Диалектика и метофизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

Диалектика-(от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. Метод философии ,требующий рассматривать объект в постоянном развитии и взаимодействии с окружающим миром .Источниками развития считаются – внешние противоречия ,имеющиеся в каждом процессе или предмете. В результате развития происходит переход от низшему к высшему , от простого к сложному , от старого к новому , от прошлому к будущему прогрессу.
Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 25.08 Кб (Скачать файл)

Диалектика и метофизика

Диалектика-(от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. Метод философии ,требующий рассматривать объект  в постоянном развитии и взаимодействии с окружающим миром .Источниками развития считаются – внешние противоречия ,имеющиеся в каждом процессе или предмете. В результате развития происходит переход от низшему к высшему , от простого к сложному , от старого к новому , от прошлому к будущему прогрессу.

Зарождение и начало становления  диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как  стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики. Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира («Всем течет!»), на взаимный переход противоположностей в нем («В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.»), то есть прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь речь идет о «диалектике понятий», о субъективной диалектике. Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) – Г.Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) – К.Маркс и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

 

Г.Гегель разработал диалектический метод, под которым понимается теория развития, в основе которого лежит  единство и борьба противоположностей, то есть становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей).

 

Материалистическая диалектика К.Маркса в качестве первичной признает диалектически развивающуюся объективную  материальную действительность, отражением которой выступают категории  и законы мыслительной деятельности людей.

 

Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» — частно-научного знания.

 

Самая характерная, существенная черта метафизики — односторонность, абсолютизация одной (безразлично  какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или  иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

 

Можно выделить две основные исторические формы метафизики: 1. «старая» метафизика была характерна для философии  и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия  истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей; 2. новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом: а) как простой рост, увеличение или, наоборот, уменьшение («плоский эволюционизм»), то есть как только количественные изменения, б) как только качественные изменения («катастрофизм»); в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»); г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»); д) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

 

Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей (идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.), которые  возникают в результате абсолютизации  отдельных моментов, форм, этапов и  т. п. познавательного процесса.

 

К ним следует добавить софистику и эклектику, которые  зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования»  истинных суждений, бывших на самом  деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога». Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т. е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски.

 

Особенности метафизики философии  Нового времени были обусловлены  промышленной и научной революциями  того времени, возникновением нового естествознания. В основании человеческого знания, по мнению Р.Декарта, лежит философия, или метафизика. Особенности познания связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

Историческое развитие диалектики как метода познания

Выделяют три основных этапа в развитии диалетического метода: античность, немецкая классическая философия, марксизм.

 

Стихийная диалектика древних  в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в  рассуждениях Гераклита из Эфеса.

 

Согласно Гераклиту, все  течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение  вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое  и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

 

Ряд диалектических проблем  поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики» 

 

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась  в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство  обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

 

Элементы диалектического  мышления можно найти в философских  учениях многих представителей античного  материализма и идеализма, последующих  за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

 

В утверждении диалектического  взгляда на мир большую роль сыграла  идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

 

Под диалектикой Гегель понимал  не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод  познания действительности, который  учитывает противоречивость мира, его  изменение, взаимосвязи явлений, вещей  и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

 

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом  решении основного вопроса философии  и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием  «абсолютной идеи», мистического «мирового  разума» в процессе рассуждения  о самом себе.

 

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель — материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически  перерабатывая идеалистическую  диалектику Гегеля, Маркс освободил  ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

 

 

 

 

 

 

 

 

Отличие диалектики марксизма  от диалектики Г.Гегеля

Для марксистской диалектики характерным является объективность  рассмотрения явлений, стремление постичь  вещь саму по себе, как она есть, в  совокупности ее многообразных отношений  к другим вещам. Наиболее ярко это  проявляется в учении об объективной  и субъективной диалектике.

 

Объективная диалектика —  это движение и развитие в самом  материальном мире как едином взаимосвязанном  целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

 

Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление — это  движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную  диалектику.

 

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная  — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку  субъективная диалектика есть отражение  объективной, постольку она совпадает  с ней по содержанию. И та, и  другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

 

В основе же философских  воззрений Гегеля весь мир – грандиозный  исторический процесс развертывания  и реализации возможностей некоего  мирового разума, духа. Мировой дух  есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой  и субъектом развития, творцом  мира в целом. Общая схема этого  безличного идеального начала носит  у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие  и результат ее активности.

 

Если в материалистической диалектике материальный мир – первичен, то в диалектике Гегеля природа и  человек выступают внешней оболочкой  идеи.

 

Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип  всеобщей связи.

 

Диалектика рассматривает  мир в постоянном изменении и  развитии, в движении. В этом нас  убеждают и повседневный опыт, и  достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной  — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

 

В материалистической диалектике сам процесс развития рассматривается  как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

 

Философия Гегеля также утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что  источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, то есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.

 

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся  материальных образований, но и из взаимосвязанных  предметов, явлений, процессов. Современная  наука располагает многочисленными  данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений  и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь  атомов, дает молекулы, молекулы образуют макротела и так до галактик и  метагалактик.

 

Таким образом, всеобщая связь  и взаимообусловленность предметов  и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны  и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Информация о работе Диалектика и метофизика