Диалогический персонализм Мартина Бубера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Сфера Я - Оно обусловлена вступлением человека в отношения вещественным миром и приобретением им (человеком) опыта и принадлежит прошлому. Что касается сферы Я-Ты, то ее существование отождествлено только с проживанием в настоящем, без всякого опыта, лишь посредством переживания. Именно пребывая в настоящем, в сфере Я-Ты, именно при встрече с выделенным из безликого мира Я-Оно Другим, происходит истинное переживание своего бытия человеком. Следовательно, согласно Буберу, сфера Я-Оно – это мир опыта, а сфера Я-Ты – мир отношений.

Файлы: 1 файл

Реферат Мелешко Анны по теме7.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Реферат по теме: Диалогический  персонализм Мартина Бубера.

 

 

Существование человека и мира находится  в двух сферах, определяемых как  «Я – Оно» и «Я-Ты». Человек (Я) никогда  не может существовать сам по себе, его существование всегда обусловлено  отношением к одной из двух этих сфер, т.е Я по отношению к Оно либо Я по отношению к Ты. Таким образом, самосуществование Я не может быть возможным.

Сфера Я - Оно обусловлена вступлением  человека в отношения вещественным миром и приобретением им (человеком) опыта и принадлежит прошлому. Что касается сферы Я-Ты, то ее существование отождествлено только с проживанием в настоящем, без всякого опыта, лишь посредством переживания. Именно пребывая в настоящем, в сфере Я-Ты, именно при встрече с выделенным из безликого мира Я-Оно Другим, происходит истинное переживание своего бытия человеком. Следовательно, согласно Буберу, сфера Я-Оно – это мир опыта, а сфера Я-Ты – мир отношений.

 

Мир отношений, сфера Я-Ты, в свою очередь имеет три «классификации»:

- жизнь с природой (доречевое общение  с природой);

- жизнь с людьми (речевое общение  с людьми);

- жизнь с духовными сущностями (возможность восприятия и общения  на высшем, внеязыковом уровне).

Принцип отношений Я-Ты построен на страдании и действии. Я проявляет  себя в действии, посредством инициаторства к общению, Ты поддерживает инициативу Я и в этом случае Я переходит в объективность страдательного залога, становится избранным Ты.

 

Тогда как мир Оно существует в прошлом, во времени, пространстве и опыте, то мир Я-Ты относится  к непосредственному переживанию, здесь и сейчас. Следовательно, когда Я идет на встречу Ты, происходит превращение Оно в категорию моего Ты, посредством переживания. Однако затем каждое Ты неизбежно переходит в статус Оно. Таким образом, Бубер делает вывод о том, что невозможно постоянное нахождение в мире Я-Ты, в непосредственном переживании и духовном контакте. Но возможно постоянно находится в сфере Я-Оно, однако такая жизнь не будет в полной мере «человеческой». Бубер связывает возрастающее влияние сферы Оно с развитием культуры и цивилизации, потому как чем больше развития, тем больше накопленного опыта, что безусловно относится к миру Оно.

 

Сфера восприятия окружающей действительности в свою очередь делится на три  категории:

- познание ( осуществляется только в мертвых понятиях мира Оно. Проявляется в классификации и закреплении, узнается из опыта и используется как Оно);

- искусство ( возможно отнесение искусства к объекту миру Оно, посредством классификации и накопления опыта, но можно и переживать произведение искусства, делать его своим Ты);

- переживание Бога (невозможно  отнести Бога к миру Оно,  потому как Он всегда переживается, а не познается).

 

Таким образом, будучи разделенным на сферы Я и Оно, мир можно разделить на сферу чувственного и социальных институтов. Чувства относятся к сущему внутри человека, институты- ко внешнему. В сфере институтов человек выполняет свои социальные функции, в чувственной же сфере человек переживает самого себя. Эти две сферы отнюдь не являются автономными, напротив,- на примере института брака отлично видно их гармоничное взаимопроникновение. Такого рода взаимопроникновение необходимо, потому как, согласно Буберу, социальные институты, лишенные чувственного, являются пустой формой, лишенной души, в свою очередь, просто чувственное – это душа, лишенная формы.

Согласно Буберу, истинная человечность (личностность)  проявляется  в сфере Я-Ты, и человек, целиком  захваченный миром Я-Оно, сам рискует опредметится.

 

 

Но существует также  некое Вечное и Врожденное Ты, которое  проявляется в каждом отдельном  Ты, с которым Я устанавливает  отношения. Хотя уже было упомянуто, что всякое Ты неизбежно переходит  в Оно, переходя из статуса переживаемого в статус прошлого, к Вечному Ты это не относится. Вечное Ты никогда не перейдет в статус Оно, потому как Вечное Ты – это Бог, и существует только в настоящем. Само по себе имя Бога- изначальная попытка установления с Ним Я-Ты отношений. Однако посредством формирования языка и самого определения Бога, Он стал относится к понятиям, т.е к миру Оно, в то время как Бог существует только в отношениях Я-Ты. То, как мы идем навстречу Ты – является нашей волей, то, как Ты отвечает нам – является проявлением милости Ты, - непрерывность сферы Ты в этом случае обусловлено чистым отношением.

 

Настоящий, истинный  диалог – есть истинное бытие,  само отношение между людьми. Диалог является взаимной направленностью внутреннего действия.

Согласно Буберу, существует три способа восприятия Другого:

- наблюдение (попытка  запечатлеть черты Другого);

- созерцание (отстраненное  созерцание того, что дано увидеть);

- проникновение (личное переживание  Другого, возможность познания  как человека, так и нематериального  мира).

При наблюдении и созерцании Другой, на самом деле, отдален от Я. Истинное восприятие Другого, таким образом, возможно лишь путем проникновения.

 

Существует три вида диалога:

- монолог, замаскированный под  диалог (иллюзия диалога подлинного, иллюзия избавления от одиночества, потому как участники не слышат друг-друга);

- технический диалог (диалог ученых, обменивающихся незначимыми понятиями  для объективного взаимопонимания);

- подлинный диалог (установление  живого взаимоотношения между  участниками, при полном восприятии каждого из участников бытия Другого).

Подлинный диалог – это истинное общение, построенное на полной взаимности, которое, хоть и не избавляет человека от одиночества, но делает это одиночество  выносимым.

 

 

 


Информация о работе Диалогический персонализм Мартина Бубера