Биография и публицистическая деятельность Плеханов Г.В

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:26, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрены вопросы социализации личности. Самым основным вопросом является понятие «социализация».
Прежде чем говорить о роли культуры в социализации личности, определим само понятие «социализация». Существуют различные его трактовки. Буржуазная социология понимает социализацию как адаптацию индивида к условиям внешней среды, хотя есть различные определения, но это лишь кажущиеся различия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Биография и публицистическая деятельность Плеханов Г.В.………………………………………………………………………………....6
Глава 2. Влияние отечественной философской мыс-ли………………………………………………………………………….……...10
Глава 3. Ортодоксальный марксизм Г.В. Плехано-ва………………………………………………………………………………….12
Глава 4. Материалистическое понимание истории……………………………13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

реферат по философии со сносками.docx

— 43.97 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Биография и публицистическая деятельность Плеханов Г.В.………………………………………………………………………………....6

Глава 2. Влияние отечественной философской мысли………………………………………………………………………….……...10

Глава 3. Ортодоксальный марксизм Г.В. Плеханова………………………………………………………………………………….12

Глава 4. Материалистическое понимание истории……………………………13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованных источников…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В данной работе рассмотрены вопросы социализации личности. Самым основным вопросом является понятие «социализация».

 Прежде чем говорить  о роли культуры в социализации  личности, определим само понятие  «социализация». Существуют различные  его трактовки. Буржуазная социология понимает социализацию как адаптацию индивида к условиям внешней среды, хотя есть различные определения, но это лишь кажущиеся различия. Понимание социализации как адаптации сводит ее к прямому усвоению исторического опыта и подчинению личности нормам и установкам, господствующим в данной социальной среде. Таким образом, человеку отводится пассивная роль, ограничивающаяся усвоением достижений предшествующих поколений.

Отечественная социология в  понимании социализации опирается  на положение об определяющей роли социальной среды в формировании личности,считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Социализацию понимают и как приобщение индивида к ценностям общества, класса, присвоение им общественных отношений, включение его в систему общественных отношений класса, общества.

(См. ист. 1Стр. 157Михайлова)

Человек, рассматриваемый  в его индивидуальности, т.е. в качестве личности, и человек в его родовом понятии, т. е. как все люди, человечества, является, с одной стороны создателем, творцом общества, которое возникает только в процессе человеческой деятельности. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо только включаясь в социальный опыт, усваивая норы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.

Однако, сказанное не исчерпывает содержания многогранного процесса, каковым является социализация. Вышесказанной концентрирует внимание на вхождение индивида в социальную среду, усвоении им социальных влияний, приобщении его к системе социальных связей и отношений, к нормам и правилам поведения, к ценностям культуры. Если этим ограничиться, то личность предстает как пассивный продукт социализирующего  влияния среды. На самом же деле личность в процессе своего формирования очень избирательно относится к внешним воздействиям, включая и самых влиятельных для нее индивидов; она постепенно приобретает способность познания и оценки не только окружающих людей и их действий, но и самой себя. По мере взросления она все чаще осуществляет самостоятельный выбор собеседников, интересов и целей  своих действий, т.е. становится все более активным субъектом социальных отношений и взаимодействий. (См. ист. 2Стр. 277-278Бабосов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография и публицистическая деятельность Плеханова Г.В.

Итак, социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимосвязей с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социальной деятельности, личной переработки и видоизменения социального опыта.

 

 

 

 

 

 

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) — русский публицист и политический деятель, философ  – материалист, литературный критик, первый теоретик и пропагандист марксизма, создатель социал-демократической группы «Освобождение труда». Марксистскую философию считал системой синтетических идей, состоящей из универсального метода познания – диалектики, философии истории, призванной изучать мир как целое, когда остальные науки изучают его по частям. В сфере гносеологии был поглощен проблемой воздействия объекта на субъект, оставив на втором плане субъективную диалектику. Историю человечества объяснял, исходя не из имманентных законов мирового духа, но из развития производительных сил общества, отвергал ленинскую концепцию внесения сознания в народные массы извне, представляя ее новым изданием теории героев и толпы.

Основные философские  работы: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «К вопросу  о роли личности в истории».

Он окончил курс юнкерского училища, затем поступил в горный институт в Петербурге; там он познакомился с бунтарями-народниками и начал  пропаганду в кружках рабочих. Во время демонстрации на площади перед Казанским собором в Петербурге 6 декабря 1876 г. Плеханов произнес энергичную речь против правительства. После произнесения речи он успел переменить шапку, закутаться в башлык и неузнанным скрыться с площади. После этого тотчас же перешел на нелегальное положение. Скоро он занял выдающееся положение в партии Земли и Воли и стал членом редакции журнала "Земля и Воля", в котором поместил статью: "Законы экономического развития и задачи социализма в России", излагавшую программу партии. Будучи тогда народником-бунтарем, т. е. сторонником крестьянского социализма, верящим, что крестьяне в России по природе своей социалисты и вполне уже готовы к революции, Плеханов отличался от других товарищей по партии тем, что особенно дорожил пропагандой среди рабочих, видя в них, впрочем, не представителей пролетариата, а именно крестьян, поддерживающих тесные связи с деревней. Когда обнаружились разногласия в рядах Земли и Воли, приведшие к ее распадению на террористическую Народную Волю и чисто народнический Черный Передел. Георгий Валентинович был горячим противником террористических тенденций и страстно отстаивал старую народническую программу. После распадения партии (1879) он был редактором первого номера "Черного Передела", который в свет не вышел, так как 28 января 1880 г. был захвачен полицией в тайной типографии. После этого ему пришлось бежать из России и поселиться за границей. Первые годы его заграничной жизни были посвящены серьезному изучению экономической науки. Привлеченный в редакцию "Вестника Народной Воли" вместе с Лавровым, Тихомировым, Кравчинским, он еще до выхода в свет первого номера вышел из ее состава, так как между ним и его товарищами обнаружилось решительное разногласие. Знакомый с сочинениями Карла Маркса еще в народнически-бунтарский свой период и уже тогда принимавший марксизм, но толковавший его на народнический лад. К этому времени Плеханов сделался ортодоксальным марксистом и пришел к выводу, что если в России возможна революция, то только в тот момент, когда созреет пролетариат. В 1883 г. он вместе с Верой Засулич, Дейчем, Аксельродом и Игнатовым (умер в 1885 г.), основал группу "Освобождение труда". Вполне социал-демократическая по своей программе и задачам, она была скорее группой издательской, чем партийной. Первым ее изданием была замечательная брошюра  "Социализм и политическая борьба", в которой развиты основные принципы социал-демократизма. В противоположность старым народникам и позднейшим экономистам, признававшим только борьбу экономическую, Плеханов доказывал, что борьба за освобождение рабочего класса, которое должно быть вместе с тем освобождением человечества, возможна только на почве социал-демократичного учения и в форме борьбы политической. В след. году та же группа издала довольно объемистую книгу "Наши разногласия". Признавая заслуги народников и народовольцев в борьбе с деспотизмом, но отрицательно относясь к их теориям, называя эти теории даже прямо реакционными, Георгий Валентинович в своей книге еще раз и гораздо полнее обосновывает теорию марксизма в его применении к России. Эта книга может считаться исходной точкой русского социал-демократического движения. Несмотря на крайнюю резкость полемического тона и иногда явную несправедливость выходок против тех или других лиц, она обнаружила глубокое понимание момента и предвидение дальнейшего хода событий в России. Развитие капитализма и появление рабочего движения были предсказаны в ней чрезвычайно верно. В 1888 и следующих годах "Освобождение труда" выпустило 4 тома сборника "Социал-демократ" и множество брошюр, частью оригинальных, частью переводных. В числе первых было немало брошюр самого Плеханова, в числе вторых — брошюр им или под его редакцией переведенных. Начиная с начала 1880-х гг., он под разными псевдонимами, писал и в легальной литературе ("Отечественные Записки" ). В 1895 г. появилась в свет в Петербурге его книга: "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Ответ гг. Михайловскому, Карееву и К0", выпущенная под псевдонимом Н. Бельтова. Вместе с книгой И. Струве: "Критические Заметки", вышедшей за год до нее, она явилась новым обоснованием социал-демократизма. Ее легальная форма обеспечила ей распространение и значение еще гораздо большее, чем полученное книгой "Наши разногласия". Доктрина экономического материализма изложена в ней полнее и последовательнее, чем в какой бы то ни было книге, появившейся на русском языке до нее, а, пожалуй, и после нее; но этому изложению был придан характер резко полемический, ослабляющий впечатление.

Плеханов бывал на всех международных социал-демократических  конгрессах представителем от той или другой русской социал-демократической группы и несколько раз исполнял на них обязанности председателя. В 1889 г. Плеханов был выслан из Женевы, но вскоре вновь поселился там. В 1895 г. он выслан из Франции, как анархист, и с тех пор не имеет права въезда во Францию. Однако, когда он в 1900 г. приезжал в Париж, под чужим именем, на международный социалистический конгресс, то правительство Вальдека-Руссо не решилось его арестовать и вновь выслать. С 1901 г. П. был членом редакции и деятельным сотрудником русских социал-демократических изданий "Искра" и "Заря", выходивших в Женеве. На русском социал-демократическом съезде 1903 г., когда произошел раздор между большевиками и меньшевиками, Плеханов занял несколько неопределенную позицию, но скоро приблизился к меньшевикам, хотя по некоторым вопросам не сходился вполне с ними. Одно время ему пришлось выйти из состава редакции "Искра", но потом он вновь в нее вступил и редактировал "Искру" до ее прекращении (в конце 1905 г.). С 1905 г. он издает непериодическими брошюрками свой "Дневник социал-демократа", сначала в Женеве, потом в Петербурге. В этом дневнике он занял позицию, обособившую его как от меньшевиков, так и еще больше от большевиков и даже совершенно уединившую его в партии. Значительная доля ошибок социал-демократии в России объясняется, по его мнению, тем, что она не является еще в полном смысле слова рабочей партией; по своему составу это по преимуществу группа интеллигентская, что отражается как на ее миросозерцании, так и на ее тактике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Влияние отечественной философской мысли

В русской философско –  исторической мысли второй половины XIX в. значительное влияние приобретает направление, связанное с материалистическим истолкованием истории, разрабатываемое Георгием Валентиновичем Плехановым. Его истоки уходят в материалистическую традицию отечественной философии, наиболее последовательно представленную антропологическим материализмом Н.Г. Чернышевского, идеи которого в 70 – 80 – х гг. были широко известны в среде разночинной интеллигенции, и интерпретацией истории в духе экономического материализма М.А. Бакунина. Плеханов высоко ценил материализм Чернышевского, которому посвятил серьезное исследование («Н.Г. Чернышевский»), а в отношении Бакунина говорил, что его «великое уважение к материалистическому объяснению истории» сформировались под сильным влиянием бакунинской философии. В эти годы значительное воздействие на общественную мысль имел и «философский реализм» П.Н. Ткачева, стержнем которого, как он сам объяснял, была материалистическая методология, опирающаяся применительно к обществу на закон «самосохранения». Известное влияние на Плеханова оказали традиции русской «географической социологии» (В.О. Ключевский, Л.И. Мечников), в определенном смысле предопределившая специфику его историософской модели, и книга М.М. Ковалевского «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения», сильно поколебавшая его народнические воззрения. Иными словами историко – материалистические идеи Плеханова складывались под значительным влиянием отечественной философской мысли. (См. ист. 3 Стр.233-234)

Материалистическое понимание  истории  Плеханов противопоставляет субъективному методу  в социологии, который широко пропагандировали народники. Народники отрицали объективный характер законов истории, идеализировали докапиталистические формы жизни. Позиция Плеханова была прямо противоположной: капитализм в России, как и в Европе, выполняет прогрессивную роль, т.к. выкорчевывает феодальные и патриархальные порядки и открывает путь для более цивилизованных форм общественной жизни. Развитие капитализма в интересах не только буржуазии, но и пролетариата, который должен играть все более заметную роль в политическом развитии страны, в ее постепенной подготовке к социализму. Но предстоящая революция в России, считал Плеханов, может быть только буржуазной. (См. ист. 1 Стр. 212)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ортодоксальный марксизм Плеханова Г.В.

Зарождение русского, или  ортодоксального, марксизма относится к началу 90 – х годов, когда в Женеве несколько бывших народников ( П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич и др.) создали группу «Освобождение труда». Возглавил ее Плеханов, «самый выдающийся марксист до Ленина», как его называли в советской историографии. Прежде он был одним из крупнейших деятелей «Земли и Воли» и «Черного передела», дважды «ходил в народ» с революционной агитацией. В марксизм он перешёл, глубоко разочаровавшись в «революционной матафизике» народничества. Однако это не помешало ему воспринять теорию Маркса и Энгельса сквозь «призму бакунинского учения», традиций русской «географической социологии» (В.О. Ключевский, Л.И.Мечников), благодаря чему созданная им модель исторического материализма существенно отличалась от марксистского оригинала. Из многочисленных трудов Плеханова прежде всего выделяются следующие: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Основные вопросы марксизма»(1907), «История русской общественной мысли» (1914)

Освещая мировоззрение Плеханова, необходимо подчеркнуть, что он был сторонником не просто материалистического, а монистического понимания истории. В соответствии с этой позицией он производил монистическую корректировку идеи Маркса об определяющей роли экономических отношений, подчиняя их влиянию географической среде. Географическая среда, воздействуя на характер производительных сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной «надстройки». Отношения между «основанием», т.е. базисом и надстройкой Плеханов выразил в виде так называемой «пятичленки». (См. ист. 2 Стр.185)

 

 

 

 Материалистическое  понимание истории

Формирующим фактором философии  истории Плеханова был марксизм. Философия истории по глубоком убеждению Георгия Валентиновича – это исторический материализм Маркса, имеющий своим эмпирическим материалом всю историю человечества(всемирную историю). «От Маркса мы впервые получили материалистическую философию истории человечества», - утверждал Плеханов.  (См. ист. 3 Стр.497-499)

Ее научная значимость связана с тем, что она указывает  не на причины отдельных явлений, характеризующих исторический процесс, а на то как надо подходить к обнаружению и объяснению этих причин, т.е. как возможно историческое знание, что лежит в основе философского понимания исторического процесса. В этом, по мнению Плеханова, состоит методологическое значение  материалистического понимания истории. Убедительнее всего об этом свидетельствует, считал Плеханов, «Капитал», в котором представлена вся материалистическая философия истории Маркса. Как справедливо отмечает В.Ф. Пустарников, «к каким бы работам Плеханова мы не обращались, повсюду прослеживается одна и та же логика мысли. Плеханов вполне сознательно истолковывал исторический материализм как «философию истории». Отстаивая этот тезис, он впервые «изложил материалистическое понимание истории на языке марксовых категорий». Таким образом, можно сказать, что Плеханов выступил, с одной стороны, наиболее ярким и последовательным продолжателем отечественной традиции, а с другой – одним из первых, связавших эту традицию через марксизм  с философией истории. Следует отметить, что знакомство российской интеллигенции с произведениями Маркса и Энгельса состоялась намного раньше: в середине 40-х гг. в России была известна работа Маркса «К критике гегелевской философии права», в 1861 г. «Современник» опубликовал изложение Н.В. Шелгуновым работы Энгельса «Положение рабочего класса в Англии».

В 70-80 – е гг. русская  интеллигенция читала, хотя и не всегда глубоко, Маркса, его идеи были весьма популярны, а отдельные работы передавались для чтения «из рук в руки». Это во многом объяснялось спецификой общественно – политической ситуации: к началу 80-х гг. революционное народничество и в теории и на практике зашло в тупик. Выход из этого тупика некоторые пытались найти в марксизме. Марксизм был воспринят как «неозападничество», «свежий ветер с Запада» (Франк), как последнее слово европейской философии и науки. В нем увидели доктрину, которая может дать отсталой и усталой России ответ на вопрос, как вырваться вперед и приобщится к достижениям мировой цивилизации. Вот почему в 90 – е гг. в марксизме получили «крещение», по словам Г.П. Федотова, все направления русской общественной мысли. Но систематическое изложение идей марксизма, включение их в контекст отечественной философской мысли связано с Г. В. Плехановым, и в этом смысле Плеханов был первым русским марксистом.

Материализм, своей философской грубостью и наивностью отталкивавший ранее многих интеллигентов, превратился в руках Плеханова в заманчивое мировоззрение, поскольку внесение в него диалектического метода создавало впечатление, что такой материализм – всеобъясняющая теория. Упрощенчество старого материализма типа Фогта и Молешотта казалось преодоленным. Плеханов сам превосходно владел диалектикой, и против его аргументов трудно было бороться. Главное же – в марксизме казалась преодоленной та пропасть, тот дуализм между общефилософским мировоззрением и областью социального развития, который составлял слабую сторону народников» - так охарактеризовал значение Плеханова исследователь русской философии С.А. Левицкий.

Информация о работе Биография и публицистическая деятельность Плеханов Г.В