Что представляют собой социальные институты. Какую роль они играют в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Социальная философия или «социология» это понятие ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, эта наука должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.

Содержание работы

I .Введение
II. Основная часть
1) Определение понятия «социальный институт»
2) Типология социальных институтов
3) Функции социальных институтов
III. Заключение

Файлы: 1 файл

Философия_Контрольная работа.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

К основным характеристикам семьи относят прямой контакт между её членами, межличностное и взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов и социальных норм.

Брак – это исторически меняющаяся форма социальных отношений между людьми, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Существует три основных формы брака – полигамия (брак между одним и несколькими индивидами), моногамия (между двумя людьми)  и  групповой брак (между несколькими мужчинами и женщинами).

Ведущей формой брака сегодня является моногамия. Формы полигамного брака многообразны. Самой распространённой формой является пробный брак. Его продолжительность – от одной недели до пятнадцати лет. Например. в Скандинавских странах средняя продолжительность его составляет двенадцать лет. После  этого  отношения оформляются. Вне зависимости от того, церковный это брак или заключённый представителями закона, на Западе больщинство представителей среднего и выше классов свои отношения регулируют брачным контрактом, в котором оговаривают условия связанные с владением имуществом, разводами, воспитанием детей и прочее.

В последние годы появилась разновидность контрактного брака как договорной, в нем кроме вышеперечисленных параметров оговариваются практически все условия существования брака: на сколько лет заключается; как будет продлеваться, должны ли супруги делать заявления или же он продолжается автоматически; что вносит каждый из супругов в семью и т.д.

Образование — это совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знания. Это форма деятельности личности, которая предшествует всем другим видам. Без развитой системы образования не может быть серьезных достижений ни в одной сфере общественной жизни, образование является одним из важнейших компонентов духовной культуры общества, составляющих его фундамент.

Выделение особого института образования началось в доиндустриальном обществе на основе расширения и углубления общественного разделения труда, развития сословного неравенства и государственной системы с целью обеспечения специальной подготовки представителей привилегированных слоев общества. Остальная масса людей усваивала тогда необходимые ценности и знания в семье и в процессе производственного обучения (ученики, подмастерья и др.). В средневековой Европе возникают религиозные школы и первые университеты, в которых мог обучаться лишь узкий круг людей из богатых и высших сословий.       

Подлинная образовательная революция произошла лишь после Великой французской революции в индустриальных обществах, когда в передовых странах был создан и утвержден особый социальный институт образования, переставший быть элитарным и приобретший массовый, демократический, доступный для многих характер.

Еще больший размах и несравненно более высокий уровень система образования приобрела в XX в., особенно во второй его половине, когда под воздействием требований научно-технической революции и современного промышленного производства резко повысилась общественная потребность в квалифицированных кадрах. В этот период серьезно повышается культура и изменяется образ жизни людей, не только начальное и неполное среднее, но и полное среднее образование становится во многих странах массовым и обязательным, резко расширяется система среднего специального и высшего образования и т.д. Неслучайно, что в 1960-е гг. глубокие культурно-образовательные реформы охватили почти все индустриально развитые страны мира

. В предмет социологического анализа институтов культуры входят: учреждения культуры (киностудии и кинотеатры, театры, клубы, библиотеки, музеи и др.), культурные традиции, обычаи, обряды, ритуалы, социальную преемственность в культуре и т.д.

Один из наиболее древних и широко распространенных (по охвату населения) социальных институтов — религия. Ее значимость как социального явления была очевидна для всех классиков социологии, начиная с О. Конта. Однако наибольший вклад в социологическую разработку проблем религии внесли К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Этот вклад определяется не только содержательной насыщенностью концепций, но и влиянием на последующее развитие социологической мысли и практическую деятельность в отношении религии, осуществлявшуюся в странах с различным общественным и государственным строем.

 Считая религию объективно  неизбежным социальным явлением, К. Маркс рассматривал ее как  искаженное и фантастическое  отражение в сознании людей  господствующих над ними природных  и социальных сил. Характеризуя  религию как «опиум для народа», он подчеркивал ее социальную роль в качестве средства и инструмента обслуживания интересов господствующих классов, усиления эксплуатации трудящихся.

 

Эта концепция религии достаточно сильно повлияла на многие коммунистические и социалистические теории. Естественно, в большинстве социалистических стран отношение к ней было резко отрицательным, и церковь подвергалась различным гонениям и притеснением.

 Принципиально иные социологические подходы, получившие в будущем наибольшее распространение, были сформулированы Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Дюркгейм («Элементарные формы религиозной жизни», 1912) обратил особое внимание на интегративную роль этого социального института, поскольку принятие людьми религиозных ценностей, норм, отправление обрядов способствовало их социальной сплоченности, стабильности общества.

 Институт религии характеризуется  двумя взаимосвязанными уровнями  — ценностно-нормативным и поведенческим. Первый — это совокупность  верований, символов, предписаний в  отношении тех явлений и предметов, которые называют священными; второй — это поведение верующих, отправления культа, содержание которого определяется имеющимися в данной религии ценностями и нормами. Основным социальным институтом религии является церковь.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

    

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов , как конвертация валюты, защита частной собственности ,профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.      

3). Функции социальных институтов

 

Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Они делятся на общие и специфические функции.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

 Среди общих функций необходимо упомянуть ещё две. Это регулятивная и интегративные функции.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

Интегративная включает в себя процесс взаимозависимости взаимоответственности членов социальных групп.

 Наряду с общими существуют и специфические функции, т.е.такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например:

 воспроизводство новых поколений (институт брака и семьи) реализует  совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации родильные дома, сеть медицинских учреждений и др.);

 добывание средств существования осуществляет социальный институт производства;

 наведение и поддержание порядка в обществе осуществляет социальный институт государства;

открытие и передача новых знаний осуществляются социальным институтом наука и образования,

отправление ритуалов и помощь людям в решении духовных проблем осуществляются социальным институтом церкви;

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.

Социальный институт здоровья отвечает за поддержание здоровья населения, политические институты ведают организацией политической жизни, социальный институт права выполняет функцию по разработке правовых документов и ведает соблюдением законов и правовых норм т.д.

 

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования – готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества.

Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными, всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону.

Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.

    

      

.

 

 

 

 

 

 

III. Заключение

 

Социальный институт - это  гигантская социальная система, существующая исторически длительное время, удовлетворяющая фундаментальные потребности общества.

 Социальный интитут представляет  собой  большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал ,аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п.      Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

      

Список литературы

 

  1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. – М.. ПЕР СЕ, 2003.
  2. Грядовой Д.И. Основы философских знаний: Учебник. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  3. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М., 2000.
  4. Социология: Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. – М., 1999.
  5. Социология: Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. – М., 1996.
  6. Философия6 Учебник.  под ред. В.Н. Лавриненко. – М., Юрист,2011.

 

 

 

 


 



Информация о работе Что представляют собой социальные институты. Какую роль они играют в жизни человека и общества