Чаадаев Петр Яковлевич "Философские письма"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:02, доклад

Описание работы

Без имени оригинального русского мыслителя Петра Яковлевича Чаадаева нельзя оценить своеобразие развития национального самосознания первой половины 19 века, трудно понять особенности русской культуры этой эпохи. Он оказал определенное влияние на развитие философии, публицистики и литературы. Чаадаев одним из первых остро и самобытно поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, и способствовал образованию славянофильского и западнического направлений в русской общественно-литературной мысли.

Файлы: 1 файл

хороший.doc

— 48.13 Кб (Скачать файл)

Вступление

Без имени оригинального русского мыслителя Петра Яковлевича Чаадаева нельзя оценить своеобразие развития национального самосознания первой половины 19 века, трудно понять особенности русской культуры этой эпохи. Он оказал определенное влияние на развитие философии, публицистики и литературы. Чаадаев одним из первых остро и самобытно поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, и способствовал образованию славянофильского и западнического направлений в русской общественно-литературной мысли.

 

Перед тем как перейти непосредственно к анализу философских построений, я хотела бы представить Петра Яковлевича как личность, личность незаурядную и интересную. Уделим внимание некоторым фактам его биографии, которые несомненно оказали влияние на характер произведений мыслителя, а также атмосфере, царившей в России в тот период.

 

Личность Петра Яковливеча Чаадаева

Чаадаев Петр Яковлевич (1794 - 1856) - рус. мыслитель и общественно-политический деятель. Принадлежал к одной из наиболее знатных русских фамилий.

Особенно мне хочется упомянуть его деда М.М.Щербатова, также как и внук, увлекавшегося публицистической деятельностью, поскольку их обоих занимали сходные проблемы: своеобразие исторического сосуществования и взаимодействия России и Европы.

 

Петр Яковлевич получил блестящее для своего времени образование в Московском Университете, с ранних лет он поражал окружающих необыкновенным умом, многосторонней начитанностью и стремлением к постоянному самообразованию.

Однако Чаадаев вовсе не был гением "не от мира сего", и ошибочным будет мнение о нем, как о исключительно научном человеке.

Представим себе его, сочетавшего редко совместимые качества : интеллектуал, знаток философии, истории, языков и храбрый воин; вдумчивый исследователь и первый красавец, лучший танцор в городе. Тем более странными будут казаться нам его произведения. Абсолютно непонятно, почему человек, имевший имя и успех в обществе, способный построить неплохую военную карьеру, вдруг добровольно обрекает себя на изгнание, почему он так негативно высказывается о своем отечестве, казалось бы, благосклонном к нему, как к гражданину.

 

Переломные моменты в жизни философа

В жизни Чаадаева было несколько важных событий, которым следует уделить внимание. Во-первых, это война 1812 года, на которую он ушел "с университетской скамьи", и вся последущая военная карьера, точнее ее завершение.

 

Следующим важным моментом является участие Чаадаева в массонских и декабристских обществах. Не числясь формально в декабристском "Союзе спасения", преобразованном в 1818 году в "Союз благоденствия", Петр Яковлевич находился в тесном общении с его основателями, особенно с университетским и боевым товарищем Якушкиным.

 

И наконец, самым важным фактором, оказавшим влияние на становление Петра Яковливеча как философа стало то, что на рубеже 1820-1821 годов Чаадаев испытал "великое разочарование" в перспективах, рисовавшихся его честолюбивому уму, и собирался покинуть Россию - быть может, навсегда.

 

Именно под влиянием перечисленных мной событий в ходе этого путешествия Чаадаев сформировал в себе то мировосприятие, которое философ и литературовед М.О.Гермензон назвал - "социальным мистицизмом", выраженное в восьми "Философических письмах", а также меннее масштабных произведениях.

 

История «Философических писем»

 

 Скандальное первое Философическое Письмо попало в печать почти случайным образом. Один из друзей Белинского (Станкевич) прочел Письма и заинтересовал ими Белинского, который тогда был главным сотрудником "Телескопа". Письмо Белинскому понравилось. Мне встретились две версии дальнейшего развития событий: по одной из них, Белинский сам попросил у Чаадаева разрешения напечатать Письмо. По другой, это Чаадаев обратился к Белинскому с просьбой о публикации. Так или иначе, Письмо было опубликовано в "Телескопе", журнале, издававшемся Н.И. Надеждиным в 1831-1836.

После публикации первого из писем Чаадаева «Телескоп» был закрыт, его редактор профессор Московского университета Надеждин сослан, а цензор, разрешивший это письмо, уволен. Что касается самого Чаадаева, то он был объявлен Николаем I сумасшедшим и подвергнут домашнему аресту. Всю оставшуюся жизнь он был под жандармским надзором. Остальные письма, сочиненные Чаадаевым, были опубликованы только в XX веке.

 

Реакцию властей и общества на свое произведение Чаадаев переживал довольно болезненно.

Любить свою родину, считает он, это не значит не замечать ее недостатков. Какой же философией руководствовался Чаадаев, утверждавший, что Россия призвана дать урок другим народам, как не нужно жить?

 

О письмах:

 

"Философические письма" - один из первых русских самобытных философско-исторических трактатов. "Письма" анализируют сложный комплекс философских и исторических проблем, анализируют развитие русского общества. Общественное значение "Писем" было огромным, они оставили неизгладимый след в русской культуре, определив в известной мере ее последующее развитие. Их идеи сохранили свое значение и для наших дней.

Философические письма были написаны им в период 1828 - 1830 гг. В своих Философических Письмах Чаадаев непосредственно и эмоционально общается с читателем, и, возможно, это одно из объяснений фурора, возникшего вокруг напечатанного Первого Философического Письма.

Судьба этой работы Чаадаева тесно переплетается с судьбой его собственной.

Письмо первое рассматривает место России в отношении к всеобщему историческому развитию. И, сравнивая нашу историю с историей других народов, Чаадаев приходит к выводу: "Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру". По мысли Чаадаева, народы - такие же нравственно совершенствующиеся существа, как люди. Каждый народ имеет собственную миссию и призван воплотить в жизнь определенную часть божественного замысла.

Россия же, по мнению философа, не имела даже того ценнейшего периода, когда у других наций была пора "великих побуждений, великих свершений, великих страстей". Наша эпоха, соответствующая этому времени, была отмечена только "тусклым и мрачным существованием". Чаадаев приходит к выводу, что вообще вся российская история - не развитие, а непрекращающийся застой. Русский народ не имеет добрых традиций, какими горды и славны европейцы. И даже явные достоинства русских, то, что превозносят иностранцы - есть "своего рода беспечная отвага". Т.е. кажутся Чаадаеву вывернутыми наизнанку пороками. Россияне кажутся философу людьми безнадежными: "…всем нам не хватает какой-то устойчивости, какой-то последовательности в уме, какой-то логики… В лучших головах наших есть нечто, еще худшее, чем легковесность". Комментируя популярную (тогда, как и сейчас) идею о том, что Россия должна синтезировать в себе восточное и западное мышление в нечто универсальное, Чадаадев убеждает читателя: на самом деле наш народ просто лишен достоинств и того, и другого менталитета. "Ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины…". Чаадаев утверждает также и религиозную убогость России. Он полагает, что Россия сделала неверный выбор, что православие - религия уже отжившая, доставшаяся нам от людей растленных. Гораздо достойней в его глазах выглядит католицизм, как религия, в гораздо большей степени облагораживающая жизнь верующих. Невеселый вывод Письма таков: несмотря на все ужасы современной ему Европы, "все же царство Божие в известном смысле в нем действительно осуществлено", а в России сколько-нибудь нравственной, достойной жизни нет и не предвидится.

 

 

 Письмо действительно потрясло современное Чаадаеву общество. Оно шокировало людей искренним разочарованием умного человека во всем, что ему было дорого.

Мысли, подобные изложенным в Первом Философическом Письме, ранее уже высказывались современниками Чаадаева. Отчаянный, безнадежный взгляд на соотечественников и нелестное сравнение их с другими народами - черта не только нашего времени, тогда тоже многие ругали свою страну в отсталости от Европы.

Первое «Философическое письмо» так и осталось единственным опубликованным при жизни произведением Чаадаева. Остальные работы философа стали доступными широкому кругу читателей лишь спустя много лет после смерти автора.

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав «Философические письма» Чаадаева с интересующих нас аспектов, можно сказать, что концепция России, выдвинутая Чаадаевым, является новаторской. В процессе построения своей теории Чаадаев сосредотачивается на многих пороках и несовершенствах русской жизни. Тут и крепостничество, и отсутствие основных демократических свобод, устоев, традиций, тут и бескультурье народа, подражательность, пустое, бездумное перенятие западной культуры. Выявление этих недостатков, выведение их на всеобщую оценку и обсуждение - очень важный и смелый шаг для русской общественной мысли.

 

Интересно то, что Чаадаев, придерживаясь западного пути развития России, осуждал слепое подражание всем европейским веяниям, так как считал, что если и заимствовать что-либо, то делать это надо осмысленно и всегда оставаться патриотом своей страны, вот то, с чем можно уверенно согласиться.

 

Наша главная трудность в понимании философии и истории по Чаадаеву состоит в том, что автор часто бывает противоречив. Например, говоря о множестве недостатков и плачевном положении общества, Чаадаев утверждает, что России предстоит еще важная, благородная миссия, что Россия еще преподаст другим народам главный урок…

 

Несомненно, идеи, выдвинутые П.Я. Чаадаевым, сохраняют свою значимость, глубину и полноту содержания, иначе не притягивали бы они к себе столько читателей, которые, как и мы, прочитав «Философические письма», задумались о судьбе своей страны, ее будущем и о том, как можно повлиять на грядущее не только относительно себя, но и относительно следующих поколений.


Информация о работе Чаадаев Петр Яковлевич "Философские письма"