Биография Галилео и формирование его взглядов в свете истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:56, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в раскрытии сущности философии Г.В. Галилео.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть биографию Галилео и процесс формирования его взглядов в свете истории;
- проанализировать творчество Галилея и его философскую деятельность.

Файлы: 1 файл

Философия Г.В.Галилео.docx

— 30.93 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область – философия природы. Параллельно с ней развивается новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. Видное место завоевывает математика, принцип математизации науки соответствует основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного и философского мышления.

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630) и Галилео Галилея (1546-1642).

Изучая астрономические объекты ученые того времени на практике постигали законы движения небесных тел и заложили фундаментальные понятия для развития другой науки-физики. Одним из основоположников фундаментальных законов физики и стал Галилео Галилей.

Цель настоящей работы заключается в раскрытии сущности философии Г.В. Галилео.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть биографию Галилео и процесс формирования его взглядов в свете истории;

- проанализировать  творчество Галилея и его философскую деятельность.

 

 

 

 

1. Биография Галилео и формирование  его взглядов в свете истории

 

Основоположником экспериментально-математического метода исследования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642). Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира.

Галилей родился в семье обедневшего дворянина в городе Пизе 15 февраля 1564 года (недалеко от Флоренции) в семье знатной, но обедневшей. Отец ученого был композитором и музыкантом, однако на вырученные деньги жить было скудно, и последний подрабатывал торговлей сукном. До 11 лет Галилей учился в обычной школе, но после переезда семьи во Флоренцию стал учиться в школе при монастыре бенедиктинцев, а в 17 лет поступил в Пизанский университет и стал готовиться к профессии врача. Первая научная работа Галилея «Маленькие гидростатические весы» вышла в свет в 1586 году, и она принесла некоторую известность Галилею в среде ученых. По рекомендации одного из них – Гвидо Убальде дель Монте Галилей в 1589 году получил кафедру математики в Пизанском университете и в 25 лет стал профессором.

Галилей преподавал студентам математику и астрономию в соответствии с учением Птолемея и к этому же периоду времени относятся его опыты, которые он ставил, бросая различные тела с наклонной Пизанской башни, чтобы убедиться падают ли они в соответствии с учением Аристотеля – тяжелые быстрее, чем легкие. Ответ получился отрицательным.

В работе «О движении» вышедшей в 1590 году Галилей подверг критике аристотелевское учение о падении тел. Критика Галилеем взглядов Аристотеля вызвала недовольство и ученый принял предложение занять кафедру математики в Падуанском университете1. Биографы ученого отметили падуанский период как самый плодотворный и счастливый в его жизни. Здесь Галилей обрел семью, женившись на Марине Гамба и у него родились две дочери: Вирджиния (1600), Ливия (1601) и сын Винченцо (1606). В 1606 году Галилей увлекся астрономией

Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно, а, следовательно, и для прогресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении – «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные, скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники, Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т.д. Благодаря этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу «Колумба неба». Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной. Работы Галилея по астрономии в марте 1610 года он опубликовал в своем труде «Звездный вестник», и это стало началом его новой жизни. тосканский герцог Козимо 11 Медичи предложил Галилею стать придворным математиком и тот принял предложение, возвратившись на жительство во Флоренцию.

Указанные открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластиками и церковниками, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Если до сих пор католическая церковь по изложенным выше причинам была вынуждена терпеть воззрения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту гипотезу невозможно, то теперь, когда эти доказательства появились, римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Коперника даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника вносится в «Список запрещенных книг» (1616 г.). Все это поставило деятельность Галилея под удар, но он продолжал работать над совершенствованием доказательств истинности теории Коперника. В этом отношении огромную роль сыграли работы Галилея и в области механики. Еще будучи студентом Галилео Галилей наблюдал в соборе города Пиза, что люстры различных размеров и веса, но имеющие одинаковую длину, имеют и одинаковые периоды колебаний.  Он сравнил люстры с маятником и на основании этого сделал вывод что период колебаний маятника будет тем больше, чем маятник будет длиннее. Так как в то время механические часы еще не были изобретены для измерения времени при определении периода колебаний Галилей использовал удары собственного пульса.

Господствовавшая в эту эпоху схоластическая физика, основавшаяся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, была засорена представлениями о движении вещей в соответствии с их «природой» и целью, о естественной тяжести и легкости тел, о «боязни пустоты», о совершенстве кругового движения и другими ненаучными домыслами, которые сплелись в запутанный узел с религиозными догматами и библейскими мифами. Галилей путем ряда блестящих экспериментов постепенно распутал его и создал важнейшую отрасль механики – динамику, т.е. учение о движении тел2.

Уже с 1616 года Галилея обвиняли в стремлении к ереси, так как учение Коперника в этом году 11 богословов признали ложным и книга Коперника «Об обращении небесных сфер» внесена в индекс запрещенных книг, соответственно запрещалась любая пропаганда учения Коперника.

В 1623 году под именем Урбана V111 папой становиться друг Галилея кардинал Маффео Барберини и Галилей надеялся на отмену указанного выше запрета, но получив отказ вернулся во Флоренцию. Там Галилей продолжил работу над своей книгой «Диалог о двух главнейших системах мира» и в 1632 году она увидела свет. Выход книги вызвал острую реакцию церкви и ученого вызвали в Рим.

Следствие по делу Галилея тянулось с апреля по июнь 1633 года и 22 июня Галилей, произнес перед судом инквизиции текст отречения, а после этого выслан на свою виллу, находясь под домашним арестом Галилей пишет «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых областей науки», где в частности излагает основы динамики (закон свободного падения, закон сложения перемещений, учение о сопротивлении материалов) однако книгу отказываются печатать и она выходит только в Голландии в июле 1638 года, однако ослепший ученый так и не смог увидеть свой труд воочию, а мог лишь пощупать его руками3.

8 января 1642 года Галилей умер.

В ноябре 1979 года римский папа Иоанн Павел 11 официально признал, что инквизиция в 1633 году в отношении ученого допустила ошибку заставив его силой отречься от теории Коперника.

 

2. Творчество Галилея и его  философская деятельность

 

В основе мировоззрения Галилео Галилея лежит признание им объективного существования мира, который бесконечен и вечен, при этом ученый-философ допускал божественный первотолчок. В природе, по его мнению, ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение – универсальное механическое передвижение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда подлинная цель науки – отыскать причины явлений. Исходный пункт познания природы, по Галилею, – наблюдение, а основа науки – опыт.

Галилео Галилей утверждал, что задача ученых не добывать истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путем абстрактных, отвлеченных умствований, а изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии. Развивая в гносеологии идею безграничности «экстенсивного» познания природы, философ-естествоиспытатель допускал и возможность достижения абсолютной истины, т.е. «интенсивного» познания.

В изучении природы Галилей выделял два основных метода познания:

- аналитический;

- синтетический4.

Сущность первого заключалось в том, что понятие опыта, в отличие от своих предшественников, Галилей не сводил к простому наблюдению, а предпочитал планомерно поставленный эксперимент, посредством которого исследователь как бы ставит природе интересующие его вопросы и ищет на них ответы. Метод этот ученый назвал резолютивным, который, в сущности, есть метод анализа, расчленения природы, т.е. аналитический. Другим важнейшим методом познания Галилей признавал композитивный, т.е. синтетический, который посредством цепи дедукции проверяет истинность выдвинутых при анализе гипотетических предположений. При этом Галилей считает, что, хотя опыт и является исходным пунктом познания, но сам по себе он не дает еще достоверного знания. Последнее достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, которое опирается на строгое количественно-математическое описание. В итоге достоверное знание мы получаем при сочетании синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного.

Таким образом, гениальным ученым была разработана методика научного исследования, которая состояла из следующих этапов: наблюдение, выдвижение гипотезы, расчеты по воплощению гипотезы на практике и экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы на практике.

Сочинения Галилео Галилея по литературе положили начало итальянской научной прозе. Из его художественных произведений известны набросок одной комедии и сатирическое «Стихотворение в терцинах».

Главное в том, что Галилей на практической основе подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно о гелиоцентрической системе мира, за что он и был подвергнут суду инквизиции. Этот суд под угрозой казни вынудил великого ученого формально отречься от своих воззрений и покаяться, но не изменил его действительных взглядов. В 1971 католическая церковь отменила решение об осуждении Галилео Галилея.

В качестве философа Галилей, как и многие философы Средневековья, исповедует теорию двух истин. По Галилею, есть две истины: истина, изложенная в Св. Писании, и истина, изложенная в книге природы5. Они не противоречат друг другу, поскольку Св. Писание является книгой Божественного откровения, а книга природы – книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги мы можем разными способами. Оба они самостоятельны: познавая Св. Писание путем откровения, путем веры, или познавая книгу природы путем разума, мы приходим в конце концов к одним и тем же положениям. Св. Писание, по мысли Галилея, безошибочно, ошибаются его толкования. Здесь Галилей занимает антисхоластическую позицию. Библию не следует понимать буквально; главное в понимании Библии – аллегорическое ее исследование. Но когда человек изучает природу, он должен изучать именно природу, а не смотреть на Библию, иначе происходит подмена методов и пользы от такого исследования не будет.

Из других философских положений, кроме теории «двух книг», следует выделить учение о первичных и вторичных качествах (учение, впервые изложенное античными атомистами Левкиппом и Демокритом): материальные тела содержат в себе объективно первичные качества (протяженность, размеры, вес и плотность) и вторичные, которые самим вещам не присущи, а являются лишь отражением этих качеств в человеческом уме.

Галилей глубоко знал античную и современную ему философию. Но и она не удовлетворяет ученого, поскольку в отличие от науки не основывает свои выводы на опыте, эксперименте. Характерно в связи с этим отношение Галилея к центральной в творчестве Бруно идее бесконечности Вселенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Период становления физики как науки в историографы датируют началом 17 века по 80-е годы 17 века.

При этом все отмечают, что Галилео Галилей выступил как основоположник точного естествознания и его выводы заложили начало физики как науки. Свои физические выводы Галилей в большинстве случаев сделал на основе опытов, сопоставляя и логически опровергая положения Аристотеля.

Произведения Галилея носят яркую антисхоластическую направленность. Приведенные в них астрономические наблюдения поставили под сомнение перипатетические представления о принципиальном различии небесного и земного мира, дали новые фактические подтверждения гелиоцентрической теории Коперника и идеи Бруно о бесконечной множественности миров.

Таким образом, в новое время Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу. Этого взгляда придерживалось затем большинство передовых мыслителей 17 – 18 вв. Научно-философская деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли в Европе - механистическому и метафизическому материализму 17 - 18 вв.

Имя Галилея вошло в историю мировой науки как одного из крупнейших ученых эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Горелик Г. Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации. – Москва: АСТ, 2013. – 329. [Электронный ресурс]:http://www.corpus.ru/products/files/products/Pages%20from%20Gorelick-new.pdf
  2. Кармин А.С. Философия: учебник для вузов / Под редакцией А.С. Кармина, Г.Г. Бернацкого. – СПб.: Питер, 2009. – 596 с.
  3. Липский Б.И. Философия. – Москва: Юрайт, 2011. – 631 с.
  4. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII. – Москва: Высшая школа, 2003. – 293 с.
  5. Философия: Учебник / Под ред. Н.И. Сидоренко. – Москва: Российская экономическая академия, 2004. – 483 с.

Информация о работе Биография Галилео и формирование его взглядов в свете истории