Что происходит с европейским историческим сознанием в условиях глобализации?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:46, творческая работа

Описание работы

«Мир движется стремительно приближается к концу», - такие слова произнес архиепископ Вульфстан во время проповеди в Йорке в 1014 г. Подобные высказывания не теряют свою актуальность и сегодня. Значит, страхи и надежды разных эпох не меняются с течением времени? Так ли уж отличается современный мир от прошлых эпох?1 Да, отличается. Более того, есть основания полагать, что мы становимся свидетелями важного исторического процесса. И перемены, которые происходят сегодня, касаются всего мира.

Содержание работы

Введение
Понятие глобализации и некоторые аспекты ее истории
Изменения в сознании европейцев в условиях глобализации
Явление американизации
Изменения, касающиеся института семьи
Влияние традиций на жизнь общества и проблема идентичности
Проблема процесса глобализации в Беларуси
Заключение

Файлы: 1 файл

Клышко Татьяна.Эссе.Глобализация.docx

— 41.90 Кб (Скачать файл)

ЕВРОПЕЙСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Академический департамент  истории

 

Программа бакалавра туризмологии и рекреации

Культурное наследие и  туризм

 

Клышко  Татьяна

Студентка I курса

 

Что происходит с европейским историческим сознанием 

в условиях глобализации?

 

ЭССЕ ПО ПРЕДМЕТУ:

«Европейское историческое сознание: прошлое и современность»

 

 

 Проверил: Новицкий В.

 

 

 

 

 

Вильнюс, 2011

ПЛАН

  1. Введение
  2. Понятие глобализации и некоторые  аспекты ее истории
  3. Изменения в сознании европейцев в условиях глобализации
    1. Явление американизации
    2. Изменения, касающиеся института семьи
    3. Влияние традиций на жизнь общества и проблема идентичности
  4. Проблема процесса глобализации в Беларуси
  5. Заключение

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

«Мир движется стремительно приближается к концу», - такие слова  произнес архиепископ Вульфстан  во время проповеди в Йорке  в 1014 г. Подобные высказывания не теряют свою актуальность и сегодня. Значит, страхи и надежды разных эпох не меняются с течением времени? Так ли уж отличается современный мир от прошлых эпох?1 Да, отличается. Более того, есть основания полагать, что мы становимся свидетелями важного исторического процесса. И перемены, которые происходят сегодня, касаются всего мира.

Наш мир развился под влиянием научного и технического прогресса, возникшего в Европе в 17-18вв. Нашу культуру сформировали идеи Просвещения, пропагандировавшиеся мыслителями и философами, которые выступали против повсеместного влияния религии, выступавшими за более рациональный подход к реальной жизни. Идеи просветителей основывались на весьма убедительном принципе. Чтобы завладеть будущим, необходимо освободиться от предрассудков прошлого. Историей мы сможем управлять в собственных целях в случае, если сможем объединить мир и себя в нем.

Карл Маркс, чьи концепции  в огромной степени основывались на идеях Просвещения, утверждал, что  чтобы творить историю, надо ее понимать. Благодаря этому принципу Маркс  и его идеи приобрели широкое  влияние в 20в. Согласно марксизму, мир станет более упорядоченным только с развитием науки и технологий.

Однако мир, в котором  мы сегодня живем, не слишком соответствует  предсказаниям Маркса. Управляемым он так и не стал, и более того, судя по всему, вышел из-под контроля. Научный прогресс, призванный сделать нашу жизнь более упорядоченной и определенной, привел наш мир к противоположному результату. Из-за развития науки и технологий возникает много проблем, сложностей и факторов риска. И все они связаны с процессом глобализации, который основательно меняет наш мир и восприятие себя в нем.

Поэтому цель моего эссе состоит в изучении влияния процесса глобализации на историческое самосознание европейцев и особенностей этого процесса в Беларуси.

Согласно цели будет решаться ряд конкретных задач:

  1. Рассмотрение последствий глобализации в Европе;
  2. Выявление существенных изменений в историческом сознании европейцев;
  3. Определение проблемы процесса глобализации в Беларуси в контексте Европы.
  4. ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И НЕКТРОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ИСТОРИИ

 

Понятие «глобализации» происходит от латинского globus– шар (всеобщий, всемирный). И хотя известно много дефиниций термина, я предлагаю согласиться с определением, предложенным Олегом Сергеевичем Галущенко, который определил глобализацию, как всемирный процесс унификации условий и образа жизни людей на основе стандартов евроатлантической цивилизации2. Нужно отметить, что глобализация также предполагает расширение и углубление социальных связей таким образом, что теперь на людей значительное влияние оказывают даже события, происходящие на огромном расстоянии от них, порой в другой части мира. С другой стороны, локальные события могут оказывать влияние на развитие всего мира, то есть могут иметь глобальные последствия. Важным аспектом глобализации является то, что все типы отношений: социальные, экономические, культурные и политические, обретают всемирный характер.

 

Глобализация, конечно же, имеет свою предысторию. И хотя истоки ее находятся в 12-13вв., когда с  началом капиталистических отношений  начался рост европейской торговли, но в полной мере процесс глобализации проявил себя в 20в., как последствие  индустриализации. Международная торговля привела к созданию мирового рынка  и вывоза капитала в начале 20в. Необходимо отметить, что впервые о глобализации заговорили как  об угрозе всему  развитию человечества, а не как  о развитии связей. К середине 20в. после двух мировых войн и создания атомного оружия, мир понял, что грядет кризис в отношениях с природой. Это породило идеи успешного предотвращения экологической катастрофы лишь при  условии усилий всего человечества, т.е. на глобальном уровне. А в конце  столетия доступность  Интернета  и прогресс технологий стал одним  из важнейших этапов в распространении  процесса глобализации. 3

 

Мне хотелось бы также отметить тот факт, что после Второй мировой войны глобализация развивалась ускоренными темпами, которые привели  к созданию многих организаций, направленных на интеграцию, например Всемирная Торговая Организация, образованная в 1995г. Но самым ярким проявлением глобализации стал, пожалуй, европейский Союз, созданный в 1992г., который предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движение труда и капитала, а также единую валюту – евро. В 1990-е гг. понятие глобализации стало существенным элементом международного политического процесса. Под ним понимается постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются капиталы, товары, услуги, новые идеи, развиваются современные институты и механизмы их взаимодействия.

Все эти события привели  к тому, что в 21в. глобализация является одной из ведущих тенденций в  развитии современного мира. При этом изменения происходят практически  во всех сферах общества: в экономической, политической, и социальной, и культурной, и духовной. Это несомненно подразумевает изменение в мировоззрении людей, а значит и в историческом сознании.

 

  1. ИЗМЕНЕНИЯ В СОЗНАНИИ ЕВРОПЕЙЦЕВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Как уже было сказано, глобализация имела множество последствий во всех сферах: экономической, политической, социальной, культурной, технологической и др.  В моем эссе неуместно рассматривать подробно все аспекты последствий глобализации, поскольку важным для меня является ее влияние на социальную сферу, а именно изменение в самосознании. Поэтому я рассмотрю лишь некоторые аспекты влияния глобализации на современное общество, в особенности на европейцев, как жителей континента, который и породил феномен глобализации.

    1. Явление американизации

Одним из важнейших, по моему мнению, аспектов связанных с глобализацией стало большое влияние США на этот процесс. Сегодня не спроста глобализацию очень часто связывают с американизацией. Несмотря на то, что многие страны сегодня вносят значительный вклад к глобализацию, но США бесспорно является лидером. Это, как мне кажется, связано с последствиями Второй мировой войны, когда США в сравнении с Европой были в более выигрышном положении и это позволило им быстрее и качественнее усилить свое влияние в мире. Значимость США на мировой арене сегодня настолько явна, что не требуется глубокого анализа для подтверждения этой позиции. Взять, к примеру, популярность американских корпораций и брендов, таких как Microsoft, Intel, Coca-Cola, Pepsi, McDonald's и прочие. Или же популяризация голливудских фильмов и американской музыки, без которых современный мир немыслим. Я думаю, что при всей простоте подхода к анализу этого феномена американизации, нельзя опровергнуть факт огромнейшего влияния и популяризации американского образа жизни, а значит и восприятия мира в странах Европы.

Ярчайшим подтверждением этому, на мой взгляд, является распад СССР. Конечно, можно предположить, что именно распад двухполюсного  мира с двумя сверхдержавами стал причиной американизации, но я считаю, что это стало не причиной, а  следствием, поскольку страны Европы, в особенности Западной, были приверженцами  американской позиции, поэтому СССР будучи «изгоем», не мог не рухнуть. Наступила эпоха глобальных СМИ, интеграции культур и экономик разных стран. А правящие режимы, основывающиеся на контроле идеологий и культуры, не смогли помешать своим гражданам смотреть западные телепередачи и слушать радиостанции. Так же, как и не смогли удержаться на мировой арене в условиях изоляции и противопоставлении себя европейскому образу жизни. Таким образом, пример СССР  доказал однонаправленность исторического процесса. Крах советского коммунизма усилил развитие технологий, распространения культуры, решения правительств о либерализации и дерегулирования экономики своих стран.

О том, в каком положении  оказались страны бывшего СССР, в  особенности Беларусь, после распада  этой державы будет сказано немного  ниже, о сейчас мне бы хотелось обратить внимание на то, что не только такие  глобальные примеры в истории  доказывают изменение в сознании людей в условиях глобализации. На повседневную жизнь глобализация оказывает не меньшее влияние, чем на события мирового масштаба. Важны изменения, касающиеся таких сфер общества, как религия, традиции, семья и социальное положение мужчин и женщин.

    1. Изменения, касающиеся института семьи

На мой взгляд, весьма естественно то, что институт семьи  одним из первых ощущает на себе последствия изменений в общественном сознании. Это настолько чуткий к  восприятию нового «организм», что  вполне закономерно то, что в условиях глобализации значительные изменения коснулись и его.

Так, например, значительным последствием глобализации стало изменение  положения мужчин и женщин в семье. В большинстве регионов мира женщины  претендуют на все большую самостоятельность, чем это было раньше; число работающих женщин неуклонно растет.  Глобализация затрагивает традиционный образ жизни и культуру большинства регионов мира. Традиционная семья оказалась под угрозой, ее характер меняется, и эти изменения будут продолжаться. Равноправие полов вызвано принципом важной составляющей глобализации -  демократии, которая стала одной из важнейших и вдохновляющих идей 20в. Многие из перемен, происходящих с институтом семьи, носят неоднозначный характер и связаны с большими трудностями, поскольку от влияния прошлых идеологий очень сложно освободиться. Но уже сегодня лишь очень немногие сегодня согласятся вернуться к традиционной роли мужчин и женщин в семье или к юридически закрепленному неравенству. Кроме того пересмотр прав и роли женщин в обществе стал толчком к таким важным процессам, как пересмотр всей истории человечества и вклада женщин в нее.4 Я считаю, что этот аспект глобализации является очень важным шагом на пути перехода от полностью патриархального общества к обществу, где роль мужчин и женщин является равной.

    1. Влияние традиций на жизнь общества и проблема идентичности

Продолжая тему устойчивости различных традиций в обществе, нельзя не упомянуть еще один важный аспект глобализации. А именно то, что в Европе сегодня от влияния традиций освобождается и религия. Неоспорим факт того, что мы живем в секуляризированном обществе, которое не регулируется больше религиозной традицией. Сегодня Европа перешла к светской модели общественного устройства на основе рациональных норм. То есть сегодня человеку приходится жить в условиях самостоятельности и большей открытости. Речь  идет об освобождении человека от ограничений прошлого для того, чтобы конструктивно жить и развиваться самостоятельно и свободно.

И здесь мне бы хотелось отметить очень важное следствие  из перечисленных мной последствий  глобализации в Европе. Когда влияние традиций ослабевает, меняется и сама основа самоидентификации – ощущения себя как личности. В условиях традиционного общества ощущение себя как личности поддерживалось за счет стабильности социального положения в рамках общества. Когда традиции теряют силу, человек вынужден гораздо активнее  создавать себя как личность в условиях свободного выбора.

Итак, появляется важная проблема исторического сознания европейцев, а именно проблема идентичности. Проблема идентичности отдельных людей  и  целых народов, специфична. Теоретически, идентичность способна измениться, но процесс этот не обязательно безболезненный. И глобализация, несомненно, требует  того, чтобы Европа пересмотрела понятие  идентичности, которое сегодня определяется принадлежность человека к определенной нации. Для того, чтобы завершить процесс глобализации, на которую сегодня направлено столько сил, необходимо принять новое понятие идентичности. Мне бы хотелось процитировать Баумана, который писал, что «…среди потрясений, которыми отмечена жизнь нынешнего поколения, потрясений, которые могут оказаться родовыми муками того, что Кант назвал всеобщим объединением человечества (allgemeine Vereinigung der Menschheit), задача состоит в том, чтобы изобрести человечество»5. Я абсолютно согласна с такой позицией, поскольку считаю, что у европейских наций сегодня есть два пути решения этой проблемы: изоляция либо интеграция, которую имел в виду Бауман. Попытки сохранить идентичность путем противопоставления себя другим нациям, то ест путем изоляции, могут дать кратковременный результат, поскольку процесс глобализации уже остановить не возможно, к нему можно лишь приспособиться. Поэтому я считаю, что второй вариант предпочтительней и более вероятен с позиции сегодняшнего дня. На мой взгляд, мир пришел к той стадии развития, когда пришла пора создавать «человечество».

Информация о работе Что происходит с европейским историческим сознанием в условиях глобализации?