2003. – 208с.
  5. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: Учеб. Пособие для студ. Вузов. -2-е изд. – Ростов-на-Дону; М.: 2003 – 416с.
  6. Кондрашов В.А. Этика/Чичина Е. А. Эстетика, - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512с.
  7. Малахов В. А. Етика. Курс лекцій. – К.: Либідь,2001. с. 116 – 149.
  8. Словарь по этике. – М.: Политиздат, 1989. – 447с.
  9. Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. – 447с.

 

Приложение

                      

          Мысли разных авторов на тему: “Добро и зло”

 

  • Я не знаю другого признака величия, как доброта.

                                                                                Л. Бетховен

  • Злой человек полагает, что все люди подобны ему.

Грузинская  мудрость

  • Следуй за добрыми людьми, и сам станешь добрым.

Испанская мудрость

  • Принимающий зло без сопротивления – становится его пособником.

Мартин Лютер  Кинг

  • Существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно... Проверяйте свои поступки сознанием, не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобства людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

В. А. Сухомлинский

  • Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.

Информация о работе Добро и зло. Эстетический идеал