Человек как уникальное существо: основная идея философии экзистенциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 06:35, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что философия существования играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии и литературы ХХ века. Она характеризуется тем, что направлена и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Однако, нужно отметить, что философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создаёт своё особое учение, отношение к человеку и его сущности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Экзистенциализм: основные проблемы философии…………………….…..4
2. Существование человека и его сущность как основная идея философии экзистенциализма………………………………………………………………....8
3. Проблема бытия человека и бытия мира……………………………………12
4. Человек как уникальное существо: основная идея философии экзистенциализма………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Реферат по философии - Философия экзистенциализма.docx

— 49.57 Кб (Скачать файл)

Этот подход к миру как абсолютно враждебному по отношению к «Я» в философии XX века обосновывается на разных уровнях рассуждения и во множестве философских идей. Так, разбирая категорию «повседневное бытие-вместе-с другими». Хайдеггер считает самым важным ввести «экзистенциал», который он обозначает написанным с большой буквы немецким неопределённо-личным местоимением «Man» и разъясняет через понятия «усреднённость», «выравнивание» и т. д. Экзистенциальная философия в данном отношении была и до сих пор остаётся реакцией на тенденцию стандартизации, которая стала особенно мощной в XX веке и проявилась в самых различных областях – в производстве, повседневном быту, в идеологии и культуре. 

Хайдеггера в нашей литературе подчас критиковали следующим образом: Man – категория, относящаяся к капиталистическому обществу; Хайдеггер же придаёт ей абстрактный внеисторический смысл. Но экзистенциалист применяет подобный приём но принципиальным соображениям, ибо полагает, и не без оснований, что необходимость – и опасность – уподобления, усреднения заключает в себе всякое, в сущности, человеческое совместное бытие. Действительная ограниченность хайдеггеровской концепции Man состоит в том, что повседневное бытие человека вместе с другими людьми Хайдеггер рассматривает сугубо негативистски. Он не видит богатства его противоречивых аспектов: ведь мы учимся от других и учим их; они влияют на нас – мы влияем на них; а главное: не иначе, чем в общении с другими, мы отстаиваем, развиваем, познаём своё «Я», а они – своё «Я» и т. д.

Одним словом, взаимодействуя с другими людьми, человек не только идёт навстречу общему, всеобщему, усредняющему, но и обнаруживает индивидуально-неповторимые черты своей личности, своего бытия, борется за них, закрепляет их.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы выяснили, что основная направленность философии экзистенциализма – проблема бытия человека в этом мире.  
Экзистенциалисты делали вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Они видели смысл философии не только и не столько в констатации отчуждения, а тем более не в «оправдании» и увековечивании настроений страха и покинутости. Им представлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, если не преодолеть их – что не всегда возможно, – то, во всяком случае, искать и находить своё «Я», смысл своей жизни в самых трагических, «абсурдных» ситуациях.

Распространённое мнение о том, что экзистенциалисты и философы других «антропологических» направлений рассматривали индивида в изоляции от общества и что они вовсе не занимались социальным анализом, неверно. Социальным размышлениям в философии человека XX столетия отведена существенная роль – они либо вплетены в общее философское осмысление человека, либо выливаются в самостоятельные произведения по социально-философским и социально-политическим вопросам, либо воплощаются в образах и коллизиях художественных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

2. Бердяев Н.  А. Смысл творчества // Философия свободы. – М., 1989.

3. Бердяев Н. А. Я и мир объектов // Философия свободного духа. – М., 1994.

4. Буржуазная философская антропология ХХ века. – М., 1986.

5. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного // Введение к работе М. Хайдеггера «Исток художественного творения». – М.: Искусство, 1991.

6. Гайденко П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. – М.: Политиздат, 1991.

7. Западная философия ХХ века. – М., 1994.

8. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. М. Мапельман, Е. М. Пенькова. – М.: ПРИОР, 1997.

9. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002.

10. Руткевич А. Философия А. Камю // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М.: Политиздат, 1990.

11. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989.

12. Суханцева В. К. Мартин Хайдеггер вопрошающий о культуре. – Луганск, 2001.

13. Философия XX века: Учебное пособие. – М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997.

14. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997

15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991

 

 

 


Информация о работе Человек как уникальное существо: основная идея философии экзистенциализма