Чувственное и рациональное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы в том, что человек при помощи различных чувств постоянно усовершенствуется сам и пытается под себя подстроить окружающий мир. Возможности человека пока ещё остаются загадкой.
Цель работы в изучении процесса познания и его сущности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Чувственное познание………………………………………………………….4
2. Рациональное познание……………………………………………………......7
3. Интуиция………………………………………………………………………11
Заключение …………………………………………………………….………..15
Список литературы…………………………………………………...…………

Файлы: 1 файл

философия контр.docx

— 48.69 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Чувственное познание………………………………………………………….4

 

2. Рациональное познание……………………………………………………......7

 

3. Интуиция………………………………………………………………………11

 

Заключение …………………………………………………………….………..15

 

Список литературы…………………………………………………...…………16 

Введение.

 

Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего  мира. В соответствии с теорией  познания диалектического материализма тождество мышления и бытия достигается  в долгом и трудном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения предметов  внешнего мира (объекта) в сознании человека (субъекта). Конечный продукт  этого процесса – образы, знания - отличаются достоверностью, точностью, существенностью отражаемых свойств и отношений. Из этого следует, что процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.

В становлении  и развитии органов чувств человека важнейшую роль  на протяжении всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор общественная практика.

Познание  есть разновидность духовного производства, результатом которого выступает  знание в многообразных своих  формах. В процессе познания задействованы практически все способности человека, находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями. Актуальность данной работы в том, что человек при помощи различных чувств постоянно усовершенствуется сам и пытается под себя подстроить окружающий мир. Возможности человека пока ещё остаются загадкой.

Цель  работы в изучении  процесса познания и его сущности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Чувственное познание

 

«Чувственная  односторонность или даже поверхностность  в информативном и эмоциональном  отношениях граничат с бездуховностью, ведущей к потере человечности в человеке. Органы  чувств развиваются, вернее,  должны развиваться больше в плане своего очеловечивания, гуманизации. Информация, от них поступающая, неразрывно связанна с теми или иными переживаниями. Происходит оценка ощущений, восприятий, представлений, определение их значимости или незначимости для человеческой практической деятельности, для жизни человека»1.

 

Процесс деятельности человека, основным содержанием  которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире называется познанием. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом  познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и  сознанием, в широком — все  общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле —  весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют  отдельные люди и общество в целом.

Для познания чего-либо необходима форма деятельности, которая называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Естественно - научный подход к изучению ощущений характеризуется  тем, что человеческая чувствительность, то есть способность  человека реагировать на воздействие  внешнего мира, рассматривается в  тесной связи с эволюцией природы. При этом устанавливается, что способность отражения в разной степени присуща всем живым существам, а в зачаточной форме (в форме способности вступать во взаимодействие и реагировать на воздействие, "отражать" его) свойственна вообще всей природе.

Ощущение  выступает субъективным образом  предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо существующим вне сознания человека предметом или каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога, прежде всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет.

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные единичные свойства предмета  (ощущать вкус, цвет, запах, звук и  т.д.). Весьма важно то, что уже в ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые включен человек.  Ощущения одновременно зависят и от состояния органов чувств и всего организма (так, у дальтоников иные зрительные ощущения, чем у обычных людей, у больного человека - иные обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здорового, и т.п.). Но, несмотря на эту весьма сложную двойную зависимость ощущения и от объекта, и от субъекта, в процессе функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного опыта; по интенсивности ощущения мы более или менее определенно судим о том, насколько нагретым или охлажденным является предмет, как далеко он расположен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т.п.

 Специфическое  свойство человеческого чувственного  познания связано с тем, что  отдельные, конкретные ощущения, являясь составными элементами  чувственного отражения, реально,  на деле, не существуют обособленно  друг от друга: они не существуют  вне целостного образного отражения  того или иного предмета или  явления. При этом зрительные  ощущения неотделимы от слуховых и т.д.

Чувственная деятельность человека уже на ранних этапах развития человеческого общества привела к возникновению формы  целостного восприятия предмета, к закреплению и сохранению особой "способности" образа - "представлять", "давать" объективный предмет как нечто целое. Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах, в то же время действует чувственная способность синтезировать ощущения, превращать их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет «даётся» сознанию именно в своей целостно-предметной форме, то есть в виде объективной, независимой от сознания целостности. Будучи генетической предпосылкой восприятия и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения существуют преимущественно как части целостных восприятий.

Восприятие - целостный образ материального  предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия - процесс активный и по-своему творческий. Например, хотя мы можем непосредственно ощущать (видеть) только часть дома, но наше восприятие дома синтезирует в целостный образ и те части, которые в данный момент непосредственно не ощущаются. Восприятие не дает нам лишь одну плоскость, хотя непосредственно мы можем видеть только ее - перед нами дом в его объемности и целостности. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувственного познания, которая называется представлением.

«Ощущения, восприятия и представления рождаются  не при одностороннем воздействии  среды на органы чувств, а в процессе практики, в процессе очеловечивания природы, общества и в воздействии  этих очеловеченных структур на саму личность»2.

 

Роль  чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого  познания весьма велика:

Ø органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром;

Ø без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению;

Ø потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать своё внимание, свою волю и т.п.)

Ø рациональное базируется на основе того материала, который дают нам органы чувств;

Ø регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью ин-формации, получаемой органами чувств;

Ø органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многостороннее познать объекты, чтобы развивать научное познание.

Благодаря выработке способности к свободным  представлениям, связанных со словом, а также способности к сопоставлению  представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их синтезу в определённые классы стало возможным формирование особого рода представлений, фиксирующих  общие признаки вещей.

 

 

 

  1. Рациональное познание.

 

В обыденной  жизни мы постоянно имеем дело с конкретными предметами, которые существуют реально и могут быть непосредственно восприняты при помощи зрения, слуха, осязания. Но при этом мы обязательно выявляем отношения между предметами, а также фиксируем наше отношение к ним, что, например, видно в следующих простейших фразах: «Это дом», «этот дом красив», «роза красная» и т.д. Слова «дом», «красивый» уже выражают и отражают отношения между конкретными предметами и явлениями, причем отражают их в обобщенной форме. Когда мы их употребляем, мы имеем в виду некоторые определенные общие свойства, характерные признаки различных предметов и явлении, во многих других измерениях, весьма отличных друг от друга. Именно объективная общность свойств становится главным объектом познания. Прежде всего, мы опираемся на изучение реальных, конкретных предметов как материальных объектов, их действительных, объективно существующих качеств и признаков. Но одновременно происходит активный познавательный процесс: человек целенаправленно сопоставляет разные предметы, которые отнюдь не всегда непосредственно воздействуют друг на друга.

Выполняя  определенное действие с данными  объектами, и преследуя ту или  иную практическую цель, человек сравнивает их, уподобляет друг другу в каком-либо определенном отношении, оставляя в  стороне те отношения и связи, которые его в данный момент и  в данном аспекте не интересуют.

 

 Когда слово выступает в единстве с таким (более полным или менее полным, более расчлененным или менее расчлененным) знанием, оно как раз и фигурирует как понятие. Понятия - такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие знания о способах действия с данными группами предметов и явлений. Без понятий человеческое познание было бы невозможно. Если бы в ходе длительного исторического процесса человеческого познания не выработались и не закрепились такие обобщенные формы мысли, то каждый человек - в каждом поколении - вынужден был бы вновь и вновь описывать, сопоставлять и выражать отдельным словом каждую конкретную вещь, факт, явление. Пользуясь словами-понятиями, мы в сокращенной форме аккумулируем и используем итоги многовекового практического опыта человечества.

Например, наряду с понятиями «красного», «зеленого» формируется также понятие «цвета», имеющее еще более общий характер, отражающее еще более общую связь. Для его образования, очевидно, надо уже так или иначе понимать связь и различие между конкретными красными предметами и красным вообще, то есть различие и связь между отдельным и общим. Понятие "цвета" учитывает не только общие свойства всех окрашенных вещей, но устанавливает отношения между ними и между словами-понятиями, фиксирующими отношения разных цветов: «красного», «зеленого», «желтого» и т.п. Такого рода слова-понятия фиксируют общие отношения вещей и явлений, но сами они уже являются не конкретными материальными, а идеальными, обобщенными объектами познания; при этом "уровень" или степень отвлечения от конкретности материальных предметов и их наблюдаемых свойств могут быть различными.

 

Образные  формы отражения свойств предметного мира сами уже заключают в себе первые этапы и формы обобщения. При помощи понятий процесс обобщения продолжается: связь понятия со всей совокупностью вполне определенных предметов данного класса становится более опосредованной. Понятия «собака», «дерево», «стул», в отличие от соответствующих образов, могут быть лишены черт конкретности. И все же понятием (а не простым словом, простой совокупностью звуков) оно является только благодаря тому, что с его помощью мы вновь и вновь осваиваем, используем, обозначаем соответствующие объекты и их отношения. В понятии (то есть в слове, которое тесно связано с совокупностью знаний) уже обобщаются и фиксируются такие знания, которые позволяют нам практически действовать с предметами соответствующего класса. Понятия как бы дают правила, некоторую сокращенную схему чувственно-практического действия. В этом - специфическая особенность понятий, которые формируются в ходе чувственно-предметной деятельности.

Информация о работе Чувственное и рациональное познание