Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:41, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучение деятельности как способа существования человека.
Задачи: 1. Проанализировать категорию «деятельность»;
2. Охарактеризовать структуру и виды деятельности;
3. Описать уровни деятельности.
Введение……………………………………………………………….3
1. Деятельность как способ существования человека ……………4
1.1 Понятие категории «деятельность»……………………………..4
1.2 Структура деятельности………………………………………....8
1.3 Виды человеческой деятельности……………………………..10
1.4 Уровни деятельности…………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………..16
Литература…………………………………………………………..17
физический
т р у д
Ф И З И Ч Е С К О Е
(МАТЕРИАЛЬНОЕ)
О Б Ъ Е К Т
Рисунок 1. Виды человеческой деятельности [2, с.516]
1.3 Виды человеческой деятельности
Существует
несколько классификаций
1) практическую и духовную деятельность или
2) продуктивную и репродуктивную деятельность.
Практическая деятельность – это предметное, непосредственное преобразование окружающей природы и социальной реальности, включая самого человека. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность подразделяется на духовно-практическую (отражение мира в образной форме искусства, мифа, религии), духовно-теоретическую (в форме научных знаний) и ценностную (в форме идеологии и мировоззрения).
В качестве
фундаментальных видов
Одной из первичных форм свободного действия человека является игра, игровой способ взаимодействия с окружающим миром, другими людьми.
Начало исследований игры было положено идеями Ф. Шиллера и Г. Спенсера, Ф. Ницше.
Существенный
вклад в разработку концепции
игры как изначальной формы
Финк также определяет игру как основной способ действия с возможным, недействительным, как царство рафинированной свободы, расширяющей способности и возможности человека и преодолевающей "необходимость объективных условий бытия". Игра становится чисто человеческим "инструментом" свободы его деяний.
Говоря
об игровой интерпретации
В игровых концепциях деятельности игра важна сама по себе, она доминирует по отношению к играющему субъекту, творит его. Игропорождающая сила деятельности основывается на вечном стремлении человека к свободе, к индивидуальному самоутверждению и самоопределению, реализации потребности в созидании и всей полноты бытия.
Анализируя трудовую и практическую форму деятельности, мы неизбежно утверждаем ее социальный характер. Действительно, вне социальности своих форм деятельность человека не смогла бы быть целенаправленной и преобразующей активностью, поскольку оказались бы невозможными языковое взаимодействие, кодирование, хранение и передача информации от человека к человеку, из поколения в поколение.
Сама деятельность, являясь специфической формой субъект-субъектных взаимоотношений, выступает как способ взаимодействия людей. В силу этого в социальной характеристике деятельности сливаются воедино два ее аспекта: субстанциональный (деятельность как основание социальной субстанции) и реляционный (деятельность как специфически человеческое ценностное отношение к миру, другим людям).
Некоторые исследователи считают, что социальность деятельности генетически предшествует другим ее существенным свойствам, например, целенаправленности, орудийности.
Так, идея
толпы как источника
К основным формам деятельности Тард относит повторение и адаптацию, психологическое "заражение" и внушение, выражающие собой приспособление к психологии "своей" толпы. Существуют, конечно, отдельные оригиналы и творцы, благодаря открытиям которых в обществе функционируют язык, религия, наука, искусство и т.д. Но решающим фактором возникновения и эволюции человеческой культуры Тард считает именно подражание масс нововведениям - подражание как основной системообразующий компонент человеческой социальности.
Итак, субстанция социального в человеке выражается в целеполагающей деятельности. Следовательно, и сущность человека заключается в деятельности, но не в деятельности вообще, а в особом ее характере, некоторых определяющих ее характеристиках, важнейшей из которых является творчество.
В литературе существует более 120 определений творчества и творческой деятельности. Пожалуй, единственное, что их объединяет - это характеристика творчества как деятельности, направленной на новый продукт, на нечто, никогда ранее не бывшее; или как деятельности, осуществляемой новыми, ранее неизвестными средствами или способами. Некоторые исследователи творчества выдвигают серьезные аргументы в пользу того, что креативность человеческой деятельности в большей степени выражает сущность человека, чем, например, мышление или свобода, поскольку творчество глубже укоренено в самих основаниях антропосоциогенеза [6]. Творчество есть специфическая видовая характеристика человека, отличающая его от любого иного представителя животного мира, это атрибутивная характеристика деятельности человека как родового существа.
Творчество
как специфическое качество деятельности,
выражающее свободное раскрытие
сущностных сил и способностей человека,
не может быть не чем иным, кроме
как самодеятельностью
В культуре как суммарном общезначимом результате человеческой деятельности выражается социальный масштаб, качество, степень распредмечивания основных человеческих потенций.
Культура,
воспроизводящая в своих
Уровень культуры - это всегда уровень объективированного существования идеального в значениях и ценностях деятельности, в процессе которой и создается "неорганическое тело" культуры. Именно в ходе создания культуры осуществляется "самотворение" человека, поскольку мир культуры - это мир значений человека [3].
Итак, рассмотрев содержательный аспект деятельности и определив ее через родовое понятие активности, можно констатировать, что деятельность - это способ существования человека и общества, выраженный как процесс преобразования окружающей реальности, включая самого человека. Спецификой человеческой деятельности является целенаправленно-адаптирующая активность человека, способ реализации его потребностей (как материальных, так и духовных). Содержание понятия деятельности дополняется такими существенными ее характеристиками, как ее предметность, осознаность, орудийность, социальность, свободное креативное раскрытие сущностных сил человека.
1.4 Уровни деятельности
Что касается уровней деятельности, то таковых принято различать два: индивидуальный и общественный.
Деятельность
на индивидуальном уровне - это проявление
способности конкретного
В отличие от понятий жизненного пути, судьбы, биографии, экзистенции, в категории индивидуальной деятельности раскрываются разнообразные формы взаимодействия общественно-исторического индивида с действительностью во всей ее конкретности как проявление его общественной сущности, развернутое в исторически определенном времени и пространстве.
Основными уровнями личностно-общественного взаимодействия являются отношения по линии: субъект - микросреда (уровень семьи, круг приятелей, коллег по работе и т.п.); субъект - мегасреда (взаимодействие в масштабе социальной группы, страны проживания и пр.); субъект - макросреда (взаимоотношения с окружающей средой, обществом в целом).
Заключение
Подытоживая сказанное, определим индивидуальную деятельность как конкретную систему личностного проявления активности, взятую в масштабе индивида и соответствующую уровню и формам его жизнедеятельности. Деятельность представляет собой не исчерпывающую, но существенную характеристику человеческого бытия. Невозможно составить более или менее полное представление о человеке, многообразных формах его взаимоотношений с миром предметов, явлений и других людей, не обратившись к философскому пониманию деятельности.
Многообразные
явления жизни человека предстают
перед нами как тот или иной
вид деятельности, будь то организация
семейного быта, выполнение профессиональных
обязанностей, воспитание детей или
образование и
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Деятельность как способ существования человека