Человек в системе социальных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 10:28, реферат

Описание работы

Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. В материалистической трактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

Содержание работы

1. Введение
2.Современные тенденции социального расслоения и их влияние на положение человека в обществе
3. Философское понимание общества
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

Философия истории. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития. Философия истории представляет собой раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания.Этот термин впервые был употреблен в 18в. Вальтером. Но это не означает, что он является основателем этого направления.

В середине 19в. возник и укрепился  материалистический подход к изучению и пониманию истории. Общество рассматривалось  как постоянно развивающаяся  система со специфической системой организации. Материалистическая направленность философии истории продолжили авторы ряда концепций, объединенных общим  названием «концепция индустриализма». Формационная концепция. Разработана Марксом. Успех этой концепции был определен системных подходом к пониманию общества и правильным выбором его системообразующих компонентов. Этим компонентом Маркс считал сферу материального производства, которое определяет все другие сферы жизнедеятельности общества: социальную, духовную, политическую. Опираясь на эту идею, Маркс в 1850-е гг. начал разрабатывать теорию общественно-экономических формаций. С его точки зрения, человечество в своем развитии проходит определенные, закономерные и исторически длительные этапы. Их он назвал формациями. Формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Она характеризуется прежде всего господствующим в обществе способом производства, которое определяет все другие стороны социальной жизни. Сделанные Марксом открытия, что производственные отношения являются фундаментом всех остальных отношений и общества в целом, положило дорогу к созданию формационной теории, т.е. Маркс принимает экономические отношения как основные. Маркс выделил в истории общества 4 формации: 1) первобытно-общинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая. Исходя из идеи о естественно исторической смене формации, Маркс предсказал появление новой коммунистической формации.

Во 2-й половине 20в. появляется цивилизационная концепция.

Цивилизационная концепция. Понятие «цивилизация» было введено  в 18в французом. Согласно этой концепции, исторический процесс предстает  последовательной сменой самобытных и  исторически приходящих цивилизаций, число которых у разных авторов варьируется от 8 до 21. Каждая цивилизация рассматривается как самостоятельный уникальный феномен, не связанный с другими, и проходящий в своем развитии последовательно фазы роста, надлома и разложения. Жизнеспособность цивилизации определяется развитием духовных основ народа. Эту концепцию продолжил Гарвардский профессор.

 

Общество на любой ступени  его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение  множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный  и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов  и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется  не "сам по себе", не как отдельный  индивид, а как представитель  социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма ("Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

Понятие "общественное отношение" некоторыми философами рассматривается  в качестве основной элементарной частицы  общества наряду с такими понятиями  как "социальный субъект" и "социальная деятельность". Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

Понятие "общественные отношения" употребляются в двух смыслах: в  широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и  реализуются в обществе, и в  узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно  общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные  и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов . Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

 

Общество представляет собой  сверхсложную систему разнообразных  общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии  оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить  все общественные отношения на два  больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и  в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в  процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща  объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане соотнесения общественного  сознания с индивидуальным сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются , предварительно "проходя через сознание" людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь.

С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются  как первичные, а духовные отношения - как вторичные. Тезис о первичности  материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует  понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно  из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.

Деление общественных отношений  на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов  включает в себя множество видов. Классификация материальных отношений  осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения  и т.д.), в основу классификации  духовных отношений кладется структура  общественного сознания его формы (тогда выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.).

При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой  человека как общественного субъекта. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных  крупных сфер общественной жизни  позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Список использованной литературы

1.Беляева Л.А. И вновь о среднем классе России//СОЦИС. 2007.

 

2.Беленький В.Я. Российский высший класс: проблема идентификации//СОЦИС. 2007.

 

3.Голенкова З.Т. Игитханян С.Д. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни//СОЦИС. 2006.

4.Руткевич М.Н. Социальная структура. М., 2004.

 


Информация о работе Человек в системе социальных связей