Биография Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:39, реферат

Описание работы

2500 лет назад расцвела античная цивилизация, определившая характер развития всей европейской гуманитарной культуры. С этого момента, когда в обществе возобладало представление о важности убеждения словом в противовес слепому подчинению членов общества друг другу - под влиянием ли страха, невежества, трусости или грубой силы (как говорят, с пистолетом у виска), - было понято и значение могущества слова.

Файлы: 1 файл

рефират по философии.docx

— 51.92 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

2500 лет назад расцвела античная  цивилизация, определившая характер  развития всей европейской гуманитарной  культуры. С этого момента, когда  в обществе возобладало представление  о важности убеждения словом  в противовес слепому подчинению  членов общества друг другу  - под влиянием ли страха, невежества, трусости или грубой силы (как  говорят, с пистолетом у виска), - было понято и значение могущества  слова.

Искусству красноречия - были посвящены сотни ученых трактатов, но лишь некоторые выдающиеся мыслители: Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан... - оставили такую прочную, глубокую и прекрасную память о себе, что не знать их имен просто невозможно. Это было бы знаком невежества, бескультурья и необразованности.

В данной работе речь пойдет об одном  из таких корифеев слова – Сократе. Жизнь Сократа - один из самых ярких эпизодов в истории европейской культуры. Сократ разработал принципы рационального мышления, утвердил в умах веру в объективную истину и способность каждого самостоятельно ее постичь. Софисты учили за деньги чему угодно. Сократ считал, что учение в буквальном смысле, как передача готовых знаний от одного человека к другому, невозможно и не нужно. Истинные знания уже содержатся в скрытом виде в человеческой душе, и вывести их на свет сознания каждый должен сам. Задача философии в том, чтобы помочь этому процессу мыслепорождения. Миссию философа Сократ сравнивал с профессией своей матери - повивальной бабки и называл ее повивальным искусством.

Пышно разодетые софисты  смотрели с презрением на бедно одетого  Сократа. Босой, странствовал он по улицам Афин, иногда по несколько часов  стоял неподвижно на месте, занятый  своими мыслями. Каждый день Сократ отправлялся  на базарную площадь и там вступал  в спор со всеми желающими. Его  приплюснутый нос, широкие ноздри, выпуклые глаза, толстые губы и безобразный  живот могли служить мишенью  для насмешек. Но, начав говорить, он неизменно очаровывал слушателей магической силой своей речи, вызывая слезы на глазах и возбуждение в умах. Самоуверенный и довольно нахальный молодой Алкивиад говорит в диалоге Платона "Пир", что Сократ вызывал в нем чувства стыда и раскаяния, заставляя осознать божественность того образа, которому должен соответствовать человек, и которому он почти никогда не соответствует, скрывая свою глупость и мелочность под маской мудрости и превосходства.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРАТКОЯ БИОГРАФИЯ СОКРАТА

Сократ родился в 469 году от Софрониска, скульптора и Фенареты, повивальной бабки. Бедные родители все же сумели дать сыну неплохое образование. Сократ учился у многих, но был оригинален и объяснял это тем, что свои идеи черпал не от других, а от собственного ума. Сократ был женат на Ксантиппе - рыжей, сварливой женщине, родившей ему трех детей. Он говорил, что искусному  наезднику нужна самая горячая  лошадь, и, если он смог ужиться с  Ксантиппой, то выдержит столкновение и с другими людьми. 

Прежде чем стать учителем, Сократ участвовал в трех войнах, где  вел себя стойко и мужественно. Он ходил зимой по снегу босиком, в легкой одежде, подолгу мог терпеть  голод и как никто другой наслаждался  кушаньем, когда еды было много. 

Сократ никогда не пил  один и по собственной воле. Но если его принуждали, он мог выпить больше всех. При этом никто не видел  Сократа пьяным. Выше всего Сократ ставил справедливость. Будучи избран пританом - одним из тех, кто созывали и вели народное собрание - Сократ проявил  не меньшее мужество, чем на войне. Он не страшился ни богатых олигархов, ни народного гнева, одинаково презирая тиранию личности и тиранию буйной толпы. В риторической культуре Греции, где велись постоянные споры, Сократ был страшным противником для  хвастунов, тех, кто говорил без  запинки и считал себя мудрецом. К таким он подходил скромно, признавался  в собственном невежестве и просил его научить. Восхищенный покорным слушателем знаток начинал беседу. Но вот ему предлагался вопрос и он соглашался сначала с одним  очевидным положением, затем с  другим и запутывался так, что  уже не мог выбраться. Давя оппонента  логикой, пронзая его остроумием и подталкивая умелыми софизмами  от одного вывода к другому, Сократ заставлял "знатока" публично признать нелепость исходных убеждений. Смех слушателей свидетельствовал о полном поражении знатока. Смущенный, он удалялся, негодуя на себя, но больше на коварного  противника. Эти, почти ежедневно проходившие в Афинах препирательства, принесли Сократу известность. 

Что заставляло Сократа вести  себя подобным образом? Ведь денег за учение и победу в споре он не брал и к славе не стремился. По его словам, все началось с того, что оракул Аполлона в Дельфах  признал его мудрейшим из людей. Сократ был смущен. Ведь он искренне думал, что ничего не знает, но не осмелился  посчитать ложью слова бога. Тогда-то и пошел он к людям, которые  слыли мудрыми и стал их испытывать. Сократ обошел политиков, поэтов, искусных ремесленников, трагиков. И вот оказалось, что мудрость их - мнимая. Поэты не смогли объяснить, что они хотели выразить в своих произведениях. Они признавались, что творят не благодаря своей мудрости, но находясь в каком-то исступлении, подобно  прорицателям. Тогда Сократ решил, что  оракул, пожалуй, прав: ведь он, Сократ, не зная ничего, все-таки не мнит себя знатоком, а те, другие, зная не больше, чем  он, заблуждаются насчет своей мудрости. 

Поскольку слушать Сократа  было приятно, любопытно и назидательно, многие молодые люди стали сопровождать его и он сделался добровольным и  постоянным общественным наставников  всех, кто хотел что-либо понять в  государственных, политических делах, этике и человеческой судьбе. Можно  сказать, что Сократ был первым живым  органом массовой коммуникации, влияя  своими беседами на огромную массу  людей. Но насколько более честным, духовно-свободным и возвышенным  по своим нравственным целям был  этот первый просветительный и общественный рупор истины, чем современные  теле- и радио- комментаторы! Сократ был странствующим рыцарем философии, всегда готовым сразиться за освобождение истины из под власти авторитета и предрассудка. 

Свой путь философа Сократ начал с физики, изучения природы. Но быстро пришел к выводу, что совершенство живых существ, сложность и согласованность  природных явлений таковы, что  понять их не под силу простому смертному. К тому же восприятие может легко  обмануть относительно сущности явлений. Тогда он обратился к внутреннему миру человека и, углубившись в самого себя, нашел, что именно здесь существуют неоспоримые истины и нравственные принципы. Ум, интуиция, бескорыстие и готовность Сократа служить ближним, Родине, были очевидны. Чем же в таком случае объяснить вынесенный ему демократическим путем и приведенный в исполнение смертный приговор? Сократ пренебрегал суетными делами, не заботился о том, что ему есть и пить, имея лишь одно желание: овладеть Истиной, прояснить ум до такой степени, чтобы иметь право называться человеком и поступать по-человечески. В поисках Истины, служении людям и отношении к смерти Сократ чем-то похож на Христа. Великий человек часто оказывается непонятым. А если он к тому же реформатор, желающий изменить нравы и обычаи, если он обличает зло, обман, незаслуженные привилегии, то он вызывает ненависть у современников и должен за это поплатиться. Афиняне считали справедливыми законы и обычаи своего города, а чужие законы - ложными. Софисты утверждали, что нет вообще никакой общечеловеческой справедливости, а есть лишь право сильного и хитрого. Сократ же учил, что право, истина, справедливость - одни и те же для всех - и идут от внутреннего голоса, который звучит в душе каждого в ответственные минуты. 

Сократа обвинили в безбожии, неблагочестии, хотя он был глубоко  верующим человеком. Конечно, он не был  согласен со многими распространенными  верованиями. Ему было смешно слышать, что кто-то, молясь Богу, просит, чтобы  Он послал ему денег, власти, военной  удачи или ниспослал благо  и просветление ума. Сократ считал полезным обратиться к прорицателям тому, кто  хочет с успехом управлять  в семье или государстве. Но в  повседневных делах - архитектуре, ремесле, земледелии, военном деле - человек  должен собственными усилиями добиться успеха. Для этого и дан ему  разум. Лишь там, где речь идет о самом  важном, о будущем, человек не может  знать ничего наверняка. Одно ясно: справедливость - доступна человеку и ради нее можно пожертвовать жизнью. В своей последнем слове на суде Сократ предостерегал афинян, что они напрасно рассчитывают, умертвив его, избавиться от обличителей. Если власть умерщвляет своих критиков, то их появится еще больше. 

Таким образом, Сократ - это  глубокий символ того, что происходит при столкновении мыслящего, ответственного человека с деспотической властью  тирана или невежественной толпы. Сократ напоминает нам о том, что власть должна быть мудрой и ответственной. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Задаче нахождения "всеобщего" должен был, способствовать его особый философский метод - "Сократический". Его задача обнаружение "истины" путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической "диалектики".

Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления  этих противоречии. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины".

Если учения Гераклита  о борьбе противоположностей, как  о движущей силе развития природы, сосредоточение своего внимания, главным образом, на объективной диалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления.

Основные составные части  “сократического" метода:

    1. по форме: ирония и майевтика;

Ирония Сократа - это помощь незнающему истину прийти к истине. Он, как бы не понимает, что ему говорит собеседник, прикидывается простаком, приводит собеседника к апории (равноценности двух противоположных суждений), в которой утверждается невозможность очевидного, наглядно существующего, не вызывающего сомнения и общепринятого. Иными словами, ирония в данном случае служит тому, чтобы вывести ученика из состояния ложного «знания», а апория - это знак знания о своем незнании. На этой дистанции между истиной (идеями) и очевидностью (миром вещей, теней и мнений) и существует ирония, она помогает оторвать взгляд от игры теней. Хотя этот тип иронии и отличается от существующих в позднейшей истории иных ее типов, тем не менее в ней заключен прообраз всякой иронии, ее «идеальный тип».

Ирония в некотором отношении  сходна с трагическим, а в другом оказывается парной категорией к  гротеску. Отличается от последнего она  по своему философскому определению  тем, что возможна лишь в мире двойственности, как и трагическое. Гротеск же многомерен.

Эффект гротеска возникает как  минимум из трех оснований. Первый его  источник - превращение. Второй - несовпадение, зазор между пространственно-временным  порядков и причинно-следственным. Третий - телесность. Ирония же - это  установка сознания, полагающего  мир вообще двойственным. Двойственность природы человека и соответственно двойственность мира представлялась убедительным предположением, вплоть до XIX в. Поэтому  и ирония, как наиболее проявленная  форма тонкого комического, требующая  гибкости и подвижности ума, достигает  своего виртуозного воплощения в  искусстве, которое мы теперь (исторически  это излюбленная категория романтизма XIX в.) квалифицируем словом «классическое».

Майевтика (греч. Μαιευτική — букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Майевтика представляла собой с  точки зрения своей логической формы  индукцию (наведение). Развитию индуктивности  сократовского метода как нельзя лучше способствовал диалогический  способ исследования. Он предполагал, что в начале беседы по необходимости  всегда исходят из всем понятных, а  потому и самых простых, как бы наглядных положений, имеющих преимущественно  чувственный характер, но по мере продвижения  диалога переходят к скрытым  и более сущностным свойствам  обсуждаемых вещей. Воспроизводя структуру  диалога-исследования, индукция направлена на отыскание единого во многом: от множества явлений, в которых  некая предполагаемая сущность представлена как относительное свойство, легко  исчезающее и превращающееся в свою противоположность, существующее в  них (явлениях) на ряду с другими  свойствами, мысль переходит к  такой одной вещи, в которой искомое свойство представлено само по себе, не в относительном, а в абсолютном смысле, и не как свойство даже, (любое свойство может быть отъемлемо от вещи, и последняя, хоть и изменит, но не утратит своего существования), а как некая неотъемлемая определённость, тождественная самой вещи, или даже как некая вещь. Итогом такого метания мысли должно быть определение, фиксирующее общее, универсальное свойство, имеющее всеобщее значение для сознания.

Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени  не женщинам, а мужчинам, и рождали  они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его  помощью лишь то, чем сам был  чреват.

Информация о работе Биография Сократа