Бытие и его сущность в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия.

Файлы: 1 файл

Бытие и его сущность в философии.docx

— 51.17 Кб (Скачать файл)

неопозитивизмом, который объявляет  субстанцию мнимой и потому вредной  для науки

категорией. Отказ от категории  субстанции утрата «субстанциальной» точки

зрения ведет теорию па путь разложения, бессвязного эклектизма, формального

объединения несоединимых взглядов и положений, представляет, по выражению К.

Маркса, «могилу науки».

МОНИЗМ — философское    учение, которое принимает за основу всего

существующего одно начало. Существует как материалистический, так и

идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю.

Идеалисты единым началом. всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее

последовательным направлением идеалистического монизма - является философия

Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм. характерен для

диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе

материален, что все явления в мире представляют собой различные виды

движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на

общественные явления. Противоположность монизма.— дуализм.

ДУАЛИЗМ (лат. duo—два) — философское учение, считающее в

противоположность монизму материальную и духовную субстанции равноправными

началами. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения

материализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от

материи приводит к идеализму. Дуализма в наибольшей степени характерен для

философии Декарта и Канта. Дуализм  служит философской основой теории

психофизического параллелизма.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis — множественный) — концепция, противоположная

монизму, по который все существующее состоит из множества равнозначных

изолированных сущностей, несводимых к единому началу. Точка зрения плюрализма.

лежала в основе монадологии Лейбница. Склонность к плюрализм выражает

стремление современных идеалистов (прагматистов, неопозитивистов,

экзистенциалистов и др.) возвыситься  над материалистическим и

идеалистическим монизмом. Однако в конечном счете по своему объективному смыслу

плюрализм противостоит только диалектико-материалистическому монизму. В

социологии плюрализм, служит основанием для отрицания единой определяющей

основы общества, для взгляда  на историю как на поток случайных событий,

следовательно, для отказа от анализа  объективных законов развития общества

(точка зрения марксистско-ленинской  идеологии) .

НЕОПОЗИТИВИЗМ — одно из направлений  буржуазной   философии 20 в.,

современная форма позитивизма. Неопозитивизм  лишает философию ее предмета,

считая, что знание о действительности дается лишь в повседневном или

конкретно-научном мышлении, а философия  возможна только как деятельность по

анализу языка, в котором выражаются результаты этих  видов мышления

(Аналитическая философия). Философский анализ с точки зрения неопозитивизма не

распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь

«данным», т. е. непосредственным, опытом или языком. Крайние формы

неопозитивизма, например ранний неопозитивизм - Венского кружка, ограничивая

«данность» индивидуальными переживаниями, непосредственно приходят к

солипсизму. Наиболее влиятельной  разновидностью неопозитивизма явился

логический позитивизм. К общей  платформе неопозитивизма примыкали  и английские

философы-аналитики, последователи Мура (Стеббинг, Уисдом и др.).

Неопозитивистскими были и философские  взгляды ряда представителей логической

львовско-варшавской школы (К. Айдукевич и др.). В 30-х гг. происходит идейное и

научно-организационное слияние  различных групп и отдельных философов,

придерживавшихся неопозитивистских  взглядов: австро-немецкий логических

позитивистов Венского кружка (Карнап. Шлик, О. Нейрат и др.) н берлинского

«Общества эмпирической философии» (Рейхенбах, Гемпель и др.). английских

аналитиков, ряда американских представителей «философии  науки»

позитивистко-прагматистского направления (Нагель, Маргенау, Моррис, Бриджмен

н др.), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы (Германия) во

главе с Шольцем и др. С того времени регулярно созывается ряд международных

конгрессов и осуществляется широкая  пропаганда идей неопозитивизма в печати.

Рекламируя себя в качестве «научного  эмпиризма» неопозитивизм оказывает

заметное воздействие на различные  круги ученых, под его влиянием складывается

ряд идеалистических концепций  в истолковании открытий современной науки. В то

же время следует отметить положительное значение конкретных результатов

исследований по формальной логике и некоторым вопросам методологии науки,

достигнутых как самими неопозитивистами,  так и учеными, которые не являлись

неопозитивистами, но участвовали  в организуемых ими конгрессах, дискуссиях и.

т. д - С конца 30-х гг. основным центром неопозитивизм, становятся США, где в

настоящее время эта философия представлена прежде всего логическим эмпиризмом.

Специфической разновидностью английского неопозитивизма является

лингвистическая философия. В Англии представителями неопозитивизма также

являются Айер и Поппер.

ИДЕАЛИЗМ — философское направление, противоположное материализму в

решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности

духовного, нематериального и вторичности материального, что сближает его с

догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его

богом. Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего

неизбежно мистифицирует его и  процесс познания и часто приходит к скептицизму

и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм

противопоставляет телеологическую точки зрения (Телеология).

Марксизм-ленинизм все разновидности идеализма подразделяет на две группы:

объективный идеализм, принимающий  за основу действительности личностный или

безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный

идеализм, сводящий знания о мире к  содержанию индивидуального сознания. Однако

различие между субъективным и  объективным идеализмом не абсолютно, Многие

объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма;

с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко

переходят на позиции объективного идеализма. В истории философии

объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта,

Конфуцианство). Классической формой объективного идеализма. была философия

Платона. Особенность объективного идеализма Платона, свойственная древн.

идеализму, вообще — тесная связь  с религиозно-мифологическими представлениями.

Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества,

когда развивается неоплатонизм, сросшийся  не только с мифологией, но и с

крайним мистицизмом. Эта особенность объективного идеализма еще сильнее

выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии

(Августин, Фома Аквинский). Перестройка  объективного идеализма, произведенная

прежде всего Фомой Аквннским, основывалась на фальсифицированном

аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической

философии после Фомы Аквинского стало  понятие нематериальной формы, трактуемой

как целевое начало, выполняющее волю вне-природного бога, который мудро

распланировал конечный во времени и пространстве мир, Начиная с Декарта в

буржуазной философии нового времени  по мере усиления индивидуалистических

мотивов все больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением

субъективного идеализм стала гносеологическая часть системы Беркли и философии

Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей

в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны,

субъективно-идеалистическое положение  об априорных формах этого сознания,

обосновывающее агностицизм, а с др.— объективно-идеалистическое признание

сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая

тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте,   а

объективно-идеалистическая—в философии Шеллинга и, особенно, Гегеля,

который создал всеобъемлющую систему диалектического идеализма.

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis — вещественный) —философское направление,

противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность

всех людей в объективном  существовании внешнего мира и как  философское

мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки

зрения стихийного материализма. Философский  материализм утверждает первичность

материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,

несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая

сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение

внешнего  мира, утверждая, таким  образом, познаваемость природы. Обобщая

достижения наук, материализм способствовал росту научного знания,

совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное

влияние на успехи человеческой практики. В процессе взаимодействия

материализма и специальных  наук изменялись вид и формы самого материализма.

Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии, в

рабовладельческих обществах древней  Индии, Китая и Греции — за несколько  вв. до

н. э. в связи с прогрессом научных  знаний в области астрономии, математики и

др. наук. Общая черта древнего, во многом еще наивного материализма. (Лао-цзы,

Ян Чжу. Ван Чун, школа локаята. Гераклит, Анак-сагор. Эмпедокя. Демокрит,

Эпикур и др.) состоит в признании  материальности мира, его существования

независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в

многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего

(Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об

атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит) . Многие древние

материалисты были стихийными диалектиками.  Однако большинство из них еще  не

проводили четкого различения между  физическим я психическим, наделяя свойствами

последнего всю природу (Гилозаизм). Развитие материалистических и

диалектических положений сочеталось еще в древнем материализме - с  влиянием

мифологической идеологии. В средние вв. материалистические тенденции

проявлялись в форме номинализма, учений о «вечности природы и  бога» и

раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Бруно,

ряд представителей натурфилософии этой эпохи) часто был облечен в форму

пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и  во многом

напоминал материализм античности. Дальнейшее свое развитие материализм  получил

в 17—18 вв. с странах Европы (Бэкон. Галилей, Гоббс. Гассенди, Спиноза. Локк).

Эта форма материализма - возникла на почве зарождающегося капитализма и

связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве

идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со

средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как

учителю и к природе как объекту  философии. Материализм 17—18 вв. связан с бурно

прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его

механистический характер. В отличие  от натурфилософских материалистов  эпохи

Возрождения материалисты 17 в. стали  рассматривать последние элементы природы

как неодушевленные и бескачественные. Другой особенностью материализма этой

эпохи было стремление к анализу, к разделению природы на более или менее

обособленные, не связанные друг с  другом области н объекты наследования и

рассмотрение их вне развития. Среди представителен материалистической

философии этого периода особое место занимают французские материалисты 18 в.

(Ламетри. Дидро, Пельвеций и Гольбах}. Оставаясь в целом на позициях

механистического понимания движения, они вслед за Толандом рассматривали его

как универсальное и неотъемлемое свойство природы; полностью отказались от

деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в.

Органическая связь, существующая между всяким материализмом и атеизмом, у

французских материалистов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии

этой формы материализма на Западе был «антропологический» М. Фейербаха. Вместе

с тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому

материализму созерцательность. В России и др. странах Вост. Европы во второй

половине 19 в. дальнейшим шагом в  развитии материализма. явилась философия

революционных демократов (Белинский, Герцен., Чернышевский, Добролюбов,

Маркович и Др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде

отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического

метода. Марксом и Энгельсом  к середине 19 в. был создан диалектический

материализм. В дальнейшей истории  материализма уже резко обозначились две

принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического

материализма, с одной стороны, и ряд упрощенных  разновидностей материализма

Информация о работе Бытие и его сущность в философии