Человек и культура в психоанализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2015 в 16:32, реферат

Описание работы

В самом общем смысле - это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание - это еще не вся психика и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
1.Социальная динамика………..……………………………………………...4
1.1 Источники и факторы социальной динамики…………………………4
1.2 Субъекты и движущие силы социальной динамики………………….8
Заключение……………………………………………………………………..10
2.Схема структуры общественного сознания………………………..…….13
3.Кроссворд на тему «История философии»………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Сурс философия мой.docx

— 186.42 Кб (Скачать файл)

     Так создается  впечатление, что культура есть  нечто, навязанное противящемуся  большинству меньшинством, которое  ухитрилось завладеть средствами  власти и насилия.

...Этому психологическому  факту принадлежит определяющее  значение при оценке человеческой  культуры. Если в начале еще  можно было думать, что главное  в ней – это покорение природы  ради получения жизненных благ  и что грозящие ей опасности устранимы, то теперь центр тяжести переместился, по-видимому, с материального на душевное.

    Таким образом  культура есть определенная «плата»  отдельного человека за выгоды  совместной жизни; вместе с тем  культура необходима обществу  как средство подавления влечений  отдельного человека в интересах  большинства общества. Люди не  имеют спонтанной любви к труду  и требуется определенная доля  насилия над теми, кто не хочет  ради труда ограничивать свои  влечения...

     Новые поколения, воспитанные с любовью и приученные высоко ценить мысль, заблаговременно приобщенные к благодеяниям культуры, по-иному к ней и отнесутся, увидят в ней свое интимнейшее достояние, добровольно принесут ей жертвы, трудясь и отказываясь от удовлетворения своих влечений, как то необходимо для ее поддержания. Они смогут обойтись без принуждения и будут мало чем отличаться от своих вождей. А если ни одна культура до сих пор не располагала человеческими массами такого качества, то причина здесь в том, что ни одной культуре пока еще не удавалось создать такой порядок, при котором человек формировался бы в нужном направлении, причем с самого детства.

Соответствующий эксперимент еще не осуществлен.

...Мера интериоризации предписаний культуры популярно и ненаучно выражаясь, нравственный уровень ее участников, – не единственное духовное благо, которое надо принимать в расчет при оценке культуры. У нее было и другое богатство – идеалы и творения искусства. ...Другого рода удовлетворение доставляет представителям того или иного региона искусство. Искусство, как мы давно убедились, дает  эрзац-удовлетворение, компенсирующее древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым как ничто другое примеряет с принесенными им жертвами Кроме того, художественные создания, давая повод к: совместном)' переживанию высоко ценимых ощущений, вызывают чувства идентификации. -которых так остро нуждается всякий культурный круг служат они также и нарциссическому удовлетворению, когда впечатляющим образом? напоминают с себе в идеалах. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психоанализ в значительной мере повлиял на развитие всей западной цивилизации. Понимание того, что на поведение человека влияют факторы, лежащие вне сферы его сознания и находящиеся в лучшем случае под частичным контролем, прибавило здравомыслия в оценке как окружающих, так и самих себя. История предлагает обильные доказательства того, сколь ненадежны устои морали, которые сдерживают примитивные, порочные и преступные импульсы, таящиеся в глубинах психики человека. С другой стороны, психоанализ показал, что мы одновременно и более моральны, и более аморальны, чем предполагали ранее. Эта изменившаяся картина человеческой мотивации и психологии сыграла важную роль в изменении социальных установок в западном мире, особенно в отношении таких вопросов, как сексуальные нравы, правосудие и, более того, все социальные и политические институты, рассматриваемые как 'области приложения' человеческой психологии. Психоаналитические принципы наглядно представлены в мифах, сказках и фольклоре, которые прямо отражают детские фантазии об исполнении желаний, например фантазию ребенка о том, что он был оставлен родителями благородного происхождения и воспитан 'ненастоящими' родителями. Практически в каждой культуре существует миф о ребенке, который был брошен в поле, где его нашли крестьяне или звери, или пущен вниз по реке, откуда его спасли бедные пастухи. Эта тема, столь часто выявляемая в психоаналитической ситуации, начинает появляться, когда ребенок постепенно отдаляется от родителей, обычно из-за невозможности удовлетворить эдиповы желания. В подобных фантазиях истинные родители всячески очерняются, и в то же время путем отрицания кровнородственных отношений ребенок получает возможность уйти от чувства вины по поводу инцестуозных желаний. В дальнейшем вытесненные детские желания включаются в мифы или связываются с героическими историческими личностями и таким образом получают прямое или косвенное оправдание. Мифы, как и религиозные ритуалы, имеют большое воспитательное значение, так как помогают человеку с детства усвоить нравственные нормы сообщества. Через идентификацию с мифологическим героем индивид может бессознательно удовлетворить запретные импульсы детства, и в то же время идеальные качества мифологического героя служат ему образцом для подражания. Религия как социальный институт выполняет сходную функцию, отвечающую потребности общества в том, чтобы каждый его член соотносил свои желания с более общими целями. Психоаналитическое исследование позволило установить, что некоторые механизмы, посредством которых индивид пытается побороть бессознательные антисоциальные, инцестуозные, отцеубийственные, каннибалистские, извращенные или агрессивные желания, находят отражение в любой религиозной практике и религиозных ритуалах как в примитивных, так и в развитых сообществах. Религиозные ритуалы могут служить мощным инструментом трансформации импульсов 'Оно' и усиления идентификации 'Я' в соответствии с моральными ценностями общества. Социальная структура формируется и поддерживается эротическими и нарциссическими влечениями к фигуре идеального вождя, который в результате служит объектом массового переноса (трансфера). В литературе и искусстве глубоко вытесненные конфликты и тайные фантазии, которые тщательно затушевывались или даже не упоминались в произведениях прошлых веков, теперь благодаря психоанализу выражаются открыто и встречают понимание. Значение психоанализа было оценено художниками и теми, кто изучал гуманитарные дисциплины и науки об обществе, намного раньше, чем представителями фундаментальной науки и философии. Тема бессознательной мотивации и защитного искажения влечений неизменно присутствует в наши дни в работах литературных критиков и историков искусства, а также в сочинениях биографического жанра. Психоаналитические подходы оказали влияние и на социальные науки. Открытие универсальности эдипова комплекса и инцестуозных табу предлагало новое понимание примитивных систем родства и общей природы социальной организации. В полевых исследованиях, проведенных этнографами, знающими психоаналитические теории и методологию, было собрано множество фактов, связанных с сексуальной идентификацией, ролевыми моделями, динамикой воспитания детей и формирования характера, смыслом церемоний инициации, значением ритуалов в анимистических и религиозных культах. Психоаналитические понятия и методы успешно прилагались и к проблемам социальных отношений в технически развитых обществах. Изучение взаимовлияния между конфликтами, характерными для разных фаз индивидуального развития, и опытом взросления в определенной культуре породило новую науку - этнопсихологию. Аналогичное изучение взаимозависимости между конфликтами в жизни одаренных лидеров и национальным историческим контекстом дало жизнь еще одной дисциплине - исторической психологии. Кроме того, некоторые результаты психоаналитических исследований оказалось возможным экстраполировать на такую область, как связи между людьми и психологические механизмы, приводящие к групповому взаимодействию и сплоченности. В частности, на основе этих данных были разработаны представления о 'групповой динамике', широко используемые в анализе функционирования малых групп, различных объединений и национальных политических движений. Вслед за психиатрией и психологией влиянию психоаналитических принципов в значительной мере подверглась и деятельность социальных служб, работники которых при оценке нужд клиента и в своих контактах с ним тоже стали учитывать динамику сознательного и бессознательного. Во многих случаях исчезает различие между социальной работой и психотерапией. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Схема  структуры общественного сознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Кроссворд по теме : «История философии»

 

 

                                   

11в

                                   

о

               

о

т

е

с

к

ь

е

 

л

                   

е

             

ь

а

т

у

р

ф

и

о

с

о

ф

и

я

       

т

             

о

   

к

       

12ф

   

е

о

п

е

р

н

и

к

 

10ш

о

п

е

н

г

а

у

э

р

             

к

   

н

       

л

     
         

       

ф

 

13а

 

15в

е

д

ы

 
     

 

э

       

у

 

н

   

с

     
     

а

 

а

н

т

 

ц

 

а

           
     

р

 

о

       

и

 

к

           
     

о

н

ф

у

ц

и

а

н

с

т

в

о

     
     

с

           

н

 

и

           
     

и

   

14а

н

а

к

с

и

м

а

н

д

р

   
     

з

           

т

 

е

           
     

м

           

в

 

н

           
                   

о

               
                                     

 

Вопросы по горизонтали:

1)Учение о природе, свободных  от подчинения теологическим умозрениям

2)Ученый, открывший гелиоцентрическую систему

3)Один из первых по времени деятелей французского Просвещения, автор работы «Дух законов»

8)Родоначальник немецкой классической философии

9)Этико-политическое учение, основоположником которого является Конфуций

10)Один из первых  крупных представителей буржуазного иррационализма, немецкий философ, автор «Мир как воля и представление»

14)Подобно Фалесу, своему учителю и старшему современнику, интересовался  вопросами строения мира, географии, физики, происхождения жизни и человека.

15)Древнейший  памятник индийской литературы

 

По вертикали:

 

4)Крупный представитель  английского материализма, продолжатель  Бэкона и Гоббса

5)Учение Маркса  и Энгельса

6) «Ортодоксальная»  идеология феодального Китая

7)Родоначальник  опытной науки и материалистической  философии нового времени

11)Один из  великих писателей Франции, психолог, философ культуры и философ  истории, автор философского произведения  «Философский словарь»

12)Первый милетский  философ, он соединил практическую  деятельность с глубоким изучением  природы

13)Милетский  философ, развил новые представления  о мире

 

Ответы:

 

По горизонтали:

По вертикали:

1. натурфилософия

2. Коперник

3. Монтескье

8. Кант

9. конфуцианство

10. Шопенгауэр

14. Анаксимандр

15. Веды

4. Локк

5. марксизм

6. неоконфуцианство

7. Бэкон

11. Вольтер

12. Фалес

13. Анаксимен


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1)Калмыков В.Н.Философия. Пособие для студентов. Часть 1.Гомель, Белорусское Агентство  научно-технической и деловой  информации,1996. – 242 стр.

      2) Калмыков В.Н.Философия. Пособие для студентов. Часть 2.Гомель, Белорусское Агентство  научно-технической и деловой  информации,1996. – 237 стр.

      3) http://psychowwed.narod.ru/wwedenie.htm

      4) http://www.psychol-ok.ru/lib/zimin_v/htp.html

      5) К.Л. Эйзерик «Фрейд: массовая психология, психоанализ и культура», 2006 год

      6)Краткий очерк истории философии. Под  ред.  М.Т.Иовчук, Т.И.Ойзермона, И.Я.Щипанова. Второе, переработанное издание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Человек и культура в психоанализе