Деятельность как способ существования человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучение деятельности как способа существования человека.
Задачи: 1. Проанализировать категорию «деятельность»;
2. Охарактеризовать структуру и виды деятельности;
3. Описать уровни деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
1. Деятельность как способ существования человека ……………4
1.1 Понятие категории «деятельность»……………………………..4
1.2 Структура деятельности………………………………………....8
1.3 Виды человеческой деятельности……………………………..10
1.4 Уровни деятельности…………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………..16
Литература…………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

                        физический

                             т р у д

 

 

 

 

                            Ф И З И Ч Е С К О Е 

                            (МАТЕРИАЛЬНОЕ)

 

 

         О Б Ъ Е К Т

 

Рисунок 1. Виды человеческой деятельности [2, с.516]

1.3 Виды человеческой деятельности

 

Существует  несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на:

1) практическую  и духовную деятельность или

2) продуктивную  и репродуктивную деятельность.

Практическая  деятельность – это предметное, непосредственное преобразование окружающей природы и социальной реальности, включая самого человека. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность подразделяется на духовно-практическую (отражение мира в образной форме искусства, мифа, религии), духовно-теоретическую (в форме научных знаний) и ценностную (в форме идеологии и мировоззрения).

В качестве фундаментальных видов человеческой деятельности принято выделять игру, общение и труд. Специфика игры как вида деятельности заключается  в том, что целью становится сам  процесс, а не результат. Общение  предполагает обмен идеями и эмоциями. Причем, если этот обмен включает и  обмен материальными предметами, то такая деятельность представляет собой коммуникацию. Труд определяется как социальная деятельность человека, т.е. способность преобразовывать  среду существования. Сочетание  этих видов деятельности порождает  другие ее виды, например, образовательную, социально-преобразовательную и т.д.

Одной из первичных форм свободного действия человека является игра, игровой способ взаимодействия с окружающим миром, другими людьми.

Начало  исследований игры было положено идеями Ф. Шиллера и Г. Спенсера, Ф. Ницше.

 

Существенный  вклад в разработку концепции  игры как изначальной формы деятельности человека внесли голландский философ  Й. Хейзинга и немецкий философ Э. Финк. Хейзйнга рассматривает игру как источник и высшую форму проявления деятельности. Соответственно, игра есть выражение самой сущности человеческого в человеке. Игра универсальна, в скрытой или явной форме человек всегда играет. Игра важнее труда, практики, утилитарных видов деятельности, поскольку она выполняет более объемную жизненную функцию и не сопровождается серьезностью. И эта "несерьезность" игры позволяет творить, соединять воображаемое с реальным, так как в игре вещи имеют иное, чем в обычной жизни, лицо и иные, нелогичные связи.

Финк также определяет игру как основной способ действия с возможным, недействительным, как царство рафинированной свободы, расширяющей способности и возможности человека и преодолевающей "необходимость объективных условий бытия". Игра становится чисто человеческим "инструментом" свободы его деяний.

Говоря  об игровой интерпретации деятельности, трудно не упомянуть о взглядах американского  психотерапевта Э. Берна, автора известной  книги "Игры в жизни людей". Согласно Берну, действуя, человек всегда играет ту или иную роль: ребенка  в творчестве, родителя в традиционных действиях, взрослого в рациональных, прагматических поступках. Преобладание во внутреннем мире индивида одной  из этих игровых установок означает для него и доминирование соответствующих  мотивов деятельности, формирующих  сам образ жизнедеятельности  личности, определяющих его взаимоотношения  с другими членами общества.

В игровых  концепциях деятельности игра важна  сама по себе, она доминирует по отношению  к играющему субъекту, творит его. Игропорождающая сила деятельности основывается на вечном стремлении человека к свободе, к индивидуальному самоутверждению и самоопределению, реализации потребности в созидании и всей полноты бытия.

Анализируя  трудовую и практическую форму деятельности, мы неизбежно утверждаем ее социальный характер. Действительно, вне социальности своих форм деятельность человека не смогла бы быть целенаправленной и преобразующей активностью, поскольку оказались бы невозможными языковое взаимодействие, кодирование, хранение и передача информации от человека к человеку, из поколения в поколение.

Сама  деятельность, являясь специфической  формой субъект-субъектных взаимоотношений, выступает как способ взаимодействия людей. В силу этого в социальной характеристике деятельности сливаются воедино два ее аспекта: субстанциональный (деятельность как основание социальной субстанции) и реляционный (деятельность как специфически человеческое ценностное отношение к миру, другим людям).

Некоторые исследователи считают, что социальность деятельности генетически предшествует другим ее существенным свойствам, например, целенаправленности, орудийности.

Так, идея толпы как источника специфически человеческих действий, выдвинутая Г. Тардом в конце XIX в., получила в последующие годы немало последователей и сторонников как в мире науки, так и в области философского осмысления проблем антропологии и социальной истории. Согласно теории Тарда, "толповая" общность усиливает и видоизменяет "путем взаимного помножения" чувства и устремления людей, тем более наших предков. В толпе эволюционизирует психический механизм взаимного подражания, а именно биологические законы имитации определяют становление и последующее бытие человека, поскольку благодаря им человеческие общности оказываются способными сохранять свою целостность и развиваться.

 

К основным формам деятельности Тард относит повторение и адаптацию, психологическое "заражение" и внушение, выражающие собой приспособление к психологии "своей" толпы. Существуют, конечно, отдельные оригиналы и творцы, благодаря открытиям которых в обществе функционируют язык, религия, наука, искусство и т.д. Но решающим фактором возникновения и эволюции человеческой культуры Тард считает именно подражание масс нововведениям - подражание как основной системообразующий компонент человеческой социальности.

Итак, субстанция социального в человеке выражается в целеполагающей деятельности. Следовательно, и сущность человека заключается в деятельности, но не в деятельности вообще, а в особом ее характере, некоторых определяющих ее характеристиках, важнейшей из которых является творчество.

В литературе существует более 120 определений творчества и творческой деятельности. Пожалуй, единственное, что их объединяет - это  характеристика творчества как деятельности, направленной на новый продукт, на нечто, никогда ранее не бывшее; или как  деятельности, осуществляемой новыми, ранее неизвестными средствами или  способами. Некоторые исследователи  творчества выдвигают серьезные  аргументы в пользу того, что креативность человеческой деятельности в большей степени выражает сущность человека, чем, например, мышление или свобода, поскольку творчество глубже укоренено в самих основаниях антропосоциогенеза [6]. Творчество есть специфическая видовая характеристика человека, отличающая его от любого иного представителя животного мира, это атрибутивная характеристика деятельности человека как родового существа.

Творчество  как специфическое качество деятельности, выражающее свободное раскрытие  сущностных сил и способностей человека, не может быть не чем иным, кроме  как самодеятельностью индивида. Самодеятельность - это живая форма  деятельности людей, в которой совпадает развитие как родовой социальной сущности человека, так и его индивидуальных способностей и потенциала. Самодеятельность - это форма и уровень самоцельной деятельности, уровень самораскрытия и самореализации заложенных в человеке потенций, жизненной энергии его способностей, навыков и умений безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу.

В культуре как суммарном общезначимом результате человеческой деятельности выражается социальный масштаб, качество, степень распредмечивания основных человеческих потенций.

Культура, воспроизводящая в своих идеальных  и материальных формах цели и результаты человеческой деятельности, ориентирует последнюю на производство и потребление именно социально значимых ценностей. Поэтому интересы индивида предстают в деятельности как его ценностные ориентации и цели. Ценностное содержание интересов побуждает человека к действию, будучи само обусловлено уровнем культуры общества.

Уровень культуры - это всегда уровень объективированного существования идеального в значениях  и ценностях деятельности, в процессе которой и создается "неорганическое тело" культуры. Именно в ходе создания культуры осуществляется "самотворение" человека, поскольку мир культуры - это мир значений человека [3].

Итак, рассмотрев содержательный аспект деятельности и  определив ее через родовое понятие  активности, можно констатировать, что деятельность - это способ существования  человека и общества, выраженный как  процесс преобразования окружающей реальности, включая самого человека. Спецификой человеческой деятельности является целенаправленно-адаптирующая активность человека, способ реализации его потребностей (как материальных, так и духовных). Содержание понятия  деятельности дополняется такими существенными  ее характеристиками, как ее предметность, осознаность, орудийность, социальность, свободное креативное раскрытие сущностных сил человека.

1.4 Уровни  деятельности

 

Что касается уровней деятельности, то таковых  принято различать два: индивидуальный и общественный.

Деятельность  на индивидуальном уровне - это проявление способности конкретного индивида быть субъектом своей деятельности; одновременно это процесс, взятый в  отношении к нуждам и потребностям этого субъекта без учета обязательных связей с другими субъектами деятельности. Отличие индивидуальной деятельности от общественной условно, так как деятельность индивида всегда социальна с точки зрения ее условий, целей и средств, благодаря которым она и совершается. Однако деятельность отдельного индивида не сводится к производству и потреблению общественного продукта. Люди всегда создают продукты, предназначенные для личного потребления. Независимо от того, осуществляет человек производство общественно необходимого продукта (продукта, предназначенного для общественного обмена) или производит продукты для личного пользования, его индивидуальная деятельность структурируется в зависимости от индивидуальных и общественных условий ее осуществления, уровня его общей культуры и профессиональной специализации.

В отличие  от понятий жизненного пути, судьбы, биографии, экзистенции, в категории индивидуальной деятельности раскрываются разнообразные формы взаимодействия общественно-исторического индивида с действительностью во всей ее конкретности как проявление его общественной сущности, развернутое в исторически определенном времени и пространстве.

Основными уровнями личностно-общественного  взаимодействия являются отношения  по линии: субъект - микросреда (уровень  семьи, круг приятелей, коллег по работе и т.п.); субъект - мегасреда (взаимодействие в масштабе социальной группы, страны проживания и пр.); субъект - макросреда (взаимоотношения с окружающей средой, обществом в целом).

Заключение

 

Подытоживая сказанное, определим индивидуальную деятельность как конкретную систему  личностного проявления активности, взятую в масштабе индивида и соответствующую  уровню и формам его жизнедеятельности. Деятельность представляет собой не исчерпывающую, но существенную характеристику человеческого бытия. Невозможно составить  более или менее полное представление  о человеке, многообразных формах его взаимоотношений с миром  предметов, явлений и других людей, не обратившись к философскому пониманию  деятельности.

Многообразные явления жизни человека предстают  перед нами как тот или иной вид деятельности, будь то организация  семейного быта, выполнение профессиональных обязанностей, воспитание детей или  образование и самосовершенствование  человека. Философская теория деятельности служит методологической базой для  специально-научных исследований деятельности, обеспечивает упорядочение и определенную интеграцию узкопрофессиональных подходов к ней в любой сфере научного анализа - биологии, социологии, психологии, экономической теории и т.д. Философия  деятельности представляет и немалый  практический интерес с точки  зрения ее использования в целях  оптимизации управления в различных  областях общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

    1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1980. с.19.
    2. Балашов Л.Е. Философия.  - М.: Дашков и К, 2009. — 664 с.
    3. Бэкхерст Д. Философия деятельности // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 72, 73.
    4. Демин М.В. Мотив человеческой деятельности: характер, содержание, функции // Философия и общество, 1999, № 3. С. 56-67.
    5. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Наука, 1990. – 284 с.
    6. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
    7. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.

 

 

 


Информация о работе Деятельность как способ существования человека