Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:15, реферат
Диалектика (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин “диалектика” в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
1. Введение……………………………………………………………………….……...3
2. Диалектические принципы…………………………………………………….…….4
2.1 Конкретность истины………………………………………………………......4
2.2 Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного…....4
2.3 Практика как критерий истины и практического определителя связи
предмета с тем, что нужно человеку………………………………………….5
3. Законы диалектики…………………………………………………………….........5
3.1 Закон единства и борьбы противоположностей……………………….....…6
3.2 Закон перехода количественных изменений в качественные……………....6
3.3 Закон отрицания отрицания………………………………………………......7
4. Основные диалектические закономерности и категории.………………………..7
4.1 Сущность и явление……………………………………………………………8
4.2 Содержание и форма………………………………………….………...……..8
4.3 Случайность и необходимость……………………………………….…...…..9
4.4 Причина и следствие………………………………………….………….…...10
4.5 Возможность и действительность……………………………….…….....…..11
4.6 Единичное, особенное и всеобщее……………………….……….…...……..13
5. Заключение………………………………………………….……………….….…...15
6. Список использованной литературы………………………….…………………..16
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
Диалектика не исчерпывается
тремя основными законами. Кроме
них так же существует ряд диалектических
закономерностей, конкретизирующие и
дополняющие основные законы диалектики,
выраженные в категориях: сущность
и явление, содержание и форма, случайность
и необходимость, причина и следствие,
возможность и
Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.
Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384).
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...” (В.И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 227). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...” (там же, с. 136)
Содержание и форма - категории,
во взаимосвязи которых
Диалектическое понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, “... генетически вывести различные формы...” и понять “...действительный процесс формообразования в его различных фазах” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом объективной субординации содержания и формы.
Развивая анализ особенностей развития как борьбы содержания и формы, составными моментами которой являются взаимопереход содержания и формы, и “наполнение” старой формы новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал важное положение о том, что “...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием” (В.И. Ленин, ПСС, 5-е изд., т. 27, с. 84). Разрешение противоречий между содержанием и формой может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание “... может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...” (там же, т. 41, с. 89).
Применительно к мышлению проблема взаимоотношения содержания и формы рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.
Необходимость и случайность
- категории, которые конкретизируют
представление о характере
Случайность – отражение
в основном внешних, несущественных,
неустойчивых, единичных связей действительности;
выражение начального пункта познания
объекта; результат перекрещивания
независимых причинных
Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на другом уровне или в другой системе связей.
Причина и следствие - категории,
отображающие одну из форм всеобщей связи
и взаимодействия явлений. Под причиной
понимается явление, действие которого
вызывает, определяет, изменяет, производит
или влечёт за собой другое явление;
последнее называют следствием. Производимое
причиной следствие зависит от условий.
Одна и та же причина при разных
условиях вызывает неодинаковые следствия.
Различие между причиной и условием
относительно. Каждое условие в определенном
отношении является причиной, а каждая
причина в соответственном
Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.
Диалектика признаёт отправным
пунктом анализа понятия
Причина и следствие суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия. Только мысленно изолируя, отделяя его акт и абстрагируясь от обратного влияния произведённого на источник порождения, можно говорить об одностороннем действии причины на следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно может воздействовать на свою причину.
Причина и следствие могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие причины и следствия выступает как причина изменения явлений и процессов.
В природе и обществе существует
бесчисленное многообразие форм взаимодействия,
взаимосвязи и
В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.
Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
Возможность и действительность — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Возможность и действительность - соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. Примером такого превращения может служить любое превращение предмета из одного качественного состояния в другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию и т. д. В случае, когда зерно превращается в растение, зерно является исходным пунктом, а растение — результатом развития. Зерно содержит в себе различные возможности, в нем действуют различные тенденции развития. При благоприятных температурных и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает себе путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается в растение. В зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно существует актуально, в действительности; зерно заключало в себе возможность растения — его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения — его вторая ступень развития. Возможность превратилась в действительность.