Диалектика Гегеля и её историческая судьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:30, реферат

Описание работы

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Немецкая классическая философия.
2.Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.
3.Логика Гегеля.
4.Философия природы.
5.Философия духа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Философия - Гегель.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ

КУРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Регистрационный №

 

Факультет: менеджмента

Курс: 3

Шифр: ЗМПБ – 00 – 674

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А  Т

Дисциплина: «Философия»

Тема: «Диалектика Гегеля и ее историческая судьба»

Студентка: Милевская Инна Валерьевна

Рецензент: Королева Л.Г., к.ф.н., доцент

Дата получения:

Дата возврата:

Оценка:

Подпись:

 

 

 

 

 

 

 

г. Курск – 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Немецкая классическая философия.                             
  2. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.
  3. Логика Гегеля.                                                 
  4. Философия природы.                                            
  5. Философия духа.    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь с ее сложной  паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы “растопыренные” пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.

Можно было бы сказать, что философия  – это все единосущее, “схваченное в мыслях”; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово “философия” восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь  целостное представление о мире; он, по словам С.Н.Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока, будущая, наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны.

Каждая наука –  это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением все научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот “интеграл”, строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Философия включает в  себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии – таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

 

  1. Немецкая классическая философия.                             

В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую  и  политическую  отсталость,  приближалась к буржуазной революции, и “подобно  тому,  как  во  Франции  в  18  веке,  в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту“. Маркс рассматривал  немецкую  классическую  философию  как немецкую теорию французской революции.

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли  достижения  естествознания  и общественных  наук: стали развиваться   физика   и   химия,   продвинулось   вперед   изучение органической  природы.  Открытия  в  области  математик, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка о обусловленности    развития   организма   окружающей   средой, астрономические,  геологические,  эмбриологические  теории,  а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью  выдвигало  на  первый план идею развития как теорию и метод  познания   действительности.  

Одним   из  величайших  умов человечества, основоположником  классического  немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта началась  философия новейшего времени. Но не только в философ, но и в науке. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и   религии   нужно  знать  возможности  человеческого  познания  и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме  и  составляют  основу  знания.  Они придают знанию характер необходимости  и  всеобщности.  Он различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не  так,  как  он  есть  на  самом  деле,  а  только так, как он нам является.  Нашему знанию  доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия “вещей самих  по  себе” на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - “вещи  сами по себе”. Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только  ноумены,  т.  е.  умопостигаемая,  но  не  данная  в  опыте сущность.

Кант был убежден, что  идеи пространства и времени человеку известны  прежде  восприятий.  Пространство  и время идеальны, а не реальны. Чувственные   впечатления   связываются   между   собой посредством  суждений,  в основе которых лежат категории, т е. общие понятия,   которые   по   Канту,   суть  “чисто  логические” формы, характеризующие только “чистое мышление”, а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось  им  как необходимый момент познания. Но диалектика для  него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, т. к. отражает   только  противоречия  мыслительной  деятельности.  Именно потому,  что  в  ней  противопоставляется  содержание  занятий  и их логическая  форма, и предметом диалектики становятся сами эти формы в их   отрыве   от   содержания   знаний,   Ленин  назвал  гику  Канта “формальной”.

Немецкая  классическая  философия  после  Канта разрабатывалась  такими  выдающимися  философами,  как  И.Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг   (1775-1854).   Оба   стремились   преодолеть   кантовское противопоставление  феномена  и  ноумена,  обосновав  познавательную активность  в некотором едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном  тождестве  мышления  и  бытия  (Шеллинг).  Последний дал тонкий   анализ   категорий   диалектики,   в   частности   свободы  и необходимости,   тождества,   единого  и  многого  и  др.,  послужив предтечей  гегелевской  объективно-идеалистической  диалектики.  Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

 

 

 

2. Тождество  бытия и мышления – исходный  пункт философии Гегеля.

Высшим достижением  немецкой   классической   философии   являлась   диалектика   Гегеля (1770-1831).  Характеризуя  историческое  место  Гегеля  в  развитии философии,  Энгельс  писал:  “Свое  завершение  эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том,  что  он  впервые  представил  весь  природный,  исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, мнении, преобразовании  и  развитии,  и  сделал  попытку раскрыть внутреннюю связь  этого  движения и развития... Для нас здесь безразлично, что Гегель  не  разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том,  что  он  поставил  ее”. Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение   философии   Гегеля   заключалось  в  том,  что  в  ней  в систематической  форме  было  изложено диалектическое миропонимание и соответствующий   ему  диалектический  метод  исследования.  Гегель разрабатывал   диалектику  как  философскую  науку,  обобщающую  всю историю  познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной  действительности.  В  особенности  же  Гегель стремился исследовать    и    всесторонне    обосновать   важнейшие   принципы диалектического  способа мышления, в корне противоположного метафизики. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель  сформулировал,  правда,  в  идеалистической  форме,  законы и категории диалектики.

Опираясь   на   диалектические  идеи  Канта,  Фихте,  Шеллинга, развивая  их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся   в   учениях  этих  мыслителей.  Гегель  справедливо расценивает  кантовскую  попытку исследовать человеческую способность познания  вне  истории  познания,  вне реального ее применения как бесплодную схоластическую. 

Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и  Фихте.  Природа,  по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое  познание  обладает  объективным  содержанием. Отвергая кантовское  субъективистское  противопоставление сущности и явления, Гегель  учил,  что  явления  столь  же  объективны,  как и сущность, сущность  является,  т.е.  обнаруживается  в  явлении,  ввиду чего и явление  существенно.  Познавая  явления,  мы  тем  самым  познаем и сущность. 

Исходя из диалектического положения  о единстве сущности и явления,  Гегель  отверг кантовское учение о непознаваемости “вещи в себе”;  в  природе  вещей  нет никаких непреодолимых  преград  для познания.  “Скрытая  сущность  вселенной  не  обдает в себе силой, которая  была  бы  в  состоянии  оказать  сопротивление  дерзновению познания,  она  должна  перед  ним  открыться,  развернуть перед его глазами  богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими”.  

Гегель   резко   критиковал   Шеллинга  за  недооценку  роли логического  мышления  и  логики  вообще,  за интуитивизм, который в конечном   итоге  привел  Шеллинга  к  откровенному  иррационализму. Однако,  будучи  идеалистом,  Гегель  не  смог  подвергнуть  критике основной  идеалистический  порок  своих ближайших предшественников: для  него,  также  как  и  для  других  идеалистов, природа является производным  от  сверхприродного  духа.  Именно  поэтому Гегель смог решить  тех  великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками  его  собственной  философии.  Он  полагал, что ни материя,   ни   сознание   человека  не  могут  рассматриваться  как первичное,  ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя  также  невыводима  из  человеческого сознания, которое само должно   быть   понятно   как  результат  предшествующего  развития абсолютного субстанциального первоначала. 

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие - диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю,  тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие  между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по  Гегелю -  это не только субъективная, человеческая деятельность, но  и независимая   от  человека объективная сущность, первооснова, первоисточник  всего существующего.            

Информация о работе Диалектика Гегеля и её историческая судьба