Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:48, реферат

Описание работы

Вишну — в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну — хранитель мироздания; величественный и ужасный, но менее грозный, чем Шива.
Ганеша — в индуистской мифологии "владыка ганы" — божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.
Индра — бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее — локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем.

Файлы: 1 файл

древняя индия.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боги древней Индии

Авалокитешвара — в буддийской мифологии бог сострадания, олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.

Агни — бог огня очага и жертвенного костра. Агни считался главным из земных богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небо языками пламени.

Брахма — творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

Варуна — всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуна — воплощение мирового порядка и истины. Он искал виновных, карал их и отпускал грехи.

Вишну — в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну — хранитель мироздания; величественный и ужасный, но менее грозный, чем Шива.

Ганеша — в индуистской мифологии "владыка ганы" — божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.

Индра — бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее — локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем.

Сурья — в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи — озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней.

Хануман — обезьянообразный бог, сын бога ветра Ваю. Древние полагали, что Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, а также обладает божественной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы.

Шива — в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени и разрушения, бог плодородия и в то же время бог-аскет.

Яма — владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также шакти, воплощение его творческой энергии — Ями.

Богини древней Индии

Деви — в индуистской мифологии жена бога Шивы. Отражает творческую энергию супруга(шакти). В соответствии с двумя ипостасями Шивы, бога-создателя и бога-разрушителя, она выступает то в кротком облике, как Парвати, то в грозном, как Кали

Дурга — в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов — уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола Махиши, изгнавшего богов с небес на землю.

Кали — в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой. Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу.

Лакшми — в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии. Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и чистоты.

Парвати — в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Ганеши, которого создала из своего пота.

Ума — благая ипоставь Деви, жены Шивы. Ума была дочерью ансары Менаки, полубожественного женского существа, обитавшего преимущественно на небесах.

 

Герои Древней Индии

Арджуна, в индуистской мифологии герой древнеиндийского эпоса "Махабхарата", предводитель пандавов в битве с кауравами. Пандавы, воины-братья, сыновья Панду: Бхима, Арджуна, Накула, Сахадева и Юдхиштхира. Их общей женой была Драупади.

Вайрочана — в индуистской мифологии асур, сын Прахлады, царя асуров. Вайрочана и Индра стремились познать Атман, что означает "я", или высшую духовную сущность. В буддийских учениях Вайрочана, главный из пяти дхьяни-будд или "будд созерцания", или "великих будд мудрости", является олицетворением "абсолюта".

Васиштха, в ведийской и индуистской мифологии один из семи божественных мудрецов-риши, олицетворяющих звезды Большой Медведицы. Васиштха был сыном Брахмы, но вследствие проклятия лишился своего тела и вновь рожден из семени богов Митры и Варуны, воспылавших страстью к небесной деве - апсаре Урваши.

Вишвакарман, в древнеиндийской мифологии творец вселенной, божественный мастер и созидатель, всевидящий и всезнающий поэт и герой. Он создает землю и раскрывает небо; чтобы сотворить мир, Вишвакарман приносит самого себя в жертву.

Кашьяпа, в ведийской и индуистской мифологии божественный мудрец-риши, прародитель богов, асуров, нагов, ракшасов и других мифических существ, а также людей и животных. Герой ведийского эпоса.

Кришна — в индуистской мифологии аватара Вишну, хранителя вселенной, традиционно считается его единственной истинной аватарой. По преданию Вишну явился в мир человеком в облике Кришны, сыном Деваки, сестры царя Кансу.

Парашурама, в индуистской мифологии шестая аватара великого бог-охранителя Вишну, в которой его миссия на земле состояла в избавлении брахманов от тирании кшатриев.

Рама — в индуистской мифологии седьмая аватара Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тираний царя ракшасов Раваны. Земными родителями Рамы считались царь Дашаратха и его жена Каусалья.


Арджуна

Арджуна, в индуистской мифологии герой древнеиндийского эпоса "Махабхарата", предводитель пандавов в битве с кауравами. Пандавы, воины-братья, сыновья Панду: Бхима, Арджуна, Накула, Сахадева и Юдхиштхира. Их общей женой была Драупади. Борьба пандавов и кауравов является основой сюжета «Махабхараты», в частности, "Бхагават-Гиты", памятника религиозно-философской мысли Древней Индии. "Бхагават-Гита" датируется серединой первого тысячелетия до нашей эры, является философской основой индуизма.

В поэме "Бхагават-Гита" обе неприятельские рати родственных кауравов и пандавов стоят друг против друга в боевом порядке, трубы дают сигнал к началу сражения; пандав Арджуна садится на свою боевую колесницу, которой управляет само божество в человеческом образе. Увидев в неприятельском лагере своих родственников, друзей детства и учителей, Арджуна начинает колебаться, вступить ли в бой: его терзают сомнения, дозволено ли ради земных благ, ради отвоевания отеческого престола, нарушить священные законы кровного родства. Тогда управляющее колесницей божество, в образе Кришны, в восемнадцати песнях убеждает его в необходимости дать сражение, не думая о последствиях. В дальнейшем течении рассказа развивается целая система индийской религиозной философии, которая с особенной ясностью и изяществом изложения стремится разрешить важнейшие проблемы человеческого духа.

"Бхагават-Гита" (петые божеством откровения) —  название религиозно-философской  поэмы, составляющей большую часть  шестой книги индийского эпоса  "Махабхарата". Когда и кем  сочинена эта поэма до сих пор неизвестно. Во всяком случае, она не может быть отнесена ко времени первого пробуждения религиозно-философской мысли у древних индийцев, а будучи эклектического характера, заставляет предполагать, что она сложилась уже после возникновения философских школ индуизма.

 

Вайрочана

Вайрочана (санскр. — солнечный, солнцесияющий), один из главных будд махаяны и  ваджраяны, в индуистской мифологии  асур, сын Прахлады, царя асуров. Становление  мифологии и культа Вайрочаны  в Индии относится к середине 1 тысячелетия. Вайрочана изображается на мандале (графической диаграмме духовной вселенной) в центре или на востоке, белого цвета с дхармачакрой (колесом Закона) в руке. Очень популярен на Дальнем Востоке, где отождествляется с Первобуддой (Ади-буддой) как символом единства сущего (японская школа сингон).

Согласно одному из преданий, Вайрочана и Индра  стремились познать Атман, что означает "я", или высшую духовную сущность. Боги направили Индру и Вайрочану  к Праджапати, согласно древним мифам, творцу всего сущего, чтобы тот помог им. Праджапати сказал: "То, что отражается в глазу, есть я". Вайрочана и Индра спросили, является ли Атманом то, что отражается в воде. Праджапати подтвердил их сомнения и посоветовал посмотреть на свое отражение в воде. Вайрочана решил, что познал "я", и возвратился к асурам. Индра же посмотрел в воду, и у него появилось великое множество вопросов, с которыми он снова обратился к Праджапати. Постепенно Индра достиг абсолютного познания "я" и полного духовного озарения.

В буддийских учениях Вайрочана, главный из пяти дхьяни-будд или "будд созерцания", или "великих будд мудрости", является олицетворением "абсолюта". Существует мнение, что он даровал людям философскую школу йогачары махаяны, которая учит, что все есть "только разум".

 

Васиштха

Васиштха, в ведийской и индуистской  мифологии один из семи божественных мудрецов-риши, олицетворяющих звезды Большой Медведицы. Васиштха был  сыном Брахмы, но вследствие проклятия  лишился своего тела и вновь рожден из семени богов Митры и Варуны, воспылавших страстью к небесной деве - апсаре Урваши. В гимнах седьмой мандалы "Ригведы" (которые ему приписываются) Васиштха рисуется другом богов и прежде всего Варуны, принимающего его в своем доме, показывающего ему смену дня и ночи, берущего с собой на корабль. В индийской традиции Васиштха служит идеалом брахмана; он и его потомки, составлявшие могущественный род васиштхов, считались домашними жрецами (пурохитами) царей Солнечной династии. Цикл мифов о Васиштхе посвящен вражде между ним и другим риши - Вишвамитрой, тщетно пытавшимся отнять у Васиштхы принадлежавшую ему Сурабхи - "корову желаний".

По одному из этих мифов из Махабхараты, когда Васиштха был жрецом царя Калмашапады, Вишвамитра вселил в тело этого царя демона - ракшаса, и тот пожрал одного за другим сто сыновей Васиштхы. В отчаянии Васиштха стал искать смерти: он бросился вниз с горы Меру, но ее каменистое подножие сделалось мягким, как трава; он вошел в костер, но огонь стал прохладным; с камнем на шее он попытался утонуть в море, но волны вынесли его на берег; он погрузился в реку, кишащую крокодилами, но река обмелела, а крокодилы его не тронули. Вскоре после этого Васиштха узнал, что вдова его старшего сына носит в чреве ребенка и что тем самым не прекратится его род. Успокоенный Васиштха оставил мысли о смерти и, окропив Калмашападу священной водой, избавил его от ракшаса.

Другой миф рассказывает, что, задумав  убить Васиштху, Вишвамитра приказал однажды реке Сарасвати принести ему мудреца на своих волнах. Однако, увидев, что Вишвамитра поджидает  его на берегу с оружием в руках, Васиштха повелел реке течь в обратную сторону. Сарасвати послушалась мудреца, а раздосадованный Вишвамитра на один год превратил ее воды в кровь. Согласно "Вишну-пуране", женой Васиштхы была Урджа, дочь Дакши. Другие источники называют женой Васиштхы Арундхати, которой тщетно домогались Агни и Индра, а она, став олицетворением супружеской верности, была вознесена на небо в качестве утренней звезды.

 

Вишвакарман

Вишвакарман, в ведийской и индуистской  мифологии творец вселенной, божественный мастер и созидатель, всевидящий и всезнающий поэт. В "Ригведе" ему посвящено два гимна в X мандале. Существенно, что как эпитет слово "Вишвакарман" в "Ригведе" относится по разу к Индре и к Сурье, а в "Ваджасанейи-самхите" к Праджапати, с которым Вишвакарман в ряде случаев отождествляется; также устанавливаются и связи Вишвакарман с Тваштаром. Вишвакарман всевидящ (на изображениях и в текстах он смотрит во все стороны), упоминаются его лицо, руки, ноги, крылья.

В "Ригведе" он мудрец, жрец, "наш отец", повелитель речи Вачаспати, "единственный установитель имен богов". Он вообще устроитель и распорядитель, обладающий быстрой мыслью, знанием всех мест и всех существ, благосклонностью. Вишвакарман выступает как ваятель, плотник, кузнец. Он создает землю и раскрывает небо; чтобы сотворить мир, Вишвакарман приносит самого себя в жертву. В пуранах и эпосе Вишвакарман связан с рядом сюжетов, но его функция творца при этом суживается до роли искусного строителя, мастера.

Так, он строит для демонов-ракшасов город Ланка ("Рамаяна"), дворец для бога богатства Куберы и для Варуны (в мифе о хранителях мира), создает прекрасную деву (сказание о Сунде и Упасунде), отдает Кали топор, перстни и ожерелья; делает летающую колесницу "Пушпака" для Куберы, гирлянду для Сканды ("Махабхарата"), оружие и т.п. Вишвакарман обрастает и родственными связями: он сын Прабхасы и внук Дхармы от Йогасиддхи; у него дочь Санджия, которая замужем за Сурьей, и сын Нала, обезьяний вожак и строитель; иногда отцом Вишвакармана называется Брахма.

 

 

Кашьяпа

Кашьяпа, в ведийской и индуистской  мифологии божественный мудрец-риши, прародитель богов, асуров, нагов, ракшасов и других мифических существ, а также  людей и животных. В буддийской мифологии Кашьяпа — ученик и  последователь Будды Шакьямуни, архат, то есть существо, достигшее «освобождения» (нирваны) от цепи перерождений (сансары); руководитель первого собора.

Кашьяпе приписывалось участие  в творении мира. Согласно космогоническому мифу, изложенному в "Шатапатха-брахмане", Праджапати создал все живое, воплотившись в космическую черепаху; "черепаха и есть Кашьяпа; поэтому говорят, что все живые существа - потомки Кашьяпы". В индуистской мифологии Кашьяпа - один из семи великих риши, сын Брахмы либо эманация Маричи (духа Брахмы - Праджапати). Женами Кашьяпы считаются восемь (по другим версиям: десять или тринадцать) дочерей Дакши. От Дити он имел сыновей дайтьев, от Дану - данавов, от Адити - 33 бога (двенадцать адитьев, восемь васу, одиннадцать рудp и Ашвинов). Остальные его жены: Синхика, Вината, Капила, Кадру, Муки и другие в различных версиях мифов произвели на свет гандхарвов, aпcap, нагов, ракшасов, животных и прочие существа (Рамаяна VII 4; Махабхарата I 59).

Наконец, внук Кашьяпы от его сына Вивасвата - Ману стал прародителем людей. Будучи отцом богов и асур, людей и демонов, змей и птиц, Кашьяпа как бы символизирует изначальное единство, предшествующее дуализму творения. В ряде текстов Кашьяпа идентифицируется с богом-творцом, властелином всех существ Праджапати или с богом-создателем, творцом Вселенной и всего сущего Брахмой.

 

Кришна

Кришна ("черный", "темно-синий"), в индуистской мифологии аватара  Вишну, хранителя вселенной, традиционно  считается его единственной истинной аватарой. Кришна появился на свет в  городке Матхура на севере Индии. Боги хотели уничтожить неправедного царя Кансу, и Вишну решил явиться на свет в облике человека, восьмым сыном Деваки, сестры царя.

По преданию, Вишну вырвал у себя два волоса — черный и белый. Черный волос стал Кришной, а белый —  Баларамой, его старшим братом. Царь Канса узнав, что должен погибнуть от рук своего племянника, бросил Деваки с мужем Васудевой в темницу, а затем умертвил всех рождающихся у них сыновей. Когда у Деваки родился Кришна, Вишну посоветовал супругам обменять ребенка на дочь Яшоды и Нанды, пастухов, которые жили на другом берегу реки Джамны. Кришна рос шаловливым ребенком, дразнил коров, насмехался над взрослыми, похищал масло и сладости, даже выдернул с корнем два дерева.

Подтверждением божественности Кришны служит то, что его приемной матери Яшоде открылся весь мир, когда она заглянула в горло приемыша. Однажды пастухи собрались поклониться великому богу Индре, но Кришна дал им совет поклониться горе Говардхане и своим стадам, пояснив, что гора дает им корм, а коровы — молоко.

Кришна поднял Говардхану и семь дней и семь ночей держал ее в небесах. Индра был так изумлен, что спустился на землю и попросил Кришну стать другом его сына Арджуны. Один из мифов о Кришне повествует, как юный герой ухаживал за девушкой по имени Радха, в которую страстно влюбился.

Однажды Кришна в шутку похитил  одежду купающихся пастушек и не отдавал  ее до тех пор, пока они не вышли  из воды. Поскольку все девушки  хотели держать Кришну за руку, он создал себе множество рук. Влечение пастушек к Кришне трактуется индусами как символ человеческих душ, устремленных к слиянию с богом. Убийством тирана Кансы завершается юность Кришны. Возмужав, он превратился в воина и политика, восстановил справедливую власть в Матхуре и защищал его от демонов, мстящих за Кансу Кришна перевел всех жителей Матхуры в Двараку, новый город, построенный по его приказу за одну ночь.

Продолжая совершать подвиги, Кришна обрел восемь жен, а затем 16 100, среди  которых любимой была Радха. Обладая  счастливой способностью пребывать  одновременно со всеми женами, Кришна произвел многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре Кришна-Вишну закончил круг своих земных дел. Решив вернуться в божественные сферы, он уничтожил город ядавов, а сам погиб от стрелы охотника, принявшего его за оленя.

 

 

Парашурама

Информация о работе Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии