Диалектика. Развитие учения о диалектике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

С термином диалектика связывают что-то сложное, доступное только ученым умам, что совершенно ненужное и недоступное детям, но опытным путем доказано, что основные законы диалектики легко могут быть поняты и ребенком. Сложен не столько сам предмет диалектика, а язык, которым она излагается. Так как обычно теория диалектики излагается языком Гегеля. А язык Гегеля довольно не прост, с чем согласны и профессионалы философы.

Содержание работы

Введение
3
Что такое диалектика
4
Основные идеи и законы
5
Диалектическая логика
6
Заключение
7
Список используемой литературы
8

Файлы: 1 файл

реферат Развитие учение о диалектике.docx

— 34.23 Кб (Скачать файл)

 

КОГОБУ СПО «Вятский государственный  техникум профессиональных технологий управления и сервиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Основы  философии»

 

Тема: «Диалектика. Развитие учения о диалектике»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а)

 

Проверил

преподаватель

 

Оценка________

Дата проверки________

 

 

 

 

201_

 

Содержание

Введение

3

Что такое диалектика

4

Основные идеи и законы

5

Диалектическая логика

6

Заключение

7

Список используемой литературы

8

Приложение

 
   

 

 

Введение

С термином диалектика связывают что-то сложное, доступное только ученым умам, что совершенно ненужное и недоступное детям, но опытным путем доказано, что основные законы диалектики легко могут быть поняты и ребенком. Сложен не столько сам предмет диалектика,  а язык, которым она излагается. Так как обычно теория диалектики излагается языком Гегеля. А язык Гегеля довольно не прост, с чем согласны и профессионалы философы.

Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Понятие диалектики в своих  произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову.

Эта тема важна непосредственно  для меня и для любого другого  человека, который желает уметь правильно  вести диалог, уметь правильно  мыслить.

Диалектика существует независимо от того, знаем мы о ней что-нибудь или нет. Но учет того, что она из себя представляет, как устроена, позволяет человеку быть эффективнее.

Суть данной работы заключается  в том, чтобы разъяснить, что такое диалектика и научиться мыслить диалектически.

 

Я ставлю в своей работе такие задачи:

  • узнать, что такое диалектика;
  • углубить свои знания в этой теме;
  • узнать, кто был основоположником учений о диалектике;
  • познакомиться с законами диалектики.

 

 

Что такое диалектика

Диалектика – 1) философское учение о развитии и взаимодействии противоположностей;

2) умение вести беседу, искусство рассуждать;

3) метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

Диалектика расширила узкий горизонт формальной логики и выстроила метод многостороннего исследования познания с точки зрения наиболее полного и глубокого отражения постоянно развивающегося объективного мира.

Диалектика заставляет двигаться и изменяться категориям и понятиям логики в соответствии с развивающейся и изменяющейся действительностью.

Она, употребляя образное выражение  Гегеля, возжгла живое понятие в окостеневшем материале старой логики и привела его в текучее состояние. Если формальная логика есть логика статики, покоя, то диалектическая логика — это логика движения, изменения, логика текучих понятий и категорий, отражающих объективный мир наиболее адекватным образом.

«Диалектическая логика — это логика творческого, креативного познания, которое свойственно науке, пожалуй, даже в большей степени. чем философии. В этом состоит имманентная, естественная, объективная диалектика познания. Знакомясь с философскими концепциями диалектики, ученый художник (поэт, писатель) расширяет свои когнитивные возможности. Естественная диалектика его мышления, обогащаясь философско-методологической составляющей, сливается в то целое, которое называется творческим потенциалом личности. Ведь мыслит не просто математик, физик или биолог, а человек как творческая личность, где диалектическая составляющая играет немалую роль».

Ю. Я. Дмитриев

 

 

Основные идеи и законы

Основные идеи, на которых  основана диалектика:

  • Все в природе подлежит непрерывным изменениям и развитию;
  • Явления и процессы неизбежно обладают полярностью и противоречивостью;
  • Существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга.

Диалектическое учение раскрывает причину развития, которая заключается  в противоречивом взаимодействии противоположностей.

Общая схема процесса развития:

          тезис                        антитезис                           синтез


     утверждение               отрицание                отрицание отрицания

Древние греки думал, что  процесс развития это круговорот. Средневековые философы полагали, что  это вектор, из прошлого в будущее. На самом деле развитие осуществляется по спирали, где следующий виток  повторяет траекторию предыдущего, но уже на более высоком уровне.

Законы развития диалектики Фридрихом Энгельсом

Первый закон: единство и борьба противоречий 
это всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый.

Второй закон: переход количественных изменений  в качественные – постепенное и незаметное накапливание количественных изменений рано или поздно неизбежно приводит к появлению нового качественного свойства. Это называется диалектическим скачком.

Третий закон: отрицание отрицания (двойное отрицание) 
показывает заключительную фазу трехчленной схемы развития. Противоречия устраняются, компенсируют друг друга, и появляется состояние синтеза.

Диалектическая  логика

— философский раздел марксизма. В широком смысле понималась как систематически развёрнутое изложение диалектики мышления: диалектическое  изложение науки о научно-теоретическом мышлении ("диалектики как логики"), которая тем самым является и научной теорией познания объективного мира. В узком смысле понималась как логическая дисциплина о формах правильных рассуждений.

Предмет диалектической логики — мышление. Диалектическая логика имела своей целью развернуть его изображение в необходимых его моментах и притом в независящей ни от воли, ни от сознания последовательности, а также утвердить свой статус как логической дисциплины.

 

Наиболее перспективным способом решения любой научной проблемы является исторический подход к ней. В случае с Диалектической логикой (ДЛ) такой подход к тому же оказывается и весьма актуальным. Дело в том, что логикой ныне именуются учения, которые значительно расходятся в понимании границ предмета этой науки. Так, предмет диалектической логики, с одной стороны, пересекается с предметом диалектики (теория познания, онтология, метод); с другой стороны, предмет ДЛ (собственно логики) непосредственно увязан с предметом логики формальной. И та, и другая (формальная логика и диалектическая логика) являются науками о рассуждениях, закладывают рассудочную модель человеческого мышления в основу описания и развития представлений о естественном и искусственном интеллекте.

 

Заключение

Проделанная мною работа не охватывает «всю» диалектику, а лишь ознакомляет с ней. Основные черты  диалектики:

1. Диалектический материализм  (д/м) рассматривает природу как  единое целое, где предметы  и явления зависят друг от  друга, друг друга обусловливают  - все находится в связи и  взаимодействии. 
2. Д/м рассматривает природу как непрерывность движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век - все находится в движении и изменении. 
3. Д/м рассматривает природу как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественный изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным - количественные изменения переходят в качественные. Развитие не есть простое повторение пройденного, а постепенное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии (по спирали). 
4. Д/м исходит из того, что предметам и явлениям природы присущи внутренние противоречия, что все имеет свою отрицательную и положительную сторону, свое отживающее и развивающее и что борьба между ними составляет внутренне содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные - борьба противоположностей ведет вперед.

 

Список используемой литературы

  • Аблеев С.Р. Основы философии.  – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 264 с.;
  • Внутренний предиктор СССР. Диалектика и атеизм: две сути несовместны. –Санкт-Петербург, 2003;
  • Кедров Б.М. Беседы о диалектике. Изд 3-е. – М.: КомКнига, 2007. – 240 с.;
  • Мисюров Д.А. Опыт диалектики: Формулы развития, диалектическое исчисление, диалектические опыты. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 288 с.;
  • Розенталь Н.Н. Принципы диалектической логики. – М.: Гос. соц. эконом. изд., 1960.

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org


Информация о работе Диалектика. Развитие учения о диалектике