Диалектический анализ объекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:16, творческая работа

Описание работы

Объектом для своего диалектического анализа я выбрала студента, готовящегося стать учителем начальных классов. Хорошо известно, что становление учителя, особенно в современном мире, процесс сложный. В данной работе я попытаюсь проанализировать этот процесс с помощью принципов, законов и категорий диалектики.

Содержание работы

1.Введение.
2.Основная часть:
1я глава: «Принципы».
Принцип всеобщей связи
Принцип всеобщего развития
Принцип детерминизма.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
2я глава: «Основные законы».
З.-н. ед-ва и б-бы пр./полж-й.
З.-н. перехода кол-х измен-й в качеств-е.
З.-н. отрц/отрц.
3я глава: «Основные категории».
Единичное и общее.
Сущность и явление.
Содержание и форма.
Целое и часть.
Причина и следствие.
Необходимость и случайность.
Возможность и действительность.
3. Заключение.

Файлы: 1 файл

диал анализ.docx

— 24.24 Кб (Скачать файл)

Федеральное  агентство по образованию

ГОУ ВПО « Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева»

Факультет начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая письменная работа

 

Диалектический  анализ объекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Выполнила:

                                                                                          Студентка 2 курса 21 гр.

                                                                             Байцерова Кристина

                                                               Проверила:

                                                                    Рычкова Л. П.

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

                                                     План.

1.Введение.

2.Основная часть:

1я глава: «Принципы».

    1. Принцип всеобщей связи
    2. Принцип всеобщего развития
    3. Принцип детерминизма.
    4. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

2я глава: «Основные законы».

    1. З.-н. ед-ва и б-бы пр./полж-й.
    2. З.-н. перехода кол-х измен-й в качеств-е.
    3. З.-н. отрц/отрц.

3я глава: «Основные категории».

    1. Единичное и общее.
    2. Сущность и явление.
    3. Содержание и форма.
    4. Целое и часть.
    5. Причина и следствие.
    6. Необходимость и случайность.
    7. Возможность и действительность.

 3.    Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Объектом для своего диалектического  анализа я выбрала студента, готовящегося стать учителем начальных классов.  Хорошо известно, что становление учителя, особенно в современном мире, процесс сложный. В данной работе я попытаюсь проанализировать этот процесс с помощью принципов, законов и категорий диалектики.

 

 

Глава 1. Принципы диалектики.

 

  1. Всеобщей связи.

  Личностно-профессиональное становление будущего учителя начальных классов - это сложный динамический процесс духовно-практической работы человека над собой, познания самого себя и поиска возможностей самоосуществления. Таким образом, можно сказать, что это многогранный процесс, состоящий из многих этапов, включающих в себя изучение различных жизненных сторон, которые в свою очередь, очень тесно взаимодействуют друг с другом.

  1. Всеобщего развития.

  В развитии студента как педагога очень важно совершенствование и развитие базисных характеристик его личности, которые обеспечивают высокий уровень его профессионально-педагогической компетентности. Личностно-профессиональное становление будущего учителя является, с одной стороны, одним из этапов процесса подготовки учителя, а с другой - самостоятельным процессом саморазвития свободного, самоценного человека, определяется активностью самого студента, его способностью выводить себя на уровень целенаправленного самоизменения, построения своей деятельности, ее преобразования и развития.

  1. Детерм-зма:

  Несомненно на выбор профессии, в нашем случае профессии учителя начальных классов, влияет не малый ряд факторов. Семья ценностно ориентирует человека, поэтому близкие люди могут влиять на решение стать педагогом. Так же и обучение в школе могло повлиять на такое решение (положительный пример со стороны учителей или что-то другое).  Так же имеют место быть факторы, независимые от мнения других. Допустим это любовь к детям, а это очень важно в профессии учителя, или преследование какой-либо значимой цели - желание внести значимый вклад в начальное образование, поиск новых методик и т.п.

  1. Восхождения от абстрактного к конкретному.

       Абстрактное в диалектической традиции понимается в широком смысле        как «бедность», односторонность знания, а конкретное — как его полнота,   содержательность. В этом смысле этот принцип характеризуется движением от менее содержательного к более содержательному знанию. Итак, в процессе обучения студент все больше обогащает свои знания. Он начинает задавать себе все больше вопросов (что является субъектом обучения? что я в дальнейшем могу дать детям? Какой методике я буду следовать?). По мере обучения эти вопросы все более и более усложняются и студент с каждым курсом дает ответы на свои вопросы. Он пополняет свои знания  по педагогической специальности. Таким образом, к концу обучения  студент будет обладать довольно содержательными знаниями, отличными от знаний в начале обучения.

 

Глава 2. Законы диалектики.

 

  1. З-н единства и борьбы противоположностей.

 Поступив в университет, студент сталкивается с изменениями. Он оказывается в новой атмосфере и окружен новыми людьми. Студент осознает, что это «два разных мира» и вести себя нужно не так как ранее. Новая система обучение, иной подход к учащимся и другие нововведения ждут этого студента. Это система требует от него максимум самоконтроля, самовоспитание, ответственности и саморегуляции. Но не каждый сразу может приспособиться к такой ситуации. Здесь противопоставляются школьник, еще неопытный, который привык к определенной атмосфере и студент, соответствующий требованиям университета. В процессе обучения эти противоречия станут незначительными и за счет развития студента они совсем исчезнут и в дальнейшем он станет уже специалистом.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

  Если изначально студент будет усердно трудиться, изо дня в день читать нужные книги и выполнять заданные ему задания в срок, то это значительно скажется на его успехах в учебе. Так же он должен много времени уделять самоподготовке, чтобы многого достичь. Со временем все эти количественные изменения перетекут в качественные. Его труды будут поощрены – он станет высококвалифицированным специалистом.

  3.Закон отрицания отрицания.

  Закон характеризуется скачками и спадами каких-либо явлений. Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. В виде примера можно взять весь учебный курс как цикл, который в свою очередь состоит из нескольких этапов (ступеней). Таким образом студент каждый год проходит этап, похожий на предыдущий, но уже на ступень выше, тем самым развиваясь.

 

Глава 3. Категории диалектики.

 

  1. Единичное и общее.

  Студент по ходу обучение постигает разные науки. С каждым годом он изучает все новые и новые дисциплины. Они охватывают самые разнообразные знания, т.к. учитель начальных классов – это «универсальный» человек. Он должен уметь давать ответы на всякие вопросы детей. Пример некоторых дисциплин: педагогика, психология, русский язык, культурология, философия и т.д. В дальнейшем отдельные знания образуют общность. Отдельные знания, например психологии, войдет в состав общих знаний студента, которые необходимы такому специалисту.

  1. Явление и сущность. 

 Явление лежит на поверхности, в то время как сущность скрыта. Возьмем экзамен в качестве явления. Студент успешно сдает экзамен, тем самым подтверждает свои знания. Из этого следует, что он хорошо работал в течении семестра и выучил все, что следовало. Сущность, то, что скрыто внутри человека. В данном случае это человек с хорошими знаниями. Эта сущность вызвала явление – успешная сдача экзамена.

  1. Содержание и форма

 В процессе обучения изменится и содержание знаний студента и его «форма». Со временем багаж знаний значительно увеличиться, студент будет проходить практику в школе и поэтому должен выглядеть так, как подобает учителю. Он уже не будет похож на неопытного школьника, а будет выглядеть как высококвалифицированный специалист с соответствующим поведением и манерами.

  1. Часть – целое:

 Целым можно представить  конечный образ педагога, после  учебного курса. А это целое  в свою очередь состоит из  разный частей: изучение различных  дисциплин, саморазвитие, прохождение  практики, сдача зачетов, развитие  личностных качеств. Из частей  собирается единое целое.

  1. Причина и след-е

  Причина обычно мыслится как явление, действие которого вызывает другое явление; последнее называют следствием. Стать педагогом студента могли разные причины. Допустим причина – любовь к детям. Школьник решил поступить в педагогический университет, чтобы в дальнейшем связать свою жизнь с обучением детей. Закончив обучение, он станет педагогом и отправится работать в школу с детьми, как и планировал, это будет являться следствием.

  1. Необходимость и случайность:

Необходимость в обучении является то, что студент обязан выполнять  все требования университета (посещать занятия, выполнять задания, проходить  практику). Студент должен учиться  и прилагать достаточно усилий, чтобы успешно закончить свое обучение. А случайностью может предстать, например, пропуск какой-либо лекции из-за внезапных причин (неисправность будильника, проблемы с транспортом и т.п.)

  1. Возможность – действительность:

Действительность – это ставшая  возможность. В свое время у школьника  была возможность поступить в  университет и сейчас он студент (возможность стала действительностью), а сейчас у него есть возможность  стать преподавателем и для этого  у него есть все условия. Но чтобы  эта возможность стала действительность необходимо прилагать определенные усилия, тогда студент, несомненно, станет специалистом.

 

 

Заключение.

  Проведя диалектический анализ, стало видно, что становление студента как педагога начальных классов – это диалектический процесс, заключающийся в развитии разнообразных сторон личности. Развитие личностных качеств, усердная учеба, творческая деятельность способствует становлению успешного специалиста в педагогической сфере деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Диалектический анализ объекта