Биография П.Я. Чаадаева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 06:34, реферат

Описание работы

Начало XIX века ознаменовалось значительными событиями, которые во многом обусловили дальнейшее развитие русской политико-правовой мысли. Победа в Отечественной войне 1812 способствовала усилению патриотизма, национального духа, национального самосознания. Но после возвращения из заграничных походов многие осознали, что страна -победительница проигрывает в сравнении с другими странами Европы. Увидев, осознав все недостатки системы политических и общественных отношений в России, передовые люди попытались протестовать против этого, попытались что-либо изменить. Но восстание декабристов в 1825 году было жестоко подавлено, а участники сурово наказаны.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

В Письмах он требует от России осуществить синтез Востока и Запада, в Апологии этот взгляд меняется. Чаадаев начинает с того, что завершает данную ранее характеристику Востока и Запада. Восток религиозно созерцателен, Запад активен. Но первым проявляет себя Восток, а затем Запад его поглощает, и тот засыпает в бездеятельном синтезе. Чаадаев решительно выступает против того, что славянофилы противопоставляют Россию как Восток Западу. Россию он Востоком признавать не хочет. В этом проявляется некая непоследовательность: в Письмах он относит Россию к Востоку, а позднее в одном из писем, описывая русский дух, Чаадаев говорит о скромности, смирении и созерцательности как о его характерных чертах (до сих пор эти черты являются типично восточными).

Надо отметить, что Чаадаев занимает особое положение между двумя такими течениями общественной мысли середины XIX века как: течение славянофилов и течение западников. Он принимает фундаментальное положение славянофилов о том, что общество и историческое развитие следует рассматривать прежде всего в религиозном смысле. Но Чаадаев понимает религию и церковь в смысле воинствующей и побеждающей мир церкви Запада, а славянофилы понимали церковь и религию скорее в духе восточной, отрешенной от мира созерцательности. В глазах Чаадаева славянофилы были утопистами, учеными национальной реакции, в то время как он стремился к мировой вселенской церкви , организованной по образцу папства. Но, несомненно то, что мировоззрение славянофилов оказало на него определенное влияние, он близко общался с основателями славянофильства, как течения, И. Киреевским, Хомяковым. Когда в 1852 году полиция составила список лиц, подозреваемых в славянофильстве, в него был включен и Чаадаев.

Однако от славянофилов его прежде всего отличало безусловное признание Петра I, за что философа ценили западники, Ломоносова, Пушкина, в качестве русских мудрецов и учителей человечества. Существование их доказывает, что Россия идет по пути прогресса. Чаадаева объединяло с ними и беспощадная критика условий жизни в России. Он разделял их отвращение к шовинизму, который вылился в официальный национализм С. С. Уварова. Но с другой стороны у Чаадаева и славянофилов также много общего. Их прежде всего объединяет неудовлетворенность итогами культурно-исторического развития России, и жажда самопознания, стремление выяснить место страны в мировом развитии, и несомненно мысль об уникальности российской цивилизации.

П. Я. Чаадаев не принадлежал ни к одному течению общественной мысли того периода, он словно находился над этим, заимствуя те или иные идеи, трактуя и преломляя их по своему. Возможно именно поэтому он оказал мощное воздействие и на современников и на потомков.

 

 

Заключение.

Проанализировав «Философические письма» Чаадаева с интересующих нас аспектов, можно сказать, что концепция России, выдвинутая Чаадаевым, является новаторской. В процессе построения своей теории Чаадаев сосредотачивается на многих пороках и несовершенствах русской жизни. Тут и крепостничество, и отсутствие основных демократических свобод, устоев, традиций, тут и бескультурье народа, подражательность, пустое, бездумное перенятие западной культуры. Выявление этих недостатков, выведение их на всеобщую оценку и обсуждение – очень важный и смелый шаг для русской общественной мысли. 
Интересно то, что Чаадаев, придерживаясь западного пути развития России, осуждал слепое подражание всем европейским веяниям, так как считал, что если и заимствовать что-либо, то делать это надо осмысленно и всегда оставаться патриотом своей страны, вот то, с чем можно уверенно согласиться. 
Наша главная трудность в понимании философии и истории по Чаадаеву состоит в том, что автор часто бывает противоречив. Например, говоря о множестве недостатков и плачевном положении общества, Чаадаев утверждает, что России предстоит еще важная, благородная миссия, что Россия еще преподаст другим народам главный урок… 
Несомненно, идеи, выдвинутые П.Я. Чаадаевым, сохраняют свою значимость, глубину и полноту содержания, иначе не притягивали бы они к себе столько читателей, которые, как и мы, прочитав «Философические письма», задумались о судьбе своей страны, ее будущем и о том, как можно повлиять на грядущее не только относительно себя, но и относительно следующих поколений. 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Борохов Э. «Энциклопедия афоризмов». Издательство «АСТ», Москва 2002.
  2. Зеньковский В. В. «История русской философии». Издательство «Москва», 2001.
  3. Тарасов Б. «Жизнь замечательных людей. Чаадаев». Издательство «Молодая гвардия». Москва 1986.
  4. Фролов И.Т. «Введение в философию». Издательство «Республика», Москва 2004.
  5. Чаадаев П.Я. «Полное собрание сочинений и избранные письма» в двух томах, Том 1. Издательство «Наука», Москва 1991.

Информация о работе Биография П.Я. Чаадаева