Биография Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Соловьев (1853—1900)– крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Файлы: 1 файл

филос.docx

— 75.08 Кб (Скачать файл)

7. Образ Софии в философии Владимира Соловьева

Учение о Софии ярко выражает своеобразие философии Соловьева. София — не только понятие, но и  образ, придающий философским взглядам русского мыслителя романтическую  приподнятость и поэтическую  возвышенность. В образе Софии наглядно обнаруживается особое, утонченно-трепетное, отношение Соловьева к миру, характерное  также для его философии.

Учение о Софии — типичное метафизическое учение, т.е. представляет собой умозрительную гипотезу, которая  не может быть ни доказана, ни опровергнута методами естественных наук. В условиях все большего распространения научного («положительного») мировоззрения, отвергающего метафизические сущности, Соловьев смело  идет по стопам Платона — основателя метафизики. София и есть вечная женственность — образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в  то же время — двойственности, переменчивости и безразличия. Это обобщенный образ  земного мира — мира противоречивого  и обманчивого и одновременно одушевленного и прекрасного. В  образе Софии нашли свое отражение  различные идеи и представления, известные в истории мысли. Соловьев синтезировал идею дуальности (двойственности) Платона, понятие Души мира неоплатоников, христианское учение о Премудрости Божией, представления о познании средневековых мистиков, образ беспорочной красоты Девы Марии (Матери Божией).

Мысля Софию как философское  понятие, Соловьев одновременно представлял  ее совершенно наглядно — в виде прекрасной женщины. Она трижды в  течение жизни являлась ему в  видениях, о чем он рассказал в  стихотворении «Три свидания». Можно  сказать, что образ Софии был  для него своеобразной музой, вдохновлявшей  его. Одновременно София — важнейшее  понятие философской системы. При  помощи столь ненаучного понятия, которое гораздо ближе стоит к области поэтического творчества, чем к науке, Соловьев сознательно стремился избегнуть односторонне-рационалистического характера своей философии. Мыслитель всегда стремится избегать всякой односторонности. Это было его программным положением, прямо вытекающим из принципа всеединства.

Понятие Софии прямо или косвенно фигурирует во всех произведениях Соловьева. Это означает, что без него философ  не мог обойтись при решении самых  разнообразных вопросов. В понятии  Софии заключено множество смыслов. Оно выполняет в философской  системе Соловьева также и  разнообразные функции.

София играет роль своеобразного «соединительного моста» между рациональным содержанием  философии и ее поэтически-возвышенной стороной. Дело в том, что София это первообраз мира, иначе говоря, идеальный план мира. С помощью понятия Софии Соловьев утверждает, что мир не сводится к хаотической стороне: в нем существен момент упорядоченности. Закономерности мира, однако, не могут быть сведены к законам механической причинности, известным естествознанию. Эти законы (а не только их проявления) бесконечно многообразны и изменчивы. Это значит, что мир одушевлен, подобно тому, как одушевлен отдельный человек, отдельное живое существо. Понятие Софии индивидуализирует понятие Души мира. Всякая душа индивидуальна. Но когда речь идет о душе лишь как об абстрактном понятии, то познать ее во всей полноте невозможно. Для этого ее надо представить конкретно — в виде определенного лица, личности. Абстрактную душу невозможно и любить — любить можно лишь конкретное лицо, которое можно ощутить или представить наглядно. Именно поэтому Душа мира получает у Соловьева конкретно-наглядное выражение.

С другой стороны София - символ и  наглядный образ любви. Любовь же — то, что объединяет. София и  есть объединяющее начало. Мир не рассыпается  на отдельные части, хотя и состоит  из множества разнообразных и  разнокачественных предметов. При  внимательном рассмотрении мы видим, что  все части взаимосвязаны и  взаимообусловлены. Следовательно, существует то, что его объединяет. Это София  — начало любви.

Наибольшую роль София играет не по отношению к природе как  таковой (т.е. взятой вне человека), а  по отношению к человеческому  обществу и истории. София есть то, что объединяет человечество, всех людей, причем не только живущих в  настоящее время, но все поколения, прошлые и нынешние. В развитии общества София впервые являет себя непосредственно.

Соловьев также показывает в  образе Софии «тело Христово», или  христианскую церковь. Церковь является обязательным посредником между  Богом и человеком. Вне церкви никакая вера в Христа невозможна. Церковь есть соборное объединение людей. Это добровольное объединение, возникающее на основе общей веры, общих идеалов и ценностей. Церковь — это единение в любви. Поэтому церковно-соборное объединение является положительным образцом для всякого творческого объединения, предполагающего не ущемление прав и достоинства личности, а, наоборот, утверждающего свободу индивида.

8. Идея «богочеловеческого»

С момента возникновения христианства история общества превращается из процесса человеческого в процесс богочеловеческий: в истории действует нравственное начало, ведущее его к всеединству.

Разработанное Соловьевым учение о  Богочеловечестве занимает важное место  в его религиозной системе. Оно  направлено на истолкование истории  человечества и общей жизни. Для  Соловьева Богочеловек – это  единовременно и универсальное  существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем выражается единство добра, истины и красоты. Преследуя  цель совершенствования человека, Бог  проявился в земном историческом процессе в виде Богочеловека –  Иисуса Христа. "Своим словом и подвигом своей жизни, начинал с победы над всеми искушениями нравственного зла и заканчивал воскрешением, т.е. победой над злом физически – над законом смерти и тления, - действительный Богочеловек открыл людям царство Божие".

Человек выступает определенной связью между божественным и природным  миром в силу того, что является существом нравственным. Жизнь человека состоит «в служении Добру – чистому, всестороннему и всесильному». Тот, кто стремится к совершенствованию  в нравственном добре, тот идет к  абсолютному совершенству. На этом Соловьев и основывает свою этику: человек  нравственен, если он свободно подчиняет  свою волю служению абсолютному Добру, то есть Богу, и стремится к устроению  богочеловеческого царства.

Философ выделял три типа нравственных отношений (чувств): стыд, жалость и  благоговение. Стыд указывает на надприродный статус человека (человек не может быть «равен» животному, он всегда «выше» или «ниже» его…); жалость означает солидарность с живыми существами; благоговение – добровольное подчинение высшему, Божественному началу. Все прочие нравственные качества признаются в «Оправдании добра» лишь различными формами проявления основных начал. Определяя нравственное значение любви как основополагающей заповеди христианства, Соловьев утверждал, что «заповедь любви не связана с какой-нибудь отдельною добродетелью, а есть завершительное выражение всех основных требований нравственности».

9. «Русская идея»

Соловьеву принадлежит заслуга  в постановке и разработке проблемы, которую с тех пор принято  обобщенно обозначать словосочетанием  «русская идея»5, она как бы является конкретным выражением принципа всеединства.

Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в соответствующее  государственное единство, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию, или роль. Под  нацией он понимал не этнос, а совокупность народов, объединенных в одном государстве. Миссия, или роль, нации в составе  мирового целого есть ее национальная клея. Каждая нация должна обрести  свою идею, в противном случае существование  нации не оправдано. Национальная идея — это определенное задание, данное Богом; это долг народа, объединенного  в государстве, перед Богом. Одновременно это вклад, который нация призвана внести в копилку общечеловеческих достижений. Национальная миссия тем  более высока и значительна, чем  более она способствует достижению всечеловеческого единства на христианских основаниях.

Таким образом, «русская идея» в  понимании Соловьева — это  миссия России в составе мирового сообщества. Она выступает долгом или моральным обязательством, а  не вытекает непосредственно из материальных условий существования России. Анализ исторического пути России позволит определить те моменты истории, в  которые она вносила наибольший вклад в развитие христианской цивилизации. Именно эти моменты дадут возможность  определить миссию России в будущем: «Что Россия должна сделать во имя  христианского начала и во благо  христианского мира».

В чем же состоит, по Соловьеву, «русская идея», или историческая миссия России? Конечно, она должна быть связана  с задачей усиления роли христианства и христианских ценностей. Соловьев полагает, что следует использовать мощь российского государства не для узконациональных целей, а во благо христианского человечества. Россия как крупнейшее государство  должна стать инициатором и главной  опорой духовного объединения христианских стран. В этом и состоит «русская идея»: «Христианская Россия... должна подчинить власть государства... авторитету Вселенской Церкви и отвести подобающее место общественной свободе... Русская  империя, отъединенная в своем абсолютизме, есть лишь угроза борьбы и бесконечных  войн. Русская империя, пожелавшая служить  Вселенской церкви и делу общественной организации... внесет в семейство  народов мир и благословение».

«Русская идея» мыслится Соловьевым в контексте его учения о Вселенской теократии и всеединстве. Поэтому  «русская идея требует от нас обращения  всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное  осуществление социальной троицы, где  каждое из трех главных органических единств — церковь, государство  и общество», будет находиться «в безусловной внутренней связи» с  двумя другими. Церковь (первое лицо социальной троицы) олицетворяет собой  начало единства и солидарности. Она  является также носителем традиции или предания. Государство, или светская власть (второе лицо социальной троицы), должно стать могучим орудием  «истинной социальной организации». Для этого государству следует  перестать быть защитником эгоистических  национальных интересов. Государство  не должно быть целью само по себе. Оно  должно быть средством, прежде всего  законодательно регулировать частную  инициативу лиц и организаций. Наконец, общество, или общественность (третье лицо социальной троицы), есть свободная  и совершенная организация, выражающая самодеятельность и самоорганизацию  свободных граждан. Общественность направляется деятельностью пророков. Три лица социальной троицы должны быть «безусловно, солидарны между  собой», поскольку являются органами единого организма, выполняющими жизненно важные функции общественного целого.

 

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Философия «всеединства»  Владимира Соловьева очертила новые  подходы к решению фундаментальных  мировоззренческих вопросов. Она, конечно, не могла не породить ряд новых  проблем, которые так активно  обсуждали представители украинской и русской религиозной философии  конца ХIХ – начала ХХ вв.

Одна из таких проблем  касалась возможностей сугубо философскими средствами адекватно постигнуть сущность бытия, его глубинную природу, закономерности и движущие силы развития. Укажем, что  эта проблема имеет реальные основания, она объективно возникает перед  мыслителями независимо от того, к  какому философскому направлению они  принадлежат. Однако в границах религиозной  философии представленная проблема приобретает в особенности острые формы, поскольку в этом случае рассматривают  веру как более важный источник и  средство постижения действительности, нежели ум. Учитывая это и возникает вопрос о размежевании функций веры и ума, который уже содержит в себе так или иначе тенденцию к ограничению “сферы компетенции” ума.

Для собственно же философии  всеединства В. Соловьёва характерны, на мой взгляд, по меньшей мере три момента: 1) «всеединство», действительно, исходная интуиция, руководящая и всеобъемлющая идея его философии; 2) концепция всеединства у В. Соловьёва, сравнительно с другими мыслителями, изложена значительно более систематично и всесторонне, что и позволило С.Н. Булгакову назвать его систему «самым полнозвучным аккордом, какой только когда-либо раздавался в истории философии»; 3) системообразующим началом философии Вл. Соловьёва является «этика всеединства». Именно «оправдание добра» как рефлексия мироотношения, осуществляемая посредством жизнеощущения и миропонимания, составляет главную задачу и смысл системы В. Соловьёва.

 

Список литературы

1. Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, М., 2005;

2. В.С. Соловьев. Сочинения в двух  томах. М., 1998.

3. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: 1997г.

4. Зеньковский В.В. История русской  философии. В 2-х томах. Т. 2. Ростов-на-Дону, 1999 г.

5. Акулинин В. Н. Философия  всеединства: От В. С. Соловьева  к П. А. Флоренскому. – Новосибирск:  Наука. Сиб. отд-ние, 1990 г.

6. Соловьев “Владимир Соловьев  жизнь и творческая эволюция”  Москва “РЕСПУБЛИКА” 1997 г.

1 Соловьев “Владимир Соловьев  жизнь и творческая эволюция”  Москва “РЕСПУБЛИКА” 1997 г. 104стр.

2 В.С. Соловьев. Сочинения в двух  томах. М., 1998. 137стр.

3 Зеньковский В.В. История русской  философии. В 2-х томах. Т. 2. Ростов-на-Дону, 1999 г. 58стр.

4 Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: 1997г. 281стр.

5 Соловьев “Владимир Соловьев  жизнь и творческая эволюция”  Москва “РЕСПУБЛИКА” 1997 г. 179стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь терминов

1.Абсолют - духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность.

2. Абстракт - нечто выделенное, наделенное самостоятельностью и вложенное, как общее, в предмет исследования.

3.Агент - действующий или познающий субъект.

4. Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира.

5. Алгоритм - совокупность последовательных действий, направленных на решение данной задачи.

6. Альтернатива - одно из двух, как правило, противоположных, решений; один из многих вариантов.

7. Автотрофность – способность живых организмов поддерживать свое существование без поедания других организмов –путем преобразования мертвого вещества в живое; способность ныне присущая растениям, которую в будущем должны обрести люди

8. Анархизм - философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения

9. Антропоморфизм - перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира

10. Антропоцентризм - философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания.

11. Апория - парадокс, безвыходное положение мысли, мыслительный тупик

12. Аскетизм - философская теория и практика ограничения желаний (как правило, материальных) для достижения духовного просветления (постижения истины)

13. Атараксия - душевная невозмутимость в учении античных скептиков

14 Брахман - душа мироздания в индийской философии или пантеистическое первоначало

15 Верификация - эмпирическая проверка суждений на предмет их истинности

Информация о работе Биография Соловьева